Лекция 8. НАЛАДОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И МЕТОДЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

 

Наладка трансформатора.Последовательность работ и технологические операции с момента выемки активной части из бака (для трансформаторов II —III габаритов). При осмотре активной части определяют состояние изоляции обмоток и отводов, качество прессовки обмоток, отсутствие деформаций. Бумажную изоляцию проверяют на отсутствие повреждений и механическую прочность, разделяя на:

1) эластичную (при сгибе вдвое не ломается);

2) твердую (при сгибе вдвое образуются трещины);

3) хрупкую (при сгибе вдвое изоляция ломается);

4) ветхую (при сгибе до прямого угла изоляция ломается).

Определяют состояние главной изоляции, отсутствие деформаций обмоток и смещения витков.

Рис. 8.1

Осматривают и фиксируют состояние отводов, переключателя ответвлений, контактов и паек, стяжных шпилек и их изоляции, исправность заземления магнитопровода, отсутствие короткозамкнутого контура в магнитной системе. Если активная часть подлежит разборке, то перед демонтажем отводов выполняют эскиз их размещения и крепления планками.

По результатам дефектации активной части устанавливают объем ремонта.

При хорошем состоянии обмоток и магнитопровода активную часть ремонтируют в объеме, при необходимости активная часть подвергается сушке.

Определяют основные размеры магнитной системы. По результатам замеров расстояния между стержнями С, высоты окна H, диаметра стержня d и высоты ярма составляют эскиз магнитной системы.

Если объем ремонта требует полной дефектации, определяют размеры обмоток l, a1, a2 и их частей, отдельные изоляционные расстояния a01, a12, l0, размеры изоляционных цилиндров, число витков в отдельных катушках, конструкцию и состояние внутренних обмоток, а также конструкцию и состояние всей внутренней изоляции (рис. 8.1).

Ответственными данными являются размеры провода, а также число витков в обмотках.

Испытание трансформаторного масла. Масло подвергают испытанию на электрическую прочность (на пробой), на диэлектрические потери и химический анализ.

Испытание масла на пробой производят в специальном аппарате (рис. 8.2, где а — стандартный разрядник; б — внешний вид; 1 — фарфоровый сосуд; 2 — плоский электрод; 3 — токоведущий стержень; 4 — рукоятка регулировочного трансформатора; 5 — киловольтметр; 6 — отверстие с крышкой для разрядника; 7 — сигнальная лампа; 8 — кабель для включения в сеть; 9 — рукоятка автомата включения; 10 — клемма заземления). В стеклянную посуду вместимостью 0,5 л отбирают пробу масла из нижнего крана в баке трансформатора. Затем масло за­ливают в разрядник маслопробойного аппарата (фарфоровый сосуд 1), в который вмонтированы два плоских электрода 2 и латунные токоведущие стержни 3. К ним подводится высокое напряжение от повышающего регулировочного трансформатора.

Чтобы удалить из масла воздушные включения, перед пробоем ему дают отстояться в разряднике 20 мин. Затем при помощи кабеля 8 с вилкой и рукоятки 9 маслопробойный аппа­рат включают в сеть переменного тока. Движением рукоятки 4 повышают напряжение на электродах до пробоя, наблюдают за стрелкой киловольтметра 5, показывающего напряжение пробоя.

 

Рис. 8.2

Делают шесть пробоев с интервалами 10 мин. Первый пробой не учитывают. Среднее арифметическое принимают за пробивное напряжение масла. Пробивное напряжение должно соответствовать нормам (табл. 7.3), которые зависят от номинального напряжения трансформатора и вида масла.

Таблица 7.3
  Вид масла Нормы пробивного напряжения трансформаторного масла при номинальном напряжении трансформатора, кВ
до 15 15...35 60...220 330 и выше
Свежее сухое, после заливки в аппарат
Эксплуатационное

 

Отбирать пробы масла из трансформаторов нужно летом в сухую погоду, зимой — в морозную. Не следует вскрывать посуду, пока масло не нагреется до комнатной температуры, иначе в посуде произойдет конденса­ция паров, что снизит электрическую прочность масла. Пробу отбирают очень тщательно, сливают 2...3 л масла и несколько раз ополаскивают ее. Заполненную посуду плотно закрывают притертой пробкой.

После окончания монтажа электрическую машину при отключенном приводном механизме прокручивают вручную. Затем осуществляют пуск двигателей на холостом ходу с проверкой направления вращения ротора и, если оно совпадает с заданным, продолжают испытания и определяют уровень вибраций, наличие стуков в подшипниках и их температуру, так же необходимо убедиться в исправности цепей управления, защиты, сигнализации и автоматики. При положительных результатах работы под нагрузкой и правильной работе защит составляют акт о приемке машины в эксплуатацию, в котором перечисляются все выполненные работы и даются рекомендации по использованию трансформатора (параллельной работы, несимметричных режимов и др.).