Тема 5. игра у животных.

 

Игровой период в развитии поведения выделяется у детенышей высших животных. Известный энтомолог К.Фриш подчеркивал, что отсутствие игры у насекомых и ее наличие у высших позвоночных указывает на существенное различие между этими группами животных, связанное с перевесом наследуемых форм поведения у первых и решающей ролью индивидуального накопления опыта у вторых.

Фабри отмечает, что существуют два подхода к пониманию содержания и функций игровой активности. В первом, сформулированном в 19 в. Спенсером, игра рассматривается как расход "избыточной энергии", выполнение "холостых" действий. В рамках второго подхода подчеркивается функциональность игровой активности, которая рассматривается как упражнение в наиболее важных областях жизнедеятельности (Гроос, Ллойд-Морган).

Характеризуя игровую активность, многие исследователи подчеркивают ее отличие от инстинктивных действий. Если последние выполняются в жестких не изменяющихся формах, то для игры характерна лабильность, изменчивость форм. Также игра не имеет утилитарного значения и направлена на "биологически нейтральные объекты", не привлекающие животных в остальное время. В игровой активности имитируются биологически значимые действия, а объекты, на которые направляется эта активность, получают новое - условно-символическое - значение.

Д.Б.Эльконин предполагал, что игра препятствует фиксации инстинктивных форм деятельности на ранних этапах созревания, создавая условия для развития ориентировочно-исследовательской активности и соответствующих афферентно-двигательных систем.

Благодаря манипуляционным играм происходит значительное развитие двигательной активности, "отрабатываются" сложные двигательные акты. Эксперимент, проведенный с детенышем шимпанзе (Ниссен и др.), подтвердил роль игровой активности в развитии как предметного манипулирования, так и координации движений кистей и пальцев. Детеныш был лишен возможности играть с предметами, однако движения рук при этом не ограничивали. В результате такого ограничения у шимпанзе остались несовершенными хватание и ощупывание, не сформировались характерные для приматов социальные реакции цепляния и обыскивания.

В ходе игры осуществляется облигатное научение, результатом которого являются видотипичные формы поведения. В различных исследованиях была доказана роль сексуальных игр в формировании действий, относящихся к репродукционному поведению, таких как ухаживание и подготовка к спариванию.

В игре совершенствуется общая лабильность поведения и происходит широкое ознакомление с окружающим миром. Это становится возможным благодаря родительской опеке, обеспечивающей детенышам пищу и безопасность. Как показывают полевые наблюдения, детеныши бурых медведей, вынужденные самостоятельно искать корм, играют реже, чем детеныши других хищных животных.

Важная роль игры связана с формированием навыков общения. Совместные игры встречаются у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения. Фабри подчеркивает, что в совместных играх, также как и в манипуляционных, проявляются особенности образа жизни животных. Так, у детенышей морской свинки игры включают прыжки и "бодание", а у сурков в играх преобладает борьба, когда детеныши охватывают друг друга передними конечностями и толкаются. В совместных играх львят встречаются подкрадывание, нападение, преследование и "борьба", характерные для кошачьих. При этом в ходе игры партнеры постоянно меняются ролями.

Отмечено, что складывающиеся в ходе совместной игры отношения принимают иерархический характер. Отношения демонстративного превосходства и подчинения возникают на основе неритуализованного агрессивного общения. При этом отдельные движения получают сигнальное значение. Так, "трепание" партнера может быть не столько проявлением насилия, сколько демонстрацией превосходства, запугиванием. В случае, когда в совместные игры включается какой-либо предмет, демонстративное поведение проявляется в оспаривании, захвате, отнятии объекта. При этом привлекательность объекта в значительной степени определяется возникающей вокруг него конкуренцией.

Совместные игры возможны благодаря особым сигналам, выполняющим функцию ключевых стимулов игрового поведения. К ним относятся специфические позы, движения, звуки, сообщающие партнеру о желании и готовности вступить в игру. Для детенышей псовых характерна особая игровая манера приближения с раскачиванием головы и пригибанием книзу передней части туловища, у шимпанзе в качестве приглашения к игре отмечаются "игровая походка", подставление спины, хватание за ногу.

Совместные игры для многих животных являются необходимым условием развития коммуникативной сферы. Лишение возможности играть со сверстниками приводит к тому, что повзрослевшее животное не может нормально общаться с себе подобными, особенно с половыми партнерами, а также не готово к материнскому поведению.