Цикл покупки.
Шаблоны.
Один из признаков, позволяющих определить ценность нового клиента, — его
репутация. Если компания, которая хочет приобрести ваш товар, славится своей медли
тельностью при заключении сделок, — трижды подумайте, стоит ли иметь с ней дело.
В первое время всегда приходится заметно экономить, так как денег мало и они еще
плохо работают. Надо успеть наладить дело до того, как «оголится дно денежного бочон
ка». Не обращайте внимания на компании, зарекомендовавшие себя «тяжелыми на подъ
ем», — с ними можно поэкспериментировать позднее, после того как вы подготовите
себе надежный фундамент.
Сделки с государственными учреждениями и другими большими организациями
обычно носят крупный характер, что довольно заманчиво, особенно поначалу. Но при
этом процесс заключения сделки может затянуться на очень долгий срок — иногда на
годы. К тому же, в таких организациях может существовать протокол оформления
сделки, предписывающий, например, объявление цены перед принятием любых реше
ний о закупке. Это может быть неудобно — например, в связи с возможным изменением
цен за время оформления сделки. Если такая организация является нужным клиентом,
постарайтесь как можно раньше связаться с ее менеджером по закупкам. Это позволит
Основы эффективных продаж
вам заранее подготовить необходимые бумаги, возможно, даже на год вперед, и значи
тельно ускорит процесс оформления сделки.
Как бы то ни было, обязательно выслушайте все, что вам скажет менеджер или
кто-либо еще из такой организации-клиента. Нередко в их словах скрываются подсказки,
позволяющие вам обойти или значительно ускорить многие этапы оформления сделки.
Если вы сможете заинтересовать тех лиц, которые будут непосредственными пользовате
лями вашего товара, они сделают все, чтобы вы успешно и быстро преодолели все
перипетии продажи. Вот почему так важно в подобных сделках разговаривать не только
с ответственными за закупку лицами, но и со всеми, кто может повлиять на решение о
приобретении. Более детально эти вопросы будут рассмотрены в следующей главе.
Выводы
Одним из самых важных в начале работы шагов является разделение потенциальных
покупателей по приоритетности. Работа наугад неэффективна, а в начале коммерческой
деятельности — просто самоубийственна. Ваша задача — как можно быстрее добиться
прибыли, что без правильно организованной работы с клиентами просто невозможно. В
качестве основы при расстановке приоритетов используйте следующие критерии (воз
можно, дополнив их своими для более точного соответствия вашему бизнесу):
1. Необходимость вашей продукции потенциальным клиентам.
2. Рентабельность — краткосрочная и долговременная.
3. Географические предпочтения.
4. Возможность выхода на новых клиентов.
5. Шансы на успех с учетом репутации.
6. Цикл покупки.
Основы эффективных продаж