Творческий путь

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

(1823 – 1886)

Александр Николаевич Островский считал началом своего литературного пути 1847 г., когда он с большим успехом прочитал пьесу «Семейная картина» в доме профессора и литератора С.П .Шевырева. Следующая его пьеса «Свои люди сочтемся !» (первоначальное название «Банкрот») сделало его имя известным всей читающей России. С начала 50-х гг. он деятельно сотрудничает в журнале историка М.П. Погодина «Москвитянин» и вскоре вместе с А.А. Григорьевым, Л.А. Меем и другими образует «молодую редакцию» «Москвитянина», пытавшуюся сделать журнал органом нового течения общественной мысли, близкого славянофильству и предварявшего почвенничество. Журнал пропагандировал реалистическое искусство, интерес к народному быту и фольклору, русской истории, в особенности истории непривилегированных сословий.

Островский пришел в литературу как создатель национально - самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому, что он начинал с изображения патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти неевропеизированный семейно- бытовой и культурный уклад. Это была еще «доличностная» среда, для изображения ее могла быть максимально широко использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателем и зрителем, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией – борьбой молодой влюбленной пары за свое счастье. На этой основе был создан тип «народной комедии» Островского.

 

Основные вехи. В творческом пути Островского можно выделить следующие периоды:

ранний, 1847-1851,период поиска путей и вступления в большую литературу пьесой «Свои люди – сочтемся!»;

«москвитянинский», 1852 – 1854, когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»;

предреформенный, 1855 – 1860, когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза»;

пореформенный, 1861 – 1886.

Уже в комедии «Свои люди – сочтемся!» складываются основные черты поэтики театра Островского: сосредоточенность на нравственной проблематике, через которую анализируются и социальные стороны жизни; вытекающее отсюда абсолютное преобладание семейно-бытовых конфликтов; подчиненность ярких бытописательных элементов задаче изображения характеров и формирующих их обстоятельств.

В следующий период Островский обращается к поискам положительных начал. Как и друзья по «молодой редакции» «Москвитянина», идеалы народной нравственности он видит в патриархальных формах национальной жизни. Но и в этот период Островский показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. В пьесе «Бедность не порок » социальная конфликтность в семье Торцовых доведена до высокого напряжения. Поэтический мир народной культуры и нравственности, созданный Островским, противостоит самодурству, но он уязвим перед лицом современной «цивилизации». Защитить его оказывается в состоянии лишь Любим Торцов, «выломившийся» из патриархального быта, обретший горький жизненный опыт за его пределами и потому сумевший активно вмешаться в ход событий, направив их к счастливой развязке.

 

Новый этап пути Островского, вызванный общим подъемом антикрепостнических настроений после поражения в Крымской войне и смерти Николая I, начинается пьесой «В чужом пиру похмелье », где создан классический образ самодура Тита Титыча Брускова, ставший нарицательным. В этот период Островский, обращаясь к традиционным темам русской литературы, разрабатывает их совершенно оригинально. В «Доходном месте» он не только обличает лихоимство чиновников, но и вскрывает глубокие социальные и исторические корни чиновничьей философии (образ Юсова), иллюзорность надежд на новое поколение образованных чиновников, которых сама жизнь неумолимо толкает к компромиссу (Жадов). В «Воспитаннице» Островский рисует жизнь помещичьей усадьбы без малейшего лиризма, столь обычного у писателей-дворян при изображении поместного быта. Высшим достижением этого периода стала «Гроза».

В пореформенный период продолжает расширятся тематический и жанровый диапазон драматургии Островского: от исторических событий и частной жизни XVII в. (хроники, «Воевода») до самой острой злободневности; от жителей захолустья, бедных мещанских окраин («Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Поздняя любовь») до современных «цивилизованных» предпринимателей («Последняя жертва», « Невольницы », «Бесприданница»), от растревоженных реформами дворянских гостиных («На всякого мудреца довольно простоты») до лесной дороги, на которой встречаются актеры Счастливцев и Несчастливцев («Лес»).

У раннего Островского нет характерного для большинства русских классиков героя-интеллигента, дворянского «лишнего человека». Обращение к этому типу в конце 60-х гг. приводит к созданию своеобразного сатирирического-

цикла: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», позже – «Волки и овцы».

Вызванный реформами подъем чувства личности, захвативший достаточно широкие слои населения, дает материал для создания жанра драмы. Формирование этого жанра требовало поиска героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу и вызвал бы сочувствие зрителя, имея достойную цель. У Островского, не увидевшего таких героев в пореформенной реальности, центром драматического действия становится женщина. Это, естественно, переносит акцент с действия в собственном смысле на чувства персонажей и создает условия для развития именно психологической драмы («Бесприданница»,«Последняя жертва»,«Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).