Если вы не уверены относительно фирмы или ДМ
В этой главе мы исходили из уверенности в том, что эта организация реальна в
качестве потенциального клиента и что наш ДМ действительно подходящий ДМ. Но что
делать, если вы не уверены? Если встреча удобна — в смысле расположения, времени и
так далее — может быть, было бы лучше использовать шанс и разобраться, насколько это
реально.
Заключение сделок при личной встрече — дорогое удовольствие в смысле вкладыва
емых времени и средств. Если вы не можете провести эту встречу тогда, когда окажетесь
поблизости по другому поводу, вам было бы полезнее задать несколько отсеивающих
Основы эффективных продаж
вопросов прежде, чем вы начнете договариваться о встрече. Какие это будут вопросы —
зависит от особенностей вашего товара. Этот сценарий может подать вам несколько идей
по этому поводу. (Т — торговец, ДМ — ДМ).
Т: Мистер Хопкинс? Это Тина Роджерс из TGR Associates. Я звоню вам, так как мне кажется,
что мы можем поднять продуктивность работы вашей фирмы за счет снижения офисных нак
ладных расходов — возможно, на двадцать процентов в течение первого года. Однако, если
честно, я не уверена, что на самом деле существует подходящая связь между нашим предло
жением и вашими потребностями. Мне бы хотелось задать вам несколько коротких вопросов.
Это займет примерно две минуты. Мы можем поговорить сейчас или мне перезвонить вам
позже?
ДМ: Можно поговорить сейчас, если это действительно займет пару минут.
Т: Я сделала небольшое предварительное исследование. Разрешите мне начать с проверки
тех данных, которые мне удалось получить. Просто, чтобы убедиться, что все точно. Как я пони
маю, вы — партнер-распорядитель этой фирмы и вашими обязанностями является надзор за
всем, что касается операций в офисе. Это действительно так?
ДМ: Действительно. Есть несколько аспектов, которые я уточняю с советом директоров.
Т: Если фирма захочет усовершенствовать свое компьютерное оборудование, войдет ли это в
вашу сферу компетентности?
ДМ: В какой-то мере. Если это касается программного обеспечения для офиса — это моя сфе
ра деятельности — например, бухгалтерская система, обработка письменной информации, и
так далее. Однако если это касается программного обеспечения с профессиональной стороны,
как, например, специализированное программное обеспечение для дизайна, — т о г д а это сфе
ра компетенции моего партнера, он отвечает за профессиональные операции.
Т: Понятно. Думаю, мне стоит поговорить с ним. Партнер, отвечающий за профессиональные
операции, — это официальная должность? Не могли бы вы сообщить мне его имя и номер те
лефона?
Помните, что находясь в поисках информации, вы слишком открываете себя под
вопросами человека, с которым разговариваете. В этот момент существует риск, что
человек услышит достаточно, чтобы понять, что он не хочет встречаться с вами, даже
если вы в конце концов решите, что вам необходимо с ним встретиться. Однако с другой
стороны, вы получаете шанс посредством телефонного разговора избежать напрасной
траты времени на неподходящую вам встречу.
Выводы
Пройдя систему отсева, переходите к стадии «дозвониться, договориться и испа
риться». В этот момент вы должны кратко представить себя и попросить о встрече. Еще
не время пускаться в длительные объяснения или (тем более) пытаться заключить сделку
по телефону.
Чтобы быстро разжечь у ДМ интерес к вашему предложению и добиться встречи, вы
можете:
1. Объяснить, что, звоня ДМ, вы следуете личному совету кого-то, кого ДМ знает.
2. Кратко подчеркнуть ваши успехи с другими клиентами.
3. Кратко набросать картину, чем вы можете быть полезным организации ДМ, бази
руясь на своем опыте.
4. Объяснить, что вы звоните по поводу информации, о которой ДМ спрашивал вас
раньше.
Избегайте пускаться в детальные объяснения о том, что представляет собой ваш
товар или сколько он стоит. Вместо этого постарайтесь сфокусироваться на том, чем он