Основные особенности доброкачественных и злокачественных опухолей
I 446
Эмоции и воля
/. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных....... 223
У, В. Симонов. Информационная теория эмоций......... 232
4. С. Кон. Дружба и возраст................. 238
//. А. Китаев-Смык. Психология и концепция стресса....... 250
В. А. Иванников. К сущности волевого поведения......... 260
Индивидуально-психологические особенности личности
5. М. Теплое и В, Д. Небылицын. Изучение основных сзойств нервной
системы и их значение для психологии индивидуальных различий . 269
В. Д. Небылицын. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии ........................ 275
И. П. Павлов. Проба физиологического понимания симптомологпи истерии 280
Б. М. Теплое. Способности и одаренность............ 281
В. С. Мерлин. Отличительные признаки темперамента....... 286
B, А. Крутецкий. Математические способности и личность.....* 293
Часть II. Возрастная и педагогическая психология
Психическое развитие и закономерности становления личности
A. В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности..................., 300
Л. А. Венгер. Развитие восприятия в онтогенезе........, 316
Л. С. Выготский. Воображение и его развитие в детском возрасте . » 320
Жан Пиаже. Как дети образуют математические понятия ...... 325
И, С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных способностей . . . 331
Психология воспитания
C. Л. Рубинштейн. Психологическая наука и дело воспитания ...» 340
Л. С. Макаренко. Отношения, стиль, тон в коллективе....... 346
B. А. Сухомлинский. Труд одухотворен благородными чувствами . , , 349
Ш. А. Амонашвили. Размышление о завтрашнем дне шестилеток . . . 357
И. С. Кон., Д. И. Фельдштейн. Отрочество как этап жизни и некоторые
психолого-педагогические характеристики переходного возраста . , 363
И. С. Кон. Психология старшеклассника............ 370
Психология учения и обучения
C. Л. Выготский. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.............* . • 377
tff Ф. Талызина. Управление процессом усвоения знаний....... 383
А. А. Смирное. Рель понимания в запоминании.......... 388
A. А. Матюшкин. Теоретические вопросы проблемного обучения .... 395
B. В. Давыдов. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении .............. 401
Л. И. Божович. Проблемы развития мотивациоиной сферы ребенка . . 408
Ш. А. Амонашвили. Установление гуманных отношений в процессе обучения ...................... 412
Психологические основы учебно-воспитательиой работы с детьми,
обнаруживающими отклонения в умственном развитии
Т. А. Власова, М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии . . 422
C. Я. Рубинштейн. Общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка ...............430
Краткие сведения об авторах .................436
ХРЕСТОМАТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
Составитель Владимир Васильевич Мироненко
Зав. редакцией Я. Я, Сеиыкин
Редактор Л. И. Льняная
Младший редактор С. Ю. Базилевская
Художник Я, С. Баженова
Художественный редактор Е. Л. Ссорина
Технический редактор С. С. Якушкина
Корректоры Я. С. Соболева, И, Г, Трошина
ИБ № 9801
Сдано в набор 06.08.86. Подписано к печати 08.07.87. Формат 60Х901Аб- Бумага кн.-журн. отеч.
Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл.
печ. л. 28,0 + 0,25 форз. Усл. кр.-отт. 28,5. Уч.-изд. л. 32,3+0,45 форз. Тираж 140 000 экз. Заказ 5162. Цен! 1 руб. 40 коп.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Областная типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли Ивановского облисполкома, 153628, г. Иваново, ул. Типографская, 6.
Доброкачественные опухоли отличаются от злокачественных следующим:
1). Некоторые из них бывают врожденными, т. к. являются следствием пороков развития
2). Растут медленно, достаточно четко отграничены от окружающих здоровых тканей, иногда имеют капсулу.
3). Если локализуются в мягких тканях, то длительно сохраняют подвижность.
4). Как правило, не дают метастазов.
5). Гистологически имеют однородное строение, обладают тканевым атипизмом.
6). Способны озлокачествляться, при этом могут иметь один или несколько злокачественных аналогов
Основные особенности злокачественных опухолей:
1). В опухоли прогрессируют процессы анаплазии - образуются все менее и менее дифференцированной ткани. Чем больше выражена анаплазия, тем более выражена злокачественность опухоли.
2). Каждая анаплазированная (недифференцированная) клетка наследует свои свойства следующим поколениям; при этом в каждой новой популяции степень анаплазии нарастает.
3). Чем более выражена в опухоли дедифференциация, тем быстрее опухоль нарастает, тем больше становится ее масса
4). Опухоль способна давать метастазы и прорастать в соседние ткани; четкой границы между злокачественной опухолью и окружающими здоровыми тканями проследить невозможно.
5). Функция злокачественных клеток носит «неорганизованный» характер и не сообразована с потребностями жизнедеятельности организма; например, у больных со злокачественными новообразованиями челюстно-лицевой области отмечается снижение клеточного и гуморального иммунитета: увеличение содержания сывороточных иммуноглобулинов А и G наряду с угнетением состояния клеточного иммунитета.