Основные особенности доброкачественных и злокачественных опухолей

I 446


Эмоции и воля

/. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных....... 223

У, В. Симонов. Информационная теория эмоций......... 232

4. С. Кон. Дружба и возраст................. 238

//. А. Китаев-Смык. Психология и концепция стресса....... 250

В. А. Иванников. К сущности волевого поведения......... 260

Индивидуально-психологические особенности личности

5. М. Теплое и В, Д. Небылицын. Изучение основных сзойств нервной

системы и их значение для психологии индивидуальных различий . 269

В. Д. Небылицын. Актуальные проблемы дифференциальной психофизио­логии ........................ 275

И. П. Павлов. Проба физиологического понимания симптомологпи истерии 280

Б. М. Теплое. Способности и одаренность............ 281

В. С. Мерлин. Отличительные признаки темперамента....... 286

B, А. Крутецкий. Математические способности и личность.....* 293

Часть II. Возрастная и педагогическая психология

Психическое развитие и закономерности становления личности

A. В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности..................., 300

Л. А. Венгер. Развитие восприятия в онтогенезе........, 316

Л. С. Выготский. Воображение и его развитие в детском возрасте . » 320

Жан Пиаже. Как дети образуют математические понятия ...... 325

И, С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных способностей . . . 331

Психология воспитания

C. Л. Рубинштейн. Психологическая наука и дело воспитания ...» 340

Л. С. Макаренко. Отношения, стиль, тон в коллективе....... 346

B. А. Сухомлинский. Труд одухотворен благородными чувствами . , , 349

Ш. А. Амонашвили. Размышление о завтрашнем дне шестилеток . . . 357

И. С. Кон., Д. И. Фельдштейн. Отрочество как этап жизни и некоторые

психолого-педагогические характеристики переходного возраста . , 363

И. С. Кон. Психология старшеклассника............ 370

Психология учения и обучения

C. Л. Выготский. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.............* . • 377

tff Ф. Талызина. Управление процессом усвоения знаний....... 383

А. А. Смирное. Рель понимания в запоминании.......... 388

A. А. Матюшкин. Теоретические вопросы проблемного обучения .... 395

B. В. Давыдов. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении .............. 401

Л. И. Божович. Проблемы развития мотивациоиной сферы ребенка . . 408

Ш. А. Амонашвили. Установление гуманных отношений в процессе обу­чения ...................... 412

Психологические основы учебно-воспитательиой работы с детьми,

обнаруживающими отклонения в умственном развитии

Т. А. Власова, М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии . . 422

C. Я. Рубинштейн. Общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка ...............430

Краткие сведения об авторах .................436


ХРЕСТОМАТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

Составитель Владимир Васильевич Мироненко

Зав. редакцией Я. Я, Сеиыкин

Редактор Л. И. Льняная

Младший редактор С. Ю. Базилевская

Художник Я, С. Баженова

Художественный редактор Е. Л. Ссорина

Технический редактор С. С. Якушкина

Корректоры Я. С. Соболева, И, Г, Трошина

ИБ № 9801

Сдано в набор 06.08.86. Подписано к печати 08.07.87. Формат 60Х901Аб- Бумага кн.-журн. отеч.

Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл.

печ. л. 28,0 + 0,25 форз. Усл. кр.-отт. 28,5. Уч.-изд. л. 32,3+0,45 форз. Тираж 140 000 экз. Заказ 5162. Цен! 1 руб. 40 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени издатель­ство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Областная типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли Ивановского облисполкома, 153628, г. Иваново, ул. Типограф­ская, 6.

Доброкачественные опухоли отличаются от злокачественных следующим:

1). Некоторые из них бывают врожденными, т. к. являются след­ствием пороков развития

2). Растут медленно, достаточно четко отграничены от ок­ружающих здоровых тканей, иногда имеют капсулу.

3). Если локализуются в мягких тканях, то длительно сохраняют подвижность.

4). Как правило, не дают метастазов.

5). Гистологически имеют однородное строение, обладают тканевым атипизмом.

6). Способны озлокачествляться, при этом могут иметь один или несколько злокачественных аналогов

Основные особенности злокачественных опухо­лей:

1). В опухоли прогрессируют процессы анаплазии - образуются все ме­нее и менее дифференцированной ткани. Чем больше выражена анаплазия, тем более вы­ражена злокачественность опухоли.

2). Каждая анаплазированная (недифференцированная) клетка наследует свои свойства следующим по­колениям; при этом в каждой новой популяции степень анаплазии нарастает.

3). Чем более вы­ражена в опухоли дедифференциация, тем бы­стрее опухоль нарастает, тем больше становится ее масса

4). Опухоль способна давать метастазы и прорастать в соседние ткани; четкой границы между злокачественной опухолью и окружаю­щими здоровыми тканями проследить невоз­можно.

5). Функция злокачественных клеток носит «неорганизованный» характер и не сооб­разована с потребностями жизнедеятельности организма; например, у больных со злокачест­венными новообразованиями челюстно-лицевой области отмечается снижение клеточного и гумо­рального иммунитета: увеличение содержания сывороточных иммуноглобулинов А и G наряду с угнетением состояния клеточного иммунитета.