Когда стоит начинать с менеджера по закупкам, а когда нет

Хоть это и может показаться странным, начинать с обращения к менеджеру по

закупкам обычно не слишком хорошая идея. Чаще всего менеджер по закупкам полно­

мочен говорить НЕТ, а не ДА — по крайней мере, когда дело касается нового товара.

В большинстве организаций менеджеру по закупке отводится координирующая

роль в вопросах покупки уже известных товаров. Если вы продаете копировальную

бумагу или тонер* (или любой другой обычный товар), то отдел по закупкам — лучшее

место, куда вам следует обращаться.

Однако если вы продаете какое-либо новшество (независимо от того, продукт ли это,

услуга или новая система организации труда), вам лучше сразу обращаться к реальным

пользователям и создавать ощущение потребности на этом уровне.

Неудобно? Представьте себя продающим один из первых компьютеров пару десят­

ков лет назад. Если вы сразу обратитесь в отдел по закупкам, они могут вам ответить:

«Гм-м-м, у нас есть распоряжение на покупку дюжины печатных машинок Selectric и

дюжины калькуляторов. Но этот странный ящик, который вы предлагаете, явно не

Selectric и не совсем соответствует нашей спецификации калькулятора. Так что, извините,

но мы не заинтересованы в вашем товаре».

Но предположим обратное — вы нашли подход к начальнику технического отдела

или к кому-либо в юридическом отделе, кто столкнулся с необходимостью откорректи-

 

Красящігй порошок к копировальному аппарату.


 

 


 

 

Майкл Т. МакГалли


 

ровать окончательный вариант какой-либо обширной документации. Однажды увидев,

какие усовершенствования может принести ваш маленький компьютер, они, возможно,

найдут способ открыть перед вами нужные двери.

Вот почему я советую вам обращаться в отдел по закупкам в последнюю очередь.

(Это же касается обращения в отдел кадров, если вы предлагаете свои услуги.) Наоборот,

ищите подходы к тому человеку или подразделению компании, которые имеют реальную

потребность в вашем товаре.

Отделу по закупкам, для приобретения новшеств, в большинстве случаев не хватает

Полномочий. Менеджер по закупкам определенно не испытывает Потребности в вашем

товаре, если только он не имеет отношение к сфере его деятельности. И кроме того,

менеджер по закупкам располагает весьма выраженным лимитом Денег.

А теперь, несмотря на все сказанное, рассмотрим несколько случаев, когда обраще­

ние в отдел закупок было бы хорошей идеей:

· Обращайтесь в отдел по закупкам, если вы не можете другим путем определить че­

ловека, имеющего необходимые AND для принятия положительного решения по

интересующему вас вопросу. В общем, вы можете обратиться по телефону — если

вы не очень заинтересованы в проведении полноценной презентации вашего това­

ра. Этот телефонный разговор должен быть как можно более коротким, примерно

30 секунд. Вот его примерная модель:

«Меня зовут Грета Росс, я работаю в компании XXIst Century Containers. Мы разработали ради­

кально новый тип контейнеров для перевозок хрупких или очень ценных предметов. Я знаю,

что ваша компания производит комплектующие для компьютеров, которые являются весьма

подходящим для наших контейнеров грузом. Посоветуйте, пожалуйста, к кому я должна обра­

титься в вашей организации».

· Если необходимо, далее объясните, какие «требования» вы предъявляете к предпо­

лагаемому ДМ:

«Как подсказывает опыт, отдел отгрузки, в общем, не подходит для решения этого вопроса, так

как выбор упаковки, как правило, осуществляется на более ранних этапах процесса».

· Обращайтесь в отдел по закупкам, когда вы уверены, что «колеса уже в движении»

— то есть процесс покупки вашего товара уже пошел. В этом случае менеджер по

закупкам уже имеет необходимые Полномочия и Деньги, а Потребность уже пере­

дана от других подразделений компании.

· Обращайтесь в отдел по закупкам, чтобы получить перечень заявок, принятый

компанией к оплате. (Только не сидите сложа руки в ожидании, когда компания

начнет упрашивать вас. Невзирая ни на что, продолжайте предпринимать актив­

ные шаги по поиску соответствующих менеджеров.)

 

Директор учебной программы: когда начинать отсюда, а когда нет

Если вы продаете готовую обучающую продукцию (например, видео- или аудио­

записи или семинары по актуальным в этом году проблемам), тогда, возможно, будет

правильным начинать с директора учебной программы, начальника отдела кадров или

координатора по связям с общественностью (или к другим должностным лицам — это

зависит от организации). Этот человек, возможно, имеет Полномочия, Потребности и

Деньги для подобных вещей, в частности если ваша продукция сфокусирована на тех

сферах деятельности, которые приносят фирме положительную известность, как, напри­

мер, практикумы по технике безопасности для сотрудников.

Предположим, вы продаете не готовую продукцию, а самого себя в качестве консуль­

танта по определенному вопросу (для иллюстрации, практикумы по технике безопасное-


 

Основы эффективных продаж


 


 

ти). Или предположим, что вы не предлагаете готовые («консервированные») программы

обучения по безопасности, уже имеющиеся на рынке, а намерены предложить усовер­

шенствовать обычное обучение специально для этой организации.

В этом случае учебный центр будет тупиком для вашего предложения. Возможно,

директор учебной программы не испытывает Необходимости в усовершенствовании

предлагаемой вами темы каким бы то ни было образом. Лучшим для вас решением было

бы обойти учебный центр вместе с отделом кадров и найти подход к менеджеру, который

имеет реальные основания беспокоиться о безопасности. Это может быть президент

компании, который заинтересован в меньших выплатах по страховкам. Или это может

быть менеджер по оборудованию.

 

Выводы

В поисках подходящего для вашей продукции ДМ высматривайте человека или

группу, которые имеют AND: Полномочия, чтобы заключить торговое соглашение, Пот­

ребность в вашем товаре и Деньги, чтобы заплатить за это.

Изобретательность — ваше лучшее оружие в поиске правильного для вашего товара

ДМ. Вот вам кое-что, с чего можно начать:

1. Ваши знания о том, кто есть кто в интересующей вас сфере деятельности.

2. Ваше исследование интересующей организации. Когда вы говорите с людьми, рабо­

тающими в организации, персонально или по телефону, —будьте бдительны, ловите

любой намек, который может указать вам на человека или группу, имеющих AND.

3. Литература исследуемой компании. Например, годовой отчет, брошюры, газетные

вырезки и т. п.

4. Сеть контактов, которую вы развили, — как внутри организации, так и внутри

отрасли.

5. Обмен указаниями с другими продавцами — теми, кто работает на одном поприще

с вами, но не является конкурентом.

6. Бизнес-каталоги. Возможно, вы уже знакомы с ключевыми публикациями в вашей

области. Для более широких объяснений обращайтесь к главе 33.

Правило «действуй от винта»: Если вы не можете выделить настоящего ДМ, начните

с самого верхнего уровня в интересующей вас компании и позвольте (если придется)

отослать себя на более низкие уровни. Когда вы будете общаться к человеком, к которому

вас направили, вы сможете гордо сказать: «Я здесь по совету господина президента» (или

кого-либо другого, с кем вы имели дело).

Время, потраченное вами на поиски правильного ДМ, окупится. Если вы обратитесь

не к тому человеку (слишком низко стоящему в иерархии компании или не располагаю­

щему достаточными Полномочиями, Потребностями и Деньгами), — вы будете заперты

в общении с ним. После этого вы сможете сдвинуться с места только в том случае, если

заденете или обидите этого человека, — который в итоге может оказаться значительным

лицом, влияющим на решение.

Учитывая, что менеджер по закупкам, как правило, является неподходящим лицом

для начала общения, перечислим несколько ситуаций, в которых отдел по закупкам будет

правильным местом обращения:

· Ситуации, когда только отдел по закупкам может быть единственным источни­

ком, который способен указать вам на человека, действительно обладающего необ­

ходимыми вам Полномочиями, Потребностями и Деньгами.


 

 


 

 

Майкл Т. МакГалли

 

· Ситуации, когда механизм приобретения уже заработал. То есть Потребности опре­

делены, Деньги выделены и менеджер по закупкам наделен необходимыми Полно­

мочиями для оформления сделки.

· Когда вам необходимо получить список заявок и поставок компании.