Начальные вопросы
Введение
Благодарности
Эта книга не могла быть написана без идей и поддержки огромного числа людей.
Огромное количество данных получено из консультаций с клиентами, мастерами торгов
ли и друзьями, в частности с Мэри Кэстил Бауэр, Барри Бламом, Рэем Крофтом, Фрэнком
Домброски, Джоном Фейрсом, Полем Фостером, Ником Юппа, Стефани Джексон, Виль
ямом Ф. Джорданом, Полем Ландауэром, Клауди Лайнберри, Джоном Х.МакГоулли,
Ларри Мартином, Вильямом А. Маллиганом, Нейлом Рекхемом, Филом Скаттердэем,
Полем Тремлеттом, Бобом Туми и другими, кто поделился со мной своими идеями и
вытерпел мое молчаливое присутствие в то время, когда я наблюдал за ними во время
работы.
Джо Харлисс предоставил мне три вопроса, диагностирующих суть проблем в кол
лективе и рассмотренных мной в одиннадцатой части этой книги.
Рэй Крофт и отдел компании Xerox по офисным системам помогли мне осознать, что
вопросы, которые я задавал своим клиентам в качестве консультанта с целью определить
их проблемы, в действительности были теми же вопросами, которые я задавал клиентам
раньше, когда занимался торговлей сам. В обоих случаях цель вопросов была одна и та же
— помочь клиентам сосредоточиться на потребности, которую могут удовлетворить мои
услуги. Это озарение позволило мне оформить идею «Клина Продаж», представленную в
этой книге.
Я хочу выразить особую благодарность Сьюзен МакГоулли, которая помогала мне,
начиная с технического ввода текста — вплоть до вычитывания рукописи книги, не
говоря уж о расшифровке моих рабочих записей. Моему агенту Майклу Снеллу, который
показал мне, как продать эту книгу о продажах. Моему редактору, Дику Стэйрону, кото
рый руководил мной в процессе превращения кучки идей о технике продаж в книгу,
применимую во многих областях маркетинга.
Xerox Corporation, Xerox of Canada, Rank-Xerox, Kodak, GTE/Sylvania, Motorola и BankA-
merica выступили в качестве спонсоров многих консалтинговых проектов, результаты
которых послужили основой для этой книги. Иллюстрации, приведенные в главе 29,
взяты мной из тренинговых программ, которые я разработал для Xerox Corporation и
которые приводятся в книге с любезного разрешения компании.
Как-то я услышал великолепное определение содержания этой книги: «Маркетинг
похож на то, чем занимаются генералы: думают о «широкой панораме» и разрабатывают
всеобъемлющие стратегии. Искусство продаж похоже на сапог солдата — оно проникает
в гущу событий и превращает стратегии в реальность».
Как начинающему предпринимателю, консультанту или работнику по контракту,
вам придется быть как стратегом, так и продавцом «на передовой линии». Основной
акцент в этой книге делается на практических ноу-хау, на сиюминутных деталях продажи,
необходимых для индивидуальной работы с потенциальными покупателями и клиен
тами.
Однако книга содержит и ряд стратегических вопросов, над которыми вам необхо
димо подумать прежде, чем вы зайдете слишком далеко на этом пути. Скорее всего, в
самом начале вы не сможете ответить на все эти вопросы, но для начинающего предпри
нимателя такое положение дел — в порядке вещей. Эти вопросы приведены в книге для
того, чтобы помочь вам в начале развертывания процесса вашего изучения рынка и в
развитии ваших умений в области как маркетинга, так и продаж. Эти вопросы будут
рассмотрены прямо сейчас, но мы еще вернемся к ним, когда будем рассматривать
соответствие вашего направления и применяемых вами методов.
На подобные вопросы никогда не было «окончательных» ответов. Эффективный
маркетолог постоянно открыт к обучению и адаптации как с целью приспособиться к
изменениям на рынке, так и для того, чтобы приобрести новые идеи и опыт.
Экономисты проводят различие между «товарами» и «услугами». В этой книге мы используем
эти термины как взаимозаменяемые. Поэтому, если я пишу «ваш товар» или «продукт», пони
майте это в значении «ваш товар, продукт или услуга».
Существует некоторое отличие между маркетингом осязаемых товаров — например, промыш
ленной продукции — и маркетингом услуг. Когда эти отличия станут существенными, я обращу
на это ваше внимание.
Как рассказать коротко о том, что именно представляет собой ваш продукт