Майкл Т. МакГалли
придется разбираться с конкретными, а не общими потребностями конкретной, а не
обобщенной организации. Основываясь на своем опыте общения с другими клиентами,
вы можете в целом представить, каковы потребности данного ДМ. Следовательно, пот
ребности клиента вам ясны, но... только вам.
Убедитесь, что ДМ мысленно проходит вместе с вами все этапы процесса анализа.
Очень важно получить ответы на все возникающие вопросы и пройти все этапы анализа
совместно. Некоторые вопросы и ответы могут оказаться настолько же важными, нас
колько и трудно произносимыми. Но не забывайте, что вы уже проходили все ступени
этого аналитического процесса — тогда как ДМ делает это впервые.
Задавая вопросы, вы управляете мышлением ДМ, — а значит, ему приходится ду
мать по-новому, основываясь на непривычных для него позициях. Взглянув (с вашей
помощью) на свои проблемы в непривычном ракурсе, ДМ может и сам подсказать вам
ряд аргументов в пользу заключения сделки. Если ДМ упомянет доводы в пользу вашего
предложения, вы сможете позднее повторить эти слова в качестве ее «авторитетной»
поддержки. Все, что ДМ говорит вам о своих потребностях и вытекающих из этого
выводах, следует иметь в виду как намного более веские доводы, чем все, что можете
сказать вы.
С другой стороны, даже если вы в общем уверены в будущих ответах ДМ, ответы
каждого конкретного ДМ или каждой конкретной организации могут вас озадачить.
Использование диалога, построенного по типу вопрос-ответ, в качестве ведущей
торговой тактики — довольно редкий случай. Чтобы эта тактика принесла успех, вам
необходимо последовательно применять хорошо продуманные серии вопросов, которые
должны вывести на поверхность фактическое положение дел и логически привести ДМ к
тому решению, которое вам необходимо.
Более подробно мы рассмотрим способы торговли с помощью задавания правиль
ных вопросов в следующей главе.
Выводы
Если вы хотите заключить сделку, ваш ДМ прежде всего должен знать о существую
щей проблеме и о том, что она достаточна серьезна, чтобы вкладывать деньги в ее
решение.
Для того чтобы помочь ДМ осознать наличие проблемы и ее значение, вы можете
выбрать одну из трех основных стратегий:
1. Вы можете дать вашему товару возможность говорить самому за себя. Иногда прос
той показ того, что вы имеете, или рабочего образца является достаточным, чтобы
создать ощущение потребности и, следовательно, заключить сделку. Но это доста
точно редкий случай. Если товар сам по себе не может сделать этого, — ваша сделка
имеет шанс сорваться.
2. Вы можете прямо сказать клиенту о его проблемах. Иногда это срабатывает. Но
иногда это отталкивает ДМ и заставляет его защищаться, что блокирует дальнейший
прогресс.
3. Вы можете задавать наводящие вопросы, заставляя таким образом клиента самосто
ятельно рассказать вам о своих проблемах. Этот метод требует больше времени, чем
два предыдущих. Однако «развязать клиенту язык» — обычно наиболее продуктив
ный подход, поскольку ДМ приобретает реальное ощущение ситуации и находит
«собственное» решение своих проблем.
Глава 10
Продаем, задавая вопросы: