Тема 4. Виды научения.

 

Научение связано с накоплением индивидуального опыта. Как подчеркивает Фабри, развитие поведения конкретной особи всегда происходит на основе видового опыта, накопленного и закрепленного в процессе эволюции. Поэтому врожденные и индивидуально приобретенные компоненты поведения тесно переплетены.

Торп определял научение как "процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта".

Проблема научения у животных широко исследовалась психологами-бихевиористами, в частности в работах Толмена, Халла, Скиннера. Центральной идеей классического бихевиоризма было представление о том, что существуют общие для всех животных законы научения. В настоящее время доказано, что способности животных к научению развивались в процессе эволюции.

Классификация Торпа. Систематизируя результаты исследований, проводимых, как правило, в лабораторных условиях, Торп предложил следующую классификацию видов научения:

  1. Привыкание.
"Ассоциативное 2. Условные рефлексы первого рода (классические УР).
научение" 3. Условные рефлексы второго рода ("инструментальные рефлексы" в школе Павлова или "оперантное научение" по Скиннеру).
  4. Латентное (скрытое) научение.
  5. Инсайт-научение.
  6. Запечатление (импринтинг).

Привыкание. Обнаруживается во всех группах животных, начиная с простейших. Представляет один из важных процессов приспособления поведения к средовым условиям. В наиболее типичной своей форме привыкание проявляется в торможении уже имеющихся реакций. Если животному предъявлять раздражитель, не подкрепляя его, то животное постепенно перестанет на него реагировать. Например, птицы привыкают к чучелу на поле и перестают обращать на него внимание. Другое проявление привыкания связано с "подстройкой" движений организма к особенностям среды (см. тему 2: изменение траектории движения парамеции в зависимости от формы сосуда).

Условные рефлексы первого рода. Понятие "условный рефлекс" неразрывно связано с работами И.П.Павлова. В классических экспериментах Павлова с собаками часто использовался слюноотделительный рефлекс. Так, например, голодная собака регулярно получала пищу сразу после того, как в лаборатории загоралась яркая лампочка. Со временем у собаки стала выделяться слюна в ответ на одно только зажигание лампочки, без непосредственного получения пищи. В этом случае свет является условным раздражителем, а слюноотделение в ответ на свет - и есть условный рефлекс. Таким образом, условный рефлекс формируется в результате установления связи - ассоциации - нового, нейтрального для данной ситуации стимула с подкреплением (безусловным раздражителем либо с уже закрепившимся условным раздражителем; в последнем случае говорят об УР второго порядка).

В природе УР редко встречаются в таком "чистом" виде. Как правило, животные реагируют на комплексы раздражителей, например, пчелы не просто связывают цвет с нектаром, но запоманают также время, когда цветы выделяют больше всего нектара. Кроме того, на один условный раздражитель животное может давать не один, а несколько специфических ответов.

Условные рефлексы второго рода. Если УР первого представляют собой установление связи между двумя стимулами, один из которых является безусловным, а другой получает сигнальное значение, то при УР второго рода закрепляется связь между определенным действием (или комплексом действий) животного и тем эффектом, к которому это действие приводит. Так как действия животного служат способом - "инструментом" - получения подкрепления, такое научение называют еще инструментальным. Скиннер использовал термин "оперантное научение". Один из экспериментов Скиннера состоял в том, что, если крыса, находящаяся в проблемном ящике, случайно или в результате исследовательской активности нажимала на рычаг, то в кормушке появлялся пищевой шарик. Скиннер подчеркивал, что достаточно было одной-двух проб для того, чтобы произошло научение. Однако при этом подкрепление должно происходить достаточно быстро, т.к. даже несколько секунд отсрочки пищевого подкрепления после нажатия на рычаг существенно замедляют научение.

 

Латентное научение представляет собой "образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями без явного подкрепления" (Торп). Латентное научение может включать в себя ассоциативное научение, однако явное подкрепление при этом будет отсутствовать. Также в сам момент научения может быть неясно, что именно заучивается, какие именно действия животного закрепляются. Примером латентного научения может служить исследовательское поведение сытой крысы в пустом лабиринте. Эксперименты Толмена доказали, что информация о среде, получаемая в результате такой ненаправленной активности, сохраняется в виде так называемых "когнитивных карт" (неких "схем" местности). О том, что такое скрытое научение действительно происходит, свидетельствует тот факт, что впоследствии животные действуют более эффективно, чем в тех случаях, когда возможность для латентного научения отсутствовала.

Инсайт-научение. Гештальт-психологи полагали, что животные способны решать проблемы посредством инсайта (озарения) благодаря врожденной способности воспринимать ситуацию как целое. В классических экспериментах Кёлера шимпанзе для того, чтобы достать корм, должны были использовать орудие (например, палку). Кёлер отмечал, что после безуспешных попыток достать приманку рукой, шимпанзе переключались на другие объекты, находящиеся в клетке. Начав играть с палкой, шимпанзе вдруг возвращались к прежней деятельности и доставали приманку с помощью палки. Кёлер считал, что животные при этом проявляли инсайт - понимание отношений между стимулами или событиями. Мак-Фарленд в связи с этим подчеркивает, что шимпанзе в описанной ситуации всегда опирались на прежний опыт манипулирования с объектами, и считает, что говорить об отрыве инсайта от других форм научения некорректно.

Запечатление. Запечатление - импринтинг - связано с эффектами сохранения опыта, полученного на ранних этапах жизни и ведущего к определенным изменениям в поведении. Как правило, импринтинг связывают с "запечатлением привязанности" (пример - реакция следования у стайных птиц) и "половым запечатлением".

Запечатление происходит вскоре после вылупления или рождения и проявляется в виде чрезвычайно прочной привязанности. Лоренц писал, что это особая форма научения, которая необратима и ограничена коротким "чувствительным (сенситивным) периодом". Так, у цыплят запечатление движущегося объекта в качестве "родителя" (за которым они будут следовать до своей взрослости) происходит в первые сутки после вылупления. Если на протяжении сенситивного периода в качестве такого объекта выступил человек, или гусыня, или даже просто картонная коробка, которую передвигает экспериментатор, то в дальнейшем цыпленок будет следовать исключительно за запечатленной "фигурой матери", не реагируя на появление настоящей курицы.

Половое запечатление обычно происходит несколько позже запечатления привязанности, а его результаты обнаруживаются только после полового созревания. В случае воспитания приемными родителями - представителями другого вида животных, при выборе полового партнера особь будет демонстрировать выраженное предпочтение представителям вида-воспитателя, а не представителям своего вида.

Классификация Темброка. В основу классификации Темброка положены данные изучения поведения животных в их естественных условиях обитания. Темброк отмечал, что существуют такие формы научения, которые внешне напоминают инстинктивное поведение; прежде всего тем, что сформированные комплексы действий встречаются у всех представителей данного вида. Такой индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида, является результатом облигатного научения.Облигатное научение и врожденное поведение связаны в единый комплекс. Примером облигатного научения может служить уже рассмотренная реакция следования, которая хотя и базируется на врожденной готовности, но тем не менее формируется прижизненно на основе запечатления конкретной фигуры. Так же путем облигатного научения детеныши узнают отличительные признаки пищевых объектов.

Другой вид - факультативное научение, в отличие от облигатного, включает все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям конкретных условий, в которых живет особь. Тем самым, факультативное научение ответственно за наиболее гибкие, лабильные формы приспособления. Фабри отмечает, что центральной формой факультативного научения является навык. В результате формирования навыка на основе врожденных двигательных координаций формируются новые комплексы движений. Навык формируется в результате упражнения и поддерживается благодаря тренировке. При отсутствии тренировки навыки разрушаются.

Важную роль и в облигатном, и в факультативном научении играет подражание - имитационное научение. Научение на основе подражания происходит путем непосредственного восприятия поведения сородичей. Как следует из определения, подражание возможно только при условии общения с себе подобными.