Выполнение работы

Теоретическое введение

Кислород. Пероксид водорода

Цель работы: изучить химические свойства кислорода и пероксида водорода.

Задание: получить кислород; убедиться на опытах, что пероксид водорода обладает двойственными окислительно-восстановительными свойствами. Выполнить требования к результатам опытов, оформить отчет, решить задачу.

Кислород расположен в главной подгруппе VI группы и относится к р-элементам. На внешнем уровне атома кислорода содержится 6 электронов (2s22p4). В соединениях со всеми элементами (кроме фтора) кислород проявляет степень окисления −2, а в пероксиде водорода Н2O2 и его производных −1.

В лаборатории кислород получают чаще всего термическим разложением некоторых кислородсодержащих веществ, например KClO3, КМnО4, KNO3 и др.

Кислород химически активен; при нагревании он непосредственно взаимодействует с большинством простых веществ, образуя оксиды. Общая схема окислительного действия кислорода: O2 + 4ē = 2О2‾. Кроме того, молекула O2 , присоединяя или теряя электроны, образует соединения пероксидного типа, из которых наибольшее практическое значение имеют производные пероксид-иона O22− − пероксид водорода Н2O2 и пероксиды Na2O2, BаO2.

Пероксиды проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства, причем последние выражены сильнее. Для Н2O2 характерен распад по типу диспропорционирования:

2О2−1 = 2H2O−2 + O20.

Процесс распада ускоряется при освещении, нагревании, а также в присутствии катализаторов (МпO2, Fe2O3 и др.).

Пероксид водорода в водных растворах ведет себя как очень слабая
кислота.

Опыт 1. Получение кислорода

Насыпать в сухую пробирку 2 шпателя перманганата калия КМnО4, укрепить ее вертикально в зажиме штатива и нагреть. Выделяющийся газ испытать тлеющей лучинкой.

Требование к результатам опыта

Составить уравнение реакции разложения перманганата калия, указать окислитель и восстановитель и сделать вывод, к какому типу ОВР относится данная реакция.

Опыт 2. Разложение пероксида водорода

В две пробирки налить по 1–2 мл пероксида водорода. Одну пробирку слегка нагреть, а во вторую добавить немного оксида марганца (IV) MnO2. Внести в пробирку тлеющую лучинку. Отметить свои наблюдения.

Требования к результатам опыта

1. Написать уравнение реакции разложения H2O2.

2. Сделать вывод о роли оксида марганца (IV) в реакции разложения Н2О2.

Опыт 3. Окислительные свойства пероксида водорода

· Налить в пробирку 1–2 мл иодида калия KI, столько же разбавленной серной кислоты и добавить раствор Н2O2. Какое вещество выделилось?

· В пробирку налить 1–2 мл раствора соли хрома (Ш), добавить концентрированной щелочи до растворения первоначально образующегося осадка и прилить 2–3 мл Н2O2. Наблюдать изменение окраски раствора.

· К 1–2 мл раствора MnSO4 добавить столько же разбавленной щелочи и 2–3 мл раствора пероксида водорода. Что наблюдается?

Требование к результатам опыта

Закончить уравнения реакций: KI + H2O2 + H2SO4 = …;

Cr2(SO4)3 + H2O2 + NaOH = …;

MnSO4 + H2O2 + NaOH = ….

В каждой реакции указать окислитель и восстановитель.

Опыт 4. Восстановительные свойства пероксида водорода

· Налить в пробирку 1–2 мл раствора перманганата калия KMnO4 добавить

1–2 мл разбавленной серной кислотой и 2–3 мл раствора Н2О2. В пробирку внести тлеющую лучинку. Что происходит?

· К 5–10 каплям раствора нитрата серебра AgNO3 добавить 1–2 мл разбавленной щелочи и 2–3 мл раствора пероксида водорода. Наблюдать образование черного осадка металлического серебра. В пробирку внести тлеющую лучинку. Какой газ выделяется?

Требования к результатам опыта

1. Закончить уравнения реакций: KMnO4 + H2O2 + H2SO4 = …;

AgNO3 + H2O2 + NaOH = ….

В каждой реакции указать окислитель и восстановитель.

2. Сделать вывод об окислительно-восстановительных свойствах Н2О2.