Развитие эмоционального потенциала лидерства

 

Существует генетическая составляющая эмоционального интеллекта, но воспитание играет весьма заметную роль. Мы отличаемся исходными потенциалами природных способностей, но каждый развивает себя и сделать это может успешно независимо от того, с какого уровня ему приходиться начинать. Важно то, что эмоциональному интеллекту можно научиться, но навыки долго не сохраняются. Срабатывает эффект медового месяца, в течении которого воздействие полученных знаний на бизнес сохраняются. Навыки испаряются, остается только реакция и опят. Далее человек действует так, как давно привык: медовый месяц закончился. Программы обучения и развития персонала дают знания, которые стареют, забываются и не трансформируются в устойчивые лидерские качества. Для такой трансформации решающее значение имеет: а) мотивация, б) отношение к учебе. Мы усваиваем то, что хотим знать. Если учеба навязывается извне, знания забываются быстрее. «Период полураспада знаний», полученных на курсах МВА, составляет 1,5 месяца.

Психологам известен такой принцип управления: если человека заставляют меняться, все изменения исчезнут, как только на него перестанут давить.

Развитие эмоционального потенциала происходит в нашем мозге на основе механизма взаимодействия исполнительных мозговых органов и лимбической системы, которая управляет нашими чувствами, побуждениями, импульсами. Есть мыслящий мозг, он отвечает за аналитические и технические способности, ассоциации и осмысления, сетевое мышление и приемы, методы. Эта часть мозга развивает классические области интеллекта. Она может усваивать технологии, экономики, производства, продажи. На развитие мыслящего мозга направлены университетские обучения, программы МВА, а также программы по развитию лидерского потенциала. Такие программы не к лимбической системе или эмоциональному мозгу. Обучение лидерским навыкам требует совсем не той модели, которая нужна для мыслящего мозга. Такое обучение требует практики и повторений, больше времени и тренировок. Это обучение направлено на развитие эмоционального интеллекта, а также некоторых коллективных способностей.

Какой стиль обучения для вас рационален?

Для обучения лидерству ответ имеет большое значение. Какие способы подачи материала наиболее приемлемы для обучения менеджменту и лидерству? Исследования в Массачусетском технологическом институте подтвердили, что наиболее успешны следующие способы усвоения материала:

- Реальный опыт: конкретная практика позволяет получить знания надежно, но эти знания могут быть устаревшими.

- Общение: с консультантами, профессорами.

-Размышления: анализ опыта и синтез знаний.

-Построение модели: усвоение теоретических знаний, которые дают развивающихся системный бизнес и наполняют смыслом приобретенной опыт.

- Эксперименты и риски: апробация новых подходов, метод проб и ошибок.

Новая модель развития лидерского потенциала через обучение исходит из следующий предпосылки: в основном мозг воспринимает лидерские навыки через неявное обучение. К таким навыкам относятся уверенность в себе, дальновидение, умение убеждать и слушать, эмоциональный самоконтроль и эмпатия. Неявное обучение преимущественно реализуются через развитие эмоционального интеллекта. Обучение идет незаметно и ты не осознаешь, что осваиваешь привычки и приобретаешь лидерские навыки. Но происходит это путем копирования моделей чужого поведения и беспорядочно.

Каждый овладевает лидерским стилем и в неравной степени, подобно тому как можно постичь секреты вальсирования, но так и не научиться обращаться с партнершей или просто хорошо танцевать. Но результат будет улучшен если:

1) признаться самому себе в наличии неэффективных привычек и четко по возможности их обозначить;

2) сознательно практиковаться в применении лучших подходов и стилей.

3) Закреплять необходимые навыки при каждой возможности, пока не появится автоматизм или иначе, пока овладение ими не достигнет уровня неявного обучения.

Развитие навыков эмоционального интеллекта требует не одного месяца работы над собой. Такой процесс затрагивает не только мыслительные, но и эмоциональные центры мозга. Эмоциональная сторона работы мозга работает иначе, чем мыслительная. Мыслительный мозг усваивает технические навыки и развиваетколлективные способности. Эмоциональный мозг усваивает привычки, навыки, в том числе и лидерские. Поэтому приобрести лидерские качества, посещая только аудиторские занятия трудно. Требуется практика, которая закрепляет новые методы и представляет вариант неявного обучения. Чем больше практики, тем выше отдача. Но есть еще один подход к тренировке лидерских навыков: мышление репетиции

Силу мысленных тренировок часто используют спортсмены, рисуя в освобождении свой успех. Мышление воспроизведение желаемой ситуации активизирует соответствующие клетки мозга, которые затем реально участвуют в аналогичной реальной ситуации. Отрепетированные схемы нейтронных взаимодействий подсказывают так, как, например, ослабить страх или повысить стрессоустойчивость при выполнении работы в условиях неопределенности и риска. Мысленное представление ситуаций, которые могут возникнуть в менеджменте, придает впоследствии уверенность, когда молодой менеджер начнет применять лидерские навыки на самом деле. В этом смысл и сила мысленных репетиций.

Еще одна сила развивает эмоциональный потенциал и поведенческую компетентность. Это сила коммуникаций или человеческих отношений. Начинающий лидер приобретает лидерские навыки благодаря уже состоявшимся лидерам, с которыми он общается. В процессе неявного обучения мы на каждом шагу равняемся на другим. То же происходит и при самоуправляемом обучении.