Сфокусированные вопросы
В действии
В предыдущей главе мы рассматривали применения Клина Торговли в качестве
инструмента продажи. В этой главе, на примере типичного разговора между продавцом
и клиентом, изучим Клин в действии. Этот диалог между торговцем (Т) и ДМ поможет
вам ощутить то, каким образом вопросы в клиновидной последовательности сливаются
в плавную беседу.
Обратите внимание на то, как практически все три типа вопросов соединяются
вместе в естественную форму диалога. Когда они применяются умело, ДМ не слышит
«лязгания механизмов», когда продавец переходит от одной группы вопросов к другой.
В этом примере торговец предлагает разработанную им систему обработки тексто
вой информации. Он надеется убедить ДМ, которым в данном случае является менеджер-
партнер в юридической фирме, установить новое оборудование вместо старого.
Это первая встреча продавца и ДМ.
Открывающие выражения/обзорные вопросы
Т: «Как я уже упоминал в нашей телефонной беседе на прошлой неделе, мы имели возможность
оказать помощь нескольким юридическим фирмам этого региона в повышении продуктивности их
работы — и следовательно, их рентабельности. Я здесь, потому что я уверен, что мы можем быть
полезны и для вашей фирмы».
ДМ: «Надеюсь, что сможете. Мы определенно нуждаемся в помощи».
Т: «Не могли бы вы представить мне краткий обзор состояния дел в вашей фирме? Это мне необходимо
для того, чтобы я мог лучше соотнести свое объяснение с вашими потребностями. Насколько мне
известно, вы работаете с двадцатью двумя партнерами — однако сколько всего компаньонов у
вашей фирмы?
ДМ отвечает на вопросы, и Т продолжает, спрашивая, есть ли какие-либо планы
увеличения дохода. ДМ отвечает «Никаких, помимо нормального роста».
Т: «Вы упоминали, что ваша фирма много занимается судебными процессами для страховых компаний.
Это означает, что вы накапливаете огромное количество бумаг, — предложения, депозиты,
сводки, и прочее. В какой форме обычно поступают к вам эти материалы? Они печатаются?»
ДМ: «Каждый партнер имеет секретаря. Кроме того, у нас есть центр обработки информации для
крупных проектов».
Т: «Случалось ли такое, что большое количество печатной работы наваливается сразу? Может ли
кто-нибудь еще, помимо вашего секретарского персонала, справляться с этой работой? Что
происходит потом? Как вам удается выполнить работу, укладываясь в график? Срывает ли этот
наплыв нормальное течение работы в офисе? К чему это приводит?»
Обратите внимание: В целях сокращения объема я привожу различные вопросы в