Характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера.

Классификация, причины, виды социальных опасностей.

Защита населения при ЧС социального характера.

Характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера.

Классификация, причины, виды социальных опасностей.

В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой, техносферой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

В социальной сфере опасные ситуации – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные принести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле как месту обитания человека или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности.

Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.

Анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что она представляет собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.

Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Исторически сложилось так, что в России в основном развивались такие виды безопасности, как государственная, военная, техническая и некоторые другие, в то время как социальная безопасность оставалась в тени. Ее игнорирование дорого обошлось и государству, и обществу, не говоря уже об отдельных людях. Чрезвычайные ситуации социального характера не раз сотрясали нашу страну. Это и революции, и войны, и экстремизм различного толка, и криминал, и экономические потрясения, и экологические угрозы. Сейчас отношение к проблеме социальной безопасности постепенно меняется, о чем свидетельствуют наряду с прочим включение в образовательные стандарты такой дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности», и подготовка специалистов в этой сфере в высших учебных заведениях России.

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты), суициды (самоубийства) и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.

Некоторые из перечисленных опасностей способны привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социально-политических и военных конфликтах.

ЧС социального характера классифицируются по следующим признакам:

по причинам возникновения – непреднамеренные, вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствиями, неурожаями, эпидемиями и пр.), и преднамеренные, спровоцированные действиями людей и общественными группировками (межнациональные и политические конфликты, войны и т. п.);

по продолжительности действия – кратковременные (террористический акт, покушение, бандитский налет и т. д.) и долговременные (инфляция, безработица, межэтнический конфликт, война и т. п.);

по скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся (политические и военные конфликты) и умеренные, плавно распространяющиеся (предпосылки социальной революции или войны);

по масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, охватывающие небольшой населенный пункт, объект городского хозяйства, городской квартал, район (забастовки, демонстрации протеста, массовые беспорядки на объектах культуры, спорта и т. д.), и региональные, национальные, глобальные, распространяющиеся на огромные территории (экономические кризисы, межнациональные и военные конфликты, войны и т. д.);

по возможности предотвращения – неизбежные (как правило, стихийные бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (социально-политические и военные конфликты, крупномасштабные войны и пр.).

Пример: война – это преднамеренная, долговременная, стремительно развивающаяся региональная (глобальная) чрезвычайная ситуация, относящаяся к предотвращаемым.

Наиболее опасными с точки зрения последствий для общества являются следующие основные виды ЧС:

- войны и вооруженные конфликты;

- национальные и религиозные конфликты,

- терроризм;

- экономические кризисы;

- разгул уголовной преступности;

- широкомасштабная коррупция;

- социальные взрывы;

- экстремистская политическая борьба;

- массовые беспорядки;

- наркомания.

Источниками (субъектами) социальных ЧС могут быть экстремистские партии и политические течения, террористы, преступные группировки, коррумпированные чиновники, специалисты опасных производств (АЭС, военных, химических НИИ, заводов, биологических лабораторий и т. д.), способные за денежное вознаграждение сотрудничать с террористами или уголовными элементами и др. Целью экстремистских партий и течений может быть захват власти, ликвидация существующего строя, выход региона (субъекта РФ) из-под контроля метрополии и создание суверенного национального государства, получение контроля над какой-либо сферой экономики, борьба религиозных конфессий за доминирование в обществе и т. д.

Очень опасным субъектом сегодня для России и ее граждан является международный терроризм, который развязал открытую кампанию с целью дестабилизации ситуации в России. Учитывая социальную опасность, именно представители указанных групп риска должны находиться под пристальным вниманием правоохранительных органов и силовых структур.

Объектами преступных посягательств чрезвычайного характера могут выступать люди (руководители государства, субъектов РФ, местных органов власти, политических партий, представители силовых структур, бизнесмены, работники оборонных предприятий, рядовые граждане), а также объекты промышленности, инфраструктуры, транспорта, социального и культурного назначения и т. д. Забота об обеспечении их безопасности является важнейшей задачей силовых структур.

Средствами, с помощью которых могут быть инспирированы ЧС социального характера, являются:

искусственно вызванные экономические затруднения (инфляция, безработица, невыплаты зарплаты, локауты, банкротство банков, предприятий и фирм, нехватка продовольствия и т. д.);

политические акции (убийства государственных и политических деятелей, репрессии против оппозиции, представителей национальных меньшинств или религиозных конфессий, провокации против иностранных граждан и представительств, разгон мирных митингов и демонстраций и др.);

военные провокации (пограничные конфликты, инциденты, нарушение границы и т. д.), террористические акции (на объектах промышленности, транспорта, инфраструктуры, социально-культурной сферы, захваты заложников и т. д.);

информационная война (инициирование в СМИ разоблачений государственных, политических и общественных деятелей, распускание провокационных слухов, формирование необходимого определенным кругам общественного мнения и т. п.).

Результатом воздействия ЧС социального характера на российское общество может быть утрата части территории страны в результате сепаратистских действий ее национальных субъектов, потеря экономической самостоятельности, информационного пространства, определенной части населения, районов, богатых природными ресурсами; нарушение экономических связей с отдаленными субъектами РФ, с ближним и дальним зарубежьем; упрощение структуры Федерации в связи с выходом из ее состава ряда национальных и региональных субъектов, например, Чечни, Ингушетии, Татарстана, Дальнего Востока; потеря способности государства и общества к развитию, ослабление основополагающих функций (обороны, социальной поддержки населения, защиты национальных интересов на международной арене и пр.) и полное их разрушение. Хотя этот анализ носит прогностический характер, однако он вполне вероятен.

Зачастую ЧС социального характера провоцируют техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия.

При возникновении ЧС социального характера нарушается нравственный баланс в обществе. Именно поэтому ЧС подобного рода более масштабны и трагичны, чем самые грандиозные стихийные бедствия. Причем вне зависимости от их последствий – будь то снижение уровня жизни населения или революция и гражданская война. Жертвы и в том и в другом случае исчисляются сотнями тысяч. Только при открытой войне они явные и потому легче поддаются подсчету, а при дестабилизации общества – скрытые, так как включают в себя тысячи «случайных смертей» от насильственных преступлений, несчастных случаев, эпидемий и других сопутствующих социальным ЧС факторов.

 

Последствия других социальных явлений (наркомания, алкоголизм, демографические проблемы и т.д.) не столь наглядны, однако в действительности их воздействие может оказаться для общества губительным.

 

а) война как социальный источник чрезвычайных ситуаций

Наиболее опасными и разрушительными социальными явлениями являются войны и вооруженные конфликты.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт – это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней).

Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба – организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными. Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Локальная война – это вооруженное столкновение в отдельном регионе планеты между двумя или несколькими государствами, затрагивающее преимущественно только их интересы и осуществляющееся с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, т. е. охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район.

Локальные войны и вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве, вследствие нарушения территориальной целостности или ущемления суверенитета. Прекращение их и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использования политики национального примирения и т. д.

Опасность этих социально-политических явлений состоит в том, что они часто приобретают затяжной характер (Ближний Восток, Югославия, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и др.), имеют тенденцию к расширению состава участников, интернационализации масштабов и перерастанию в войны с более широкими политическими целями. Военные события на Ближнем Востоке, в Югославии и некоторых других регионах планеты со всей очевидностью показывают, что локальные войны и военные конфликты создают угрозу применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми политическими, социально-экономическими и экологическими последствиями.

В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора – люди и оружие, поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений и проведении всеми государствами политики мира. Однако после эйфории конца 1980-х – начала 1990-х годов прошлого столетия, связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм в лице мусульманского фундаментализма, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток – непосредственно к границам России, о чем достаточно определенно говорится в Концепции национальной безопасности РФ.

После распада СССР во многих бывших его «горячих» точках – на Кавказе (Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия, Чечня), в Таджикистане, Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны. Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный или этнотерриториальный характер. Главная предпосылка их возникновения – наличие компактно расселенных национальных меньшинств. Вполне правомерные требования предоставления национально-территориальной автономии становятся потенциально опасны, если район проживания национальных меньшинств непосредственно граничит с основным этническим массивом в соседнем государстве и автономия может послужить ступенью к «воссоединению». По этой причине в международных соглашениях по правам меньшинств территориальная автономия не отнесена к числу их неотъемлемых прав, в отличие от культурной автономии и принципа равноправия. Стремление к отделению с целью создания собственного государства или присоединения к другому чревато еще более серьезными последствиями, вплоть до гражданской войны с национальным уклоном.

Война, как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. В конечном счете, это законодательство призвано по возможности затруднить течение конфликта между сторонами, согласившимися применить цивилизованные нормы.

Нормы международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899,1907), Женевской конвенции о защите жертв войны (1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1968). Все эти документы признаются РФ, но речь в них идет о международных вооруженных конфликтах. В нашей же стране и в ближнем зарубежье эти конфликты носили и носят в основном межнациональный (межэтнический) характер. Следует подчеркнуть, что и в этом случае стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы, касающиеся ведения военных действий. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами.

Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России – чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые «зачистки». Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий. Не применялся в этом конфликте и режим интернирования
Интернирование – особый режим ограничения свободы (поселение в определенной местности с предоставлением временного жилья, права переписки и т. д.), устанавливаемый одной воюющей стороной в отношении проживающих на ее территории гражданских лиц другой стороны.

Особенности чрезвычайных ситуаций, возникающих в военное время при использовании воюющими сторонами современных средств поражения изложены в отдельной лекции (Тема 4. Чрезвычайные ситуации военного времени.).

б) Терроризм как реальная угроза национальной безопасности .

Современную международную обстановку, несмотря на позитивные изменения последнего десятилетия, трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающего сегодня поистине всемирный характер, что побуждает представителей ведущих стран мира регулярно собираться, в том числе и на высшем уровне, для обсуждения этой проблемы и создания международного механизма антитеррора.

Терроризм – это общественно-политическое явление, представляющее собой совокупность преступлений, совершаемых с применением насилия или его угрозы специально организованными экстремистскими организациями, группами или отдельными лицами в интересах определенных социально-политических сил или криминальных группировок с целью дестабилизации общества, устрашения населения и органов власти, принуждения их к определенным действиям или отказу от них, раздела сфер политического или экономического влияния, а также устранения неугодного политического режима и захвата власти.

Терроризм в его современном виде возник немногим более 30 лет назад. При этом терроризм в 1960-е годы носил ярко выраженный идеологический характер и имел антикоммунистическую или, напротив, прокоммунистическую направленность. Поставки оружия, обучение, предоставление убежища и денег политическим группировкам, не игнорировавшим терроризм как средство достижения своих целей, рассматривались обеими сторонами в свете идейного противоборства социалистической и капиталистической мировых систем.

Несмотря на то, что терроризмом не брезговали ни противники, ни сторонники социализма, многие западные политологи рассматривали его как средство борьбы «левых сил». Однако окончание «холодной войны», завершившейся уничтожением мировой системы социализма и развалом СССР, не привело к исчезновению терроризма из общественно-политической практики. Более того, произошла его мутация. «Государственный», управляемый из конкретных мировых идейно-политических центров терроризм превратился в «стихийный», практически неуправляемый. Бывшие социалистические страны полностью отказались от поддержки террора. Государства Ближнего Востока, включенные США в черный список пособников террористов, также потеряли возможность помогать экстремистским группировкам в прежнем объеме. В итоге терроризм утратил свою управляемость и, как следствие, предсказуемость. Большинство экстремистских организаций оказались предоставленными сами себе. А это значит, что использовавшиеся ранее рычаги влияния на них через поддерживающие их страны уже не работают.

Более того, 90-е годы прошлого столетия, наряду с крушением государственного «идеологического», «управляемого» терроризма, ознаменовались невиданным до этого ростом террористических групп, руководствующихся в своей деятельности этническими и религиозными мотивами, действия которых отличаются изощренной жестокостью. К ним можно отнести алжирский Исламский фронт спасения, а также секту «Аум Синрике».

Эксперты выделяют сегодня следующие направления современного терроризма:

политический, преследующий цель изменения экономического или политического строя собственной страны;

националистический, представленный организациями этносепаратистского толка, а также группировками, ставящими своей целью борьбу против экономического или политического господства иностранных государств и монополий;

религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии или секты в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попытками низвергнуть светскую власть и утвердить теократический режим, либо с тем и другим одновременно;

криминальный терроризм заключается в использовании уголовными преступниками методов насилия и устрашения, заимствованными из практики террористических организаций.

Основными субъектами криминального терроризма являются организованные преступные сообщества национального характера, которые используют устрашение и насилие как главное средство воздействия на представителей власти, на своих конкурентов по бизнесу в целях перераспределения сфер влияния, собственности и финансовых потоков. Формы проявления: заказные умышленные убийства, разборки между конкурирующими преступными группировками, насильственное вымогательство и т. п.

Однако, как правило, эти разновидности терроризма редко встречаются в чистом виде. Это характерно, пожалуй, лишь для организаций, практикующих политический терроризм, который нередко бывает окрашен в националистические или религиозные тона. Националистический терроризм во многих случаях переплетается с религиозным, но при этом часто заимствует идеи, лозунги и аргументацию у терроризма политического. В свою очередь, терроризм религиозной направленности порой нелегко отделить от националистического, кроме того, он многое заимствует из идейного арсенала политического терроризма.

10 марта 2006 г. в России вступил в силу Федеральный закон «0 противодействии терроризму», в котором устанавливаются основные принципы, правовые и организационные основы профилактики и борьбы с ним, в том числе с помощью Вооруженных сил РФ.

В законе терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

В документе обозначено, что под террористической деятельностью понимаются, в частности, организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация теракта, подстрекательство к нему, создание с этой целью незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы, участие в такой структуре, а также информационное и иное пособничество в планировании, подготовке или реализации теракта и пропаганда идей терроризма. Законом запрещается создание и деятельность организаций, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма.

Основными причинами появления и существования терроризма в России являются:

Во-первых, это глубочайшие противоречия в экономической сфере и растущая социальная дифференциация общества, обусловленные переходом крынку.

Во-вторых, серьезным фактором является политическая разобщенность общества, ожесточенная борьба за государственную власть, к которой помимо политических сил все настойчивее подключаются как сформировавшаяся за последние годы криминализированная финансовая олигархия, так и обыкновенные уголовники с их своеобразной моралью и специфическими приемами и методами борьбы.

В-третьих, появление терроризма обусловлено невиданным ростом организованной преступности, нарастанием тенденции к разрешению общественных противоречий и конфликтов силовыми методами. Это связано прежде всего с тем, что сегодня фактически созданы криминальные силовые структуры, порой более подготовленные и лучше технически оснащенные, чем государственные.

В-четвертых, распространению терроризма во многом способствует низкая эффективность работы государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения.

И в-пятых, возникновению терроризма благоприятствует упадок общественной нравственности, ведущий к снижению эффективности функционирования защитных механизмов в сфере морали.

Следует различать терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный, жертвами которого становятся случайные люди. Взрыв в аэропорту Домодедово в январе 2011 года является ярким примером рассеянного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.

Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним, как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.

Современный терроризм отличается разнообразием террористических приёмов и методов:

- захват транспортных средств; - взятие в заложники; - убийства; - нападения; - взрывы зданий и сооружений; - отравления; - взрывы в местах скопления людей; - заражения; - похищение людей; - уничтожение материальных средств; - угрозы; - другие приемы.  

На характер и тактику современного терроризма огромное влияние оказывает научно-технический прогресс. Уже появились и предвестники терроризма нового поколения. Трагедии индийского Бхопала (авария на химически опасном объекте) и Чернобыля (авария на радиационно опасном объекте) со всей очевидностью продемонстрировали всему миру необычайную уязвимость нынешней техноструктуры. Террористические акции могут вызвать антропогенные катастрофы, сравнимые по масштабам разрушений и жертв с результатами боевого применения оружия массового поражения. Ведь удары по объектам техносферы или угрозы их осуществления не выходят за рамки традиционного понимания терроризма, отличаясь от уже привычных взрывов самолетов, поездов или трубопроводов лишь размерами ущерба.

Серьезную опасность представляет возможность применения террористами средств радиоэлектронного подавления (РЭП), источниками которых могут быть промышленные и исследовательские СВЧ- установки и приборы, а также военная техника. Обнаружить такую аппаратуру столь же трудно, как и взрывное устройство, а ее использование террористами в боевых условиях не позволяет оперативно организовать их преследование и провести анализ какой-либо информации, так как все электронные средства связи, охраны, контроля выходят из строя вместе с компьютерами и базой данных. Террористические удары средствами РЭП выводят из строя спутниковую связь, государственные, военные, частные и иные управленческие структуры, электронные СМИ. Так, удар СВЧ -излучения по крупному банку способен вызвать кризис всей финансовой системы развитых стран, поскольку общество потеряет доверие к современным технологиям денежного рынка. Непосредственным результатом такой атаки станет разорение мелких и средних фирм, зависящих от скорости оборота капитала, затем обрушатся страховые компании. В итоге последует массовый отказ от кредитных карточек, которые легко уничтожить СВЧ -излучением, возникнет ажиотажный спрос на наличные и произойдет резкое повышение цен на драгоценные металлы. Продуманная кампания, сопровождающая подобный теракт, способна вызвать системный кризис всего цивилизованного мира, разрушить базовые ценностные установки, определяющие направление развития личности и общества на современном этапе.

Перейти к новым технологиям в принципе способна ныне любая из существующих террористических группировок как социально-политической, так и этнической, религиозной или криминально-мафиозной ориентации, поскольку до сих пор еще существует достаточно серьезная организационная и материальная поддержка терроризма. Более того, эти технологии привлекательны для них, так как лишают международное сообщество важного пропагандистского фактора – апелляции к общественному мнению через средства массовой информации.

Таким образом, традиционный терроризм при всей его опасности не угрожал основам общества, тогда как современный, основанный на применении новых технологий, может вызвать системный мировой кризис, и прежде всего в странах с развитой информационной инфраструктурой.

Эффективная борьба с терроризмом предполагает не только меры, направленные против него, но также искоренение или нейтрализацию факторов, прямо и непосредственно способствующих его возникновению и развитию. Аналитики отечественных спецслужб считают, что сегодня терроризм в России развивается по самой опасной, стихийной схеме, которая уже в ближайшее время может привести к весьма серьезным последствиям.

Политические последствия терроризма в России связаны с тем, что, подрывая систему государственной власти, расшатывая структуры управления, он резко ослабляет политическую стабильность общества, доверие населения к действующему политическому режиму, а значит, и к декларируемым им демократическим институтам, усиливает влияние радикальных, в том числе и экстремистских, антиконституционных оппозиционных политических сил.

В социальной сфере последствия терроризма тоже весьма серьезны, поскольку обостряется и без того сложная социальная обстановка в российском обществе, характеризующаяся резкой имущественной дифференциацией населения и состоянием напряженности. В подобных условиях террористические акции, используемые экстремистскими группировками как средство внутриполитической борьбы, могут спровоцировать непредсказуемый социальный взрыв в самых различных его формах. Такой взрыв может приобрести и международный характер (как, например, в бывшей Югославии), поскольку под угрозой окажутся не только сугубо национальные интересы России, но и интересы стран ближнего и дальнего зарубежья.

В экономической сфере последствия терроризма проявляются прежде всего в резком уменьшении внутренних и потере иностранных инвестиций: вкладывать крупные материальные средства в экономику далеко не благополучного с точки зрения безопасности государства весьма опасно. Кроме того, ухудшается развитие таких сфер, как транзитные перевозки и туризм. Немаловажное значение имеет и то, что на борьбу с терроризмом и ликвидацию причиненного им ущерба затрачиваются значительные бюджетные средства, столь необходимые сегодня для развития российской экономики, реформирования общества и социальной защиты населения.

Серьезный ущерб терроризм наносит и нравственному здоровью общества. Он оказывает негативное морально-психологическое воздействие на людей, вызывая страх, острое чувство незащищенности, ожесточенность, недоверие к властям, хаос, беспорядки, стремление к самозащите даже незаконными средствами, тоску по «сильной руке», т. е., по сути, по диктатуре и государственному насилию.

 

в) Массовые беспорядки

В процессе своей жизнедеятельности человек нередко сталкивается с различными формами социальной напряженности, которые порой перерастают в экстремальные ситуации, приобретающие характер массовых беспорядков. Последние, как правило, связаны с возможностью образования толпы и наиболее часто возникают во время митингов, демонстраций, спортивных соревнований, шоу-представлений и т. д. Толпа по своей природе опасна как для ее участников, так и для окружающих, поэтому массовые беспорядки в российском законодательстве относятся к экстремистским действиям и могут стать причиной введения чрезвычайного положения.

Толпа – это не просто скопление людей. Для того чтобы массовое скопление мирных людей превратилось в опасную, агрессивную по своей сути толпу, способную на массовые деструктивные действия, нужны не только внутренние предпосылки (массовые настроения), но и фактор внешнего воздействия (паника, вызванная стихийным бедствием, пожаром, массовое недовольство и пр.). Причины могут быть разные, но важно то, что в какой-то момент масса индивидуальностей превращается в самодовлеющий механизм, подчиняющийся единым законам, где человеку отводится роль «винтика». Подчиненность каждого всем – главный закон толпы.

В связи с этим специалисту в сфере безопасности жизнедеятельности необходимо ясно представлять себе сущность и характер проявления массовых беспорядков, которые нередко предвосхищают вооруженные конфликты, знать правила поведения и основные способы защиты в экстремальных ситуациях подобного рода и уметь применять их на практике.

Массовые беспорядки как социальное явление представляют собой серьезную опасность для общества. Они могут быть вызваны различными причинами: социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д.), политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства и пр.), этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей некоренной национальности и т. д.), религиозными (разногласия между представителями различных конфессий), криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками) и иными. Так, например, в последнее время достаточно широкий размах стали принимать вылазки экстремистских группировок, акции антиглобалистов и столкновения между футбольными «фанатами». Ярким примером являются события на Манежной площади в г. Москве 11 декабря 2010 года. Их формальной причиной стал конфликт между группировкой футбольных «фанатов» и выходцами из Кавказского региона.

Но каковы бы не были причины массовых беспорядков в их основе лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. По характеру возникновения они могут быть преднамеренные, т. е. вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренные, возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов. По масштабам действия массовые беспорядки чаще всего носят локальный и местный характер, так как происходят обычно в городском районе или небольшом населенном пункте. Если массовые беспорядки выходят за рамки местных масштабов, они уже принимают характер региональных конфликтов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

г) Криминальные угрозы в современной России

Преступность – весьма сложное общественное явление, самым непосредственным образом связанное с обществом, но вместе с тем достаточно самостоятельное, способное оказывать на него серьезное влияние, особенно в периоды социально-политической и экономической нестабильности или под влиянием субъективных факторов, обусловленных просчетами в организации борьбы с ним.

Статистика подтверждает, что сегодня в России рост тяжких и опасных преступлений опережает рост преступности в целом. К подобного рода преступлениям относятся такие, которые затрагивают особо охраняемые права, свободы и интересы граждан, общества и государства: убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, похищение людей, изнасилование, действия бандитских групп, вымогательство, разбои, грабежи, посягательства на собственность в особо крупных размерах, наркобизнес и другие преступления.

Рассматривая тяжкие преступления, закономерно выделить преступления, посягающие на жизнь человека. Проведенные исследования показывают, что убийства все больше и больше становятся латентными (скрытыми, не выявленными) преступлениями, их количество фактически большее, чем это отражается в статистике. Причины здесь разные, но совершенно очевидно, что убийства совершаются все более изощренными способами, тщательно скрываются и нередко направлены сразу против многих лиц. Изменилась и структура их мотивации, которую можно классифицировать по следующим группам:

• первая группа (45 %) связана с убийствами, совершенными из корыстных побуждений, с целью овладения имуществом или денежными средствами государственных, коммерческих и других предприятий (организаций) и граждан;

• вторая группа (14 %) – это убийства в результате конфликтов между конкурирующими криминальными группировками в связи с борьбой за передел сфер влияния, за лидирующее положение в преступных сообществах;

• третья группа (21 %) – убийства, сопряженные с изнасилованиями или удовлетворением полового влечения в иной форме;

• четвертая группа (20 %) – это убийство лиц, умысел уничтожения которых реализуется в течение довольно длительного времени; к ним относятся очевидцы преступлений, иные нежелательные свидетели, члены конкурирующей преступной группировки, бывшие владельцы приватизированных квартир, которых «приобретателям» желательно убрать и т. п.;

• пятая группа (9 %) – убийства по найму, совершенные профессиональными убийцами.

Характерной чертой организованной, профессиональной преступности является наличие собственных структур подготовки, обеспечения безопасности, сокрытия преступлений. Именно участники преступных группировок совершают наиболее тяжкие преступления, направленные против жизни и здоровья граждан (в том числе такие, как убийства, похищение людей, вымогательства), а также посягающие на собственность. Подобные формирования занимаются организацией и расширением наркобизнеса, вовлекают в свою орбиту представителей государственной власти и правоохранительных органов, что ведет к коррупции государственного аппарата и экономической деятельности в целом. Наглядным примером могут служить события в станице Кущевской Краснодарского края, где в течении многих лет вся власть реально принадлежала бандитской группировке, действовавшей под прикрытием сотрудников правоохранительных органов и при полной беспомощности органов местного самоуправления.

Следует помнить, что непрогнозируемая криминальная ситуация чревата самыми непредсказуемыми последствиями. Прогноз, изучение если и не делают ее абсолютно безопасной, то, по крайней мере, позволяют встретить во всеоружии, а возможно, и избежать.

Основными гарантиями безопасности любого человека являются ведение нормального образа жизни, исключение случайных знакомств, предусмотрительность, знание зон повышенной криминальной опасности и правил поведения в них.

Зонами повышенной криминальной опасности могут быть места массового скопления людей (рынки, вокзалы, транспорт, стадионы, зрелищные мероприятия, митинги и пр.), уединенные места, особенно в вечернее время (пустыри, стройки, парки, скверы, лесопосадки и т. д.), а также подвалы и чердаки домов, заброшенные и предназначенные на слом здания, пустующие склады, сараи и другие строения.

 

д) Угрозы информационной безопасности.

 

Информатизация играет сегодня решающую позитивную роль в развитии человечества. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве.

В то же время, у определенных субъектов (коалиций, государств, организаций, личностей) возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов и противодействия интересам вероятных конкурентов в экономическом, коммерческом и даже военном противоборстве. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

Под информационной опасностью понимают состояние окружающей среды или объекта, в котором существует возможность причинить им существенный ущерб или вред путем оказания воздействия на информационную сферу объекта.

Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г ., угрозы информационной безопасностистраны по их общей направленности подразделяются на угрозы:

• конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности;

• духовной жизни общества;

• информационной инфраструктуре;

• информационным ресурсам.

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной безопасности могут являться:

• принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области информационной деятельности;

• создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

• противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также неэффективное применение существующей в этой области нормативно-правовой базы.

Угрозами духовной жизни общества могут быть:

• применение средств воздействия на массовое сознание граждан;

• ограничение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам органов государственной власти, другой социально значимой информации;

• манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Угрозами информационной инфраструктуре могут являться:

• нарушение адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;

• нарушение технологии обработки информации;

• разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе системы защиты информации.

Угрозами информационным ресурсам могут быть:

• деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических средств разведки иностранных государств;

• осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их противоправное использование;

• хищение информационных ресурсов из библиотек, архивов, банков и баз данных;

• нарушение законных ограничений на распространение информационных ресурсов.

В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане.

С помощью существующих перспективных информационных средств и технологий можно практически полностью контролировать и регулировать информационное взаимодействие людей. Речь идет о потенциальных возможностях подслушивания телефонных (и не только телефонных) разговоров, осуществления контроля переписки, создания компьютерных баз данных о каждом человеке, включающих конфиденциальную информацию, и т. д.

Особое место занимает безопасность компьютерных сетей, которые позволяют объединить и совместно использовать большой объем информационных ресурсов локального и глобального масштаба.

Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы «тихого» («скрытого») манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Не случайно средства массовой информации называют «четвертой властью». Дальнейшее развитие информационных технологий существенно расширит возможности СМИ, и сила этой власти еще более возрастет. В этой связи вполне обоснованно появление и развитие нового направления в сфере безопасности – информационно-психологическая безопасность.

К числу форм «скрытого» воздействия на сознание можно отнести новые технологии средств массовой информации, психотронное оружие, сетевые технологии, позволяющие получать доступ к различной негативной информации, в том числе порнографического, националистического и другого характера, современные компьютерные игры, существенно влияющие на формирование сознания детей, и т. д.