Вспомогательные инструменты эмоционального развития.
Особенности эмоционального потенциала
Слово «emotion» происходит от латинского «motere» что значит «двигать». Эмоции стали нашими двигателями и не только поведения. Во всех сферах нашей деятельности грамм эмоций может быть эффективней тонны фактов. Сила эмоций существенно обеспечивает эффективность лидерства, а также само стремление к лидерству. Эмоциональный потенциал лидерства рассматривается с трех основных позиций или с позиций трех действий начинающего лидера.
1. Понять свое Я, свои собственные эмоции или чувства
2. Научиться управлять ими
3. Научиться распознавать эмоции других и управлять ими.
Таким образом, эмоциональный потенциал и его реализация неотделимы от управления самим собой и управления другими. Такое управление требует поведенческой компетентности. Ее слагаемые интегрированы во все другие виды компетентности современного лидера. Иначе говоря, эмоциональный потенциал реализуется всей структурой компетентности лидера.
Научиться управлять своими эмоциями-значит уметь признавать весь их спектр и регулировать чувства, которые у нас есть. При собственном контроле этого процесса мы научимся побуждать других. Управление собственным настроением означает настройку своих эмоций на параметры ситуации.
Корейская пословица: « если в порыве злобы вы ударите по камню, то выповредите свою же ногу». Неправильное управление собственными эмоциями создает каскадный эффект, достигающий всех сотрудников, если речь идет о руководстве, срабатывает «принцип домино».
Следующий шаг еще сложнее. Распознать эмоции других и справиться с ними удается не всегда даже опытному лидеру. Это не только искусство сопереживания, но и практика представления бизнеса глазами кого-то еще, и еще поставщика, конкурента, партнера, клиента.
Коэффициент IQ характеризующий наше умственное развитие практически не меняется со студенческой скамьи, где мы копим знания и кристаллизуем интеллект.
EQ- коэффициент эмоционального развития продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Рассмотрим основные навыки эмоционального развития.
Наш эмоциональный потенциал преимущественно формируется с помощью приобретения следующих навыков или инструментов:
-инструменты активного слушания;
-инструменты понимания (расшифровка) невербальных коммуникаций;
-инструменты адаптации к широкому спектру эмоций.
Назовем эти инструменты навыками, чтобы подчеркнуть возможность их приобретения только в процессе обучения-самостоятельного, неявного - опыта и взаимодействия с людьми.