Майкл Т. МакГалли
Системы поощрений
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании
Давайте рассмотрим основные методы вознаграждения работников. У каждого из
этих методов существуют как слабые, так и сильные стороны. Если вы хотите создать
эффективную систему вознаграждения, вам обязательно необходимо знать как те, так и
другие и комбинировать эти методы в необходимых вам качествах и пропорциях. В
процессе сравнения этих методов отследите эффекты их применения в следующих об
ластях:
1. Стимулирующий (или мотивационный) эффект. Насколько хорошо этот метод
вознаграждения стимулирует агентов к выполнению нужных вам действий? Когда и
как они должны выполняться?
2. Ваша способность к управлению персоналом, приоритетами и т. д. Политика исполь
зования чисто комиссионных выплат лишает вас возможности прямого управления
вашими торговцами. Вы не можете прямо указать им, как они должны действовать,
на каких клиентах им нужно сосредоточиться и т. д. Агенты, получающие только
комиссионные, в действительности являются предпринимателями, на базе вашей
фирмы реализующими свой маленький бизнес. Если они сосредоточиваются на уже
известных клиентах, «снимая сливки», то вам придется выбирать — идти у них на
поводу или положить конец этой неуправляемой ситуации.
С другой стороны, если вы платите персоналу ставку, то фактически вы покупаете их
время. В такой ситуации вы можете прямо диктовать им подходы, которые следует
использовать в работе, приоритеты и многое другое. Однако, если ваша система
оплаты не включает бонусов и поощрений, вам грозит опасность халатного отноше
ния персонала к своей работе. Одна и та же сумма выплачивается как за хорошую,
так и за плохую работу, и у вас нет стимула, чтобы заставить людей более ответствен
но относиться к своему делу.
3. Легкость применения. Чтобы ваша система вознаграждений была применима на
практике, она должна быть достаточно простой. Слишком сложные системы требу
ют больших затрат времени, что в первую очередь бьет по вашим доходам. Кроме
того, она должна быть понятна вашему персоналу. Как уже указывалось, способность
вашего агента в любой момент времени рассчитать заработанную им сумму является
одним из мощнейших факторов, стимулирующих его активность.
4. Возможность для агентов заранее рассчитать сумму заработка. Хорошие торговцы
стремятся к инициативе в работе, и им по вкусу получать процент от собственных
продаж. Как и у каждого человека, у них есть фиксированные расходы, например
закладные, кредитные выплаты, счета за медобслуживание и т. д. Если такой торговец
в состоянии правильно рассчитать сумму своего заработка, он может предусмотреть
ее в своем бюджете и полностью сконцентрироваться на продажах. Что касается
эффекта — не удивляйтесь, если такой работник сможет разделаться со своими
долгами за месяц-полтора.
5. Сколько наличных потребуется выплатить из вашего кармана или бюджета ком
пании? Это особенно важно, если вы только начинаете свое дело. Есть ли у вас
наличные, чтобы выплатить зарплату и т. д. без первых продаж? Можете ли вы
рисковать, обязываясь выплачивать твердую зарплату тем, кто еще ничего не произ
вел и не заработал для фирмы?
6. Степень мотивации, заставляющая торговца стоять на страже интересов компании,
в особенности — долгосрочных интересов.
7. Лояльность по отношению к компании и уменьшение шансов ухода с работы. Наем
и обучение новых работников — весьма дорогостоящая операция. Создавать систему
вознаграждений, которая не способна удержать ваших лучших работников, — не в
ваших интересах.
8. Вероятный эффект удовлетворения клиента вашим товаром и вашей компанией.
Наихудшая из возможных ситуаций — если ваша система поощрений подталкивает
торговцев к заключению одноразовых сделок любой ценой. Это политика большой
дубины. В первую очередь она способствует отчуждению клиентов от вас и вашего
товара.
Примечание: В основе эффективной системы вознаграждений, очевидно, должна
лежать комбинация из двух типов выплат. Первый — это постоянная часть (ставка, аванс
и т. п.), второй — переменная часть, прогрессирующая вместе с ростом эффективности
работы торговца. Эта переменная, или «обусловленная» часть может быть достаточно
многообразной, например комиссионные плюс бонусы в конце года, которые как бы
подводят итог вашей оценке работы агента. В дальнейшем она может быть дополнена
специально присуждаемой наградой или премией.