ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЕЙ ЕГО ОТНОШЕНИЙ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОТНОШЕНИЯ

Потенциальный план личности и отношений не исключает про­цессуального или функционального плана рассмотрения психики, а, наоборот, ставит вопрос о связи отношений и психических функций. <...>

Центральным вопросом в указанной области является проб­лема саморегуляции высшей нервной деятельности, которая вы­ражается в воле и внимании. <...>

Наиболее существенное различие в структуре волевого пове­дения заключается в том, что усилие в примитивных условиях мобилизуется непосредственным импульсом эмоционального от­ношения. Рациональные мотивы необходимости и долга оказы­ваются в этих условиях малодейственными. Только в структуре развитого волевого акта эти мотивы приобретают господствую­щую силу. Их роль возрастает по мере развития личности и ха­рактеризуется ростом интеллектуализации поведения и образова­нием идейно-нравственных мотивов. <...>

Различные виды деятельности человека сами являются пред­метом отношений. От отвращения до страстного увлечения дея­тельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением существует и сознание вынуж­денной необходимости деятельности, а также деятельность по моральной обязанности. Эти оттенки создают сложную структу­ру отношений к деятельности. <...>

В экспериментальной, а также в учебной и производственной


работе выступает совершенно ясная общая закономерность: функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь на уровне его актив­но-положительного отношения к задаче.

Общий тип высшей нервной деятельности отражается на всех сторонах личности. Можно поэтому говорить и о «темперамен­те отношений». Равнодушие и страстность, устойчивость и неус­тойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Выска­зывались мысли о том, что отношения превращаются в черты характера (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев). Нужно, однако, при­знать, что эта формула имеет несколько внешний характер. От­ношения в сущности ни во что не превращаются. Они могут приобрести устойчивость, выраженность, большую значимость и, продолжая оставаться отношениями, становятся характерными для личности. В этом смысле они и являются чертами характера.

Определенность и устойчивость характера связывается с оп­ределенностью и устойчивостью отношений, но в то время как ряд черт характера непосредственно выражает отношения (на­пример, принципиальность, эгоизм, добросовестность), ряд дру­гих свойств (например, прямота, решительность, цельность, во­левые черты характера) не представляет собой отношений в соб­ственном смысле слова. Тем не менее и эти свойства связаны с отношениями человека и выражают способ их осуществления (Б. Г. Ананьев). Поэтому с позиций отношений мы считаем воз­можным рассматривать характер как единство системы и спо­соба отношений. Нельзя также не упомянуть и о том... что свой­ства реакции человека> выражающие его темперамент и харак­тер, проявляются лишь на уровне активных отношений. Можно даже сказать, что отсутствие реакции на что-либо свидетель­ствует не столько о темпераменте или характере, сколько об от­ношении человека. <...>

Нельзя, наконец, не подчеркнуть, что многие психологические работы, в сущности вся педагогическая психология, показывают, что особенности личности — это продукт ее взаимоотношения с людьми в процессе развития, продукт влияния примера, привя­занности, авторитета (как отдельных лиц, так и коллективов — школьных или производственных).