Этическое воспитание специалиста идет по четырем направлениям.
- Изучение теоретических основ профессии как прикладной гуманистической теории.
Теория социальной работы учит специалистов подходить к решению проблемы человека с т.зр. реализации его потребностей, ценности каждого индивида для социума вне зависимости от его экономических возможностей.
- Развитие высокой чувствительности к моральным факторам.
Для того чтобы теоретические знания проявлялись в повседневной деятельности специалиста, необходимо развивать этическую восприимчивость за счет вовлечения практических социальных работников в обсуждение моральных и этических проблем их практической деятельности, ха счет акцентирования внимания на нравственно-этической стороне профессиональных действий. Гуманизм должен стать не только теоретическим аспектом, но и практическим содержанием деятельности.
- Глубокое изучение сущности этических норм и кодексов.
Изучение данной дисциплины при подготовке специалистов является обязательной, однако автоматическое запоминание основных этических норм для специалиста мало. Мораль и нравственность должны стать основой личности специалиста. Свою деятельность соц. работник должен строить согласно принципам морального поведения, изложенным в этическом кодексе.
- Развитие навыков этической оценки принимаемых решений.
Решение, которое принимает соц. работник должно быть не только эффективным, т.е. ведущим кратчайшим путем и с наименьшими затратами к выбранной цели, но и соответствовать этическим принципам и нормам.
Бесспорен и тот факт, что педагог, воспитывая социального работника в духе морали и нравственности должен в первую очередь сам обладать этими качествами, иначе он противоречит себе.
4в. Оказание социальных, психологических и социально-бытовых услуг населению.
Наиболее распространенный вид социальной работы – оказание социально-бытовых услуг. Приступая к социально-бытовому обслуживанию клиента, соц. работник обязан ознакомить его с перечнем тех услуг, которые клиент может получить от данной организации, а также с порядком их предоставления.
Принимая от клиента заявку на доставку продуктов и других товаров, необходимо уточнить, что именно и какого качества хотел бы получить клиент. При этом рекомендуется вести записи (под роспись клиента) о его пожеланиях и заявках, а также примерных их цен, чтобы в последствии не возникло разногласий между клиентом и специалистом.
При оказании услуг, касающихся соблюдения личной гигиены соц. работник не должен демонстрировать отвращение к внешнему виду клиента, неприязнь и т.п. он должен понимать, что это часть его профессии.
Отношения соц. работника с близкими клиента должны быть доброжелательными, дружескими, направленными на единую цель – помочь человеку. Если же сами близкие выражают недовольство по отношению к клиенту, соц. работник должен с ними провести работу, выяснить причину и постараться помочь им.
Когда же пребывание клиента дома невозможно, соц. работник должен оформить его в пансионат или другое стационарное учреждение. Первые пол года являются трудными для клиента, поэтому соц. работник помогает ему адоптироваться, чтобы он не чувствовал себя брошенным и не нужным.
В обязанности соц. работника входит также оказание ритуальных услуг, бывает что соц. работник единственный, кто провожает клиента в последний путь.
Существует ряд этических норм и правил, которые должен соблюдать в своей деятельности специалист:
- работая с людьми соц. работник несет ответственность не только за свое поведение и деятельность, но и за поведение, условия жизнедеятельности и здоровье своего клиента;
- деятельность соц. работника включает в себя непосредственное общение с клиентом и его окружением, что требует сил и отдачи;
- соц. работнику необходимо в своей работе учитывать особенности жизни и индивидуальные черты личности каждого из клиентов;
- соц. работник имеет дело не с одной из сторон жизни человека, а с ее целостностью и многообразием, что необходимо учитывать в своей работе;
- результаты работы специалиста сложно оценить, они зависят не только от соц. работника, но и от клиента, от его усилий и желания помочь себе, а также от деятельности всей соц. службы и системы соц. защиты населения.
4в. Участие в социальной политике
Одним из важнейших этических вопросов социальной работы является вопрос, может ли социальный работник, будучи представителем и государства и клиента, публично выступать с критикой государственной политики и отдельных ее решений, т.е участвовать в политической деятельности не как гражданин, а как представитель своей профессии и гос. структуры.
С одной стороны соц. работник как представитель государства должен лояльно к нему относиться, он призван нивелировать все негативные явления социальной жизни, способствовать реализации прав своих клиентов. С другой стороны, соц. работник постоянно сталкивается с несовершенством политической системы, несоблюдением прав клиентов за счет ограниченности выделяемых средств, как на оплату оказываемых услуг, так и на оплату зарплаты работников.
Необходимо сочетать эти два подхода через активное участие в формировании основных направлений социальной политики и разработки социальных программ, а также организацию актов протеста мирного характера на основании действующего законодательства.
Принимая участие в политической деятельности, соц. работник должен четко представлять чьи интересы он отстаивает – свои, клиента, социальной службы.
Также соц. работник принимает участие в формировании соц. политики. Он ведет учет клиентов и выявляет их потребности в конкретных услугах и видах помощи. Эти сведения обобщаются, что позволяет планировать мероприятия, направленные на решение самых типичных и актуальных проблем клиентов. Определяя приоритеты, необходимо оценить не только остроту проблемы, которая требует немедленного разрешения, но выявить причины ее появления, а также возможные последствия не только для клиента, но и для всего населения.
Участие в разработке социальной политики требует от специалиста не только профессиональной подготовки в области социальной работы, но и глубокого знания политики, экономики, социологии, психологии и др. отраслей знания и социальной практики, а также этических основ этих видов деятельности.
- Понятие термина «деонтология»
Деонтология – (с греч. - должный), учение о долге. Термин введен в 18в. англ. философом И. Бентамом, первоначально означавшее религиозно-нравственный смысл, имея ввиду долг и обязанности верующего перед Богом, религией. Затем оно обозначало должное поведение, поступки и действия личности или специалиста.
Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном, выступающие как определенные требования к поведению специалиста, как его профессиональный долг и обязанности.
Профессиональный долг включает:
- функциональные обязанности специалиста
- ответственность специалиста перед коллегами, обществом, профессией и клиентом
ДОЛГ –одна из важнейших категорий, обозначающая превращение нравственного императива в личную заинтересованность конкретного человека, продиктованную социальным статусом, совестью и т.д.
Чувство долга побуждает специалиста соизмерять свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали и этики.
Отличия:
- профессиональная этика раскрывает сущность профессионального долга
- деонтология выявляет специфику реализации профессионального долга в конкретных видах взаимодействия.
Профессиональный долг в отличие от профессиональных обязанностей воспринимается не как нечто навязанное из вне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.
Долг тесно связан с ответственностью
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с т.зр ее возможностей.
- Деонтология применительно к социальной работе
Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющее собой сознательное отношение к профессиональному долгу.
Ответственность связана с творчеством.
ДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ -это комплекс норм, предписаний и постановлений о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, своей профессией, коллегами, клиентом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ –категория, выражающая нравственные обязательства специалиста и является отражением внутренней моральной необходимости следования своим обязанностям, определенным линиям поведения.
Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, специалист поступает:
- свободно, т.е. у специалиста есть право выбора форм оказания помощи, исходя из личных убеждений
- сознательно, т.е. выбор делается не спонтанно, а руководствуясь наибольшей выгодой для клиента
- добровольно, согласно собственным убеждениям и представлениям, а не исходя из оказываемого давления или принуждения.
Деятельность социального работника постоянно оценивается окружающими и выражается через отношение к специалисту. Соответственно, социальный работник хочет, чтобы его деятельность оценивалась высоко, т.е. испытывает потребность в признании и уважении, которые стимулируют деятельность.
Авторитет – это признание коллегами, обществом, клиентом его высокие качественные ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности, высокая объективная самооценка. Он формируется годами, а может потеряться за один миг.
Деонтология социальной работы строится на следующих принципах:
- личной ответственности за порученное дело, как в правовом, так и в моральном отношении
- компетентность специалиста
- рациональный подход к решению поставленных задач
- соответствие полномочий и ответственности
- правовая регламентация деятельности
- подотчетность
- инициатива и творческий подход
- организованность и дисциплина
- контроль и проверка исполнения
- критический подход к оценке деятельности и др.