Обсуждение после визита
Важно: При анализе визита не начинайте с рассказа своему агенту того, что он сделал
хорошо, а что плохо. Вместо этого поинтересуйтесь его мнением по этому вопросу.
Выслушайте то, что он вам расскажет. Смысл этого маневра: Если разговор начнете вы,
он найдет это угрожающим и потратит много энергии на защиту себя от ваших нападок.
Он не будет внимательно вас слушать и не сможет ничему научиться.
Но если вы дадите ему возможность самостоятельно критиковать себя, то обнаружи
те, что он намного более открыт к вашим комментариям. Если агент выговорится, он
воспримет ваши слова не как атаку, а как попытку сообща решить его проблемы.
Основы эффективных продаж
Далее, выслушивая оценку агента по поводу прошедшего визита, вы сможете загля
нуть в его мысли и получите намного более реальную картину его сильных и слабых
сторон.
Вот некоторые вопросы, с которых вы можете начать анализ визита:
· Каково общее впечатление от визита? Хорошо ли он прошел?
· Если сделка не была достигнута: Был ли ДМ благосклонен к нам и нашему товару?
Если нет, то почему? Если нет, как можно исправить положение?
· Если бы у вас была возможность повторно совершить этот же визит, что бы вы
сделали так же? Что по-другому?
· Наблюдались ли противоречия в словах ДМ и других присутствующих?
· Какие невербальные сигналы были достаточно ясными, какие нет?
· Получали ли вы от ДМ другие незаметные сигналы, например о том, что он хотел
закончить визит раньше, чем вы, или что он посчитал, что вы оказываете на него
давление?
· Каков должен быть следующий шаг в работе с этим потенциальным клиентом?
· Сообщил ли вам ДМ какие-либо полезные сведения: о товаре и его цене, конкурен
тоспособности, новых потенциальных областях применения или рынках сбыта?
Когда ваш работник выскажет свою точку зрения, вы можете предложить ему аль
тернативные методы, которые работают лучше. Будьте заботливы и рассудительны — вы
ведь не хотите, чтобы ваша реакция напоминала игру в «салочки»!
· Начинайте подводить итоги с того, что агент сделал правильно. Будьте особенно
внимательны с новичками. Найдите комплименты, которые их поддержат. Старай
тесь добиться того, чтобы человек опирался на свои сильные стороны, — это нам
ного лучше, чем дразнить его потоком критики.
· Подводя итоги встречи, следуйте указаниям в главе 43 (где описано, что делать, ес
ли человек не знает, что или как он должен делать). Будьте конкретны, обрисовы
вая вашу позицию с точки зрения конкретных задач, забудьте о подходе «вины и
наказания», и будьте, будьте терпеливы.
· Дайте человеку возможность ответить на ваши слова. Пусть он задает вопросы,
чтобы прояснить вашу точку зрения. Используйте короткие ролевые мини-игры,
поясняющие предлагаемый вами подход.
· Заканчивайте разговор, развивая свои советы в общей перспективе, чтобы агент
мог видеть их как составляющие общей корпоративной работы, которую он делает
по крайней мере хорошо.
С другой стороны: Как тренера, вас интересует независимость торговца и его само
достаточность. Один из способов — установить обычай, по которому каждый приходя
щий к вам с проблемой торговец обязан вместе с ней принести и два-три варианта
решения с обоснованием, включающим позиции как за, так и против каждого.