Привязка растра

Чтобы добавить растр к проекту, необходимо выбрать пункт меню Проект - Добавить растр. Программа откроет очередной мастер, который на самом первом шаге спросит какой файл растра нужно выбрать и к какому проекту привязать:

На этом же шаге необходимо выбрать метод, которым растр будет привязан к рабочему окну. Как видим, на выбор нам предлагают целых четыре разных метода, из которых мы разберем здесь целых два, последние.

Для плохой карты ключевской сопки нам придется воспользоваться последним методом - по произвольному набору опорных точек. На втором шаге нас спросят, совпадает ли масштаб растра с масштабом проекта, мы ответим что совпадает. Координаты опорных точек на следующем шаге можно будет или загрузить из файла, или сгенерировать на основе регулярной сетки, или ввести вручную - мы будем вводить вручную.

Здесь как раз удобно воспользоваться привязанной картой в Ozi, которую держать рядом под рукой (или под мышкой?), переключаясь из Ozi в Easy Trace и обратно. Смотрим одну из точек в Ozi (можно смотреть как раз точки привязки, а можно любой другой набор), записываем ее координаты в Пулково-1942, переходим в Easy Trace, находим там на карте ту же самую точку, тыкаем в нее. Easy Trace пытается сам предугадать координаты этой точки, но так как она у него первая, то получается у него это с трудом. Берем вторую точку в Ozi, записываем ее координаты в Пулково (для этого удобно в Ozi ставить на это место ручной waypoint с помощью кнопки Position and Set waypoint on map на панели кнопок), переходим обратно в Easy Trace, ставим эту точку там, вводя координаты опять, потому что Easy Trace пока ошибается.

Как правило, уже на третьей точке Easy Trace определяет сам координаты с точностью до пары километров, так что координаты можно не вводить, а поправлять. И чем дальше, чем меньше поправлять приходится. Три заданные точки определяют общее аффинное преобразование, которое EasyTrace собирается применить к растру, чтобы эти три точки абсолютно совпали со своими соответствиями на реальной карте. Поэтому пока мы ввели только три точки, погрешность их преобразования равна нулю - зато погрешность преобразования любых других точек на карте может быть пока большой. Поэтому мы продолжим добавлять точки. С четвертой точкой, которую я предложил Easy Trace, программа ошиблась в предсказании ее координаты всего за 20 метров, и показала, с какой точностью будут преобразованы координаты всех 4 точек, учитывая, что все три они равноценны, а аффинное преобразование задается только тремя из них. В моем случае эта ошибка не превышала 8 метров, но я продолжил кидать на карту контрольные точки, пока не надоело.

 

Для хорошей карты все немного проще, зато намного точнее. С картой, на которой задана хорошая регулярная сетка с подписями мы можем воспользоваться предпоследним методом - коррекция по регулярной сетке опорных точек. На втором шаге нас опять спросят, совпадает ли масштаб растра с масштабом проекта, мы опять ответим что совпадает. В диалоге на следующем шаге необходимо задать левый нижний угол планшета и правый верхний. Под этими углами нужно понимать координаты углов значащей карты, а так как мы немного отступили от углов при задании координат левого нижнего и правого верхнего углов карты, то можно сюда ввести именно эти координаты, а можно и скорректировать их и задать координаты значащих углов карты более точно. В качестве начала сетки обычно выступает самый левый нижний ее угол, то есть в нашем случае эти координаты совпадают с координатами левого нижнего угла планшета. Шаг сетки определит, сколько тиков вам придется поставить. Самым точным вариантом будет написать в эти поля реальное значение шага сетки на карте, однако некоторым будет лень потом ставить все точки сетки, поэтому можно задать значение кратное шагу сетки. Наша километровая карта имеет шаг сетки 2км, а мы люди ленивые, поэтому зададим шаг сетки 4000м. Прикинем на получившемся рисунке количество тиков, которые предстоит проставить - да, такое количество еще можно осилить:

Нажимаем Next и переходим к окну расстановки тиков. Для начала стоит, как и рекомендуют, используя клавишу шифт, подправить (перетащить) на планшете положение растра, чтобы программа могла корректно перепрыгивать на нужные тики при выборе конкретных точек на карте. В чем тут принцип легко убедиться при первой же возможности, объяснять приходится дольше.

Хотя опорные точки можно устанавливать в любом порядке, начинать удобнее с точки, векторные координаты которой легко определить, например, с самой левой нижней точки сетки - с которой у нас начинается отсчет, а второй точкой, наоборот, указать правую верхнюю точку сетки. При указании первых двух опорных точек, программа запрашивает их векторные координаты, что позволяет ей скорректировать положение и истинный масштаб растра - эти координаты как раз удобнее давать у крайних точек сетки, находящихся у подписей к сетке:

 

Для задания очередной опорной точки нужно просто указать ее положение на растре. Одну и ту же точку можно указывать многократно, уточняя ее положение на растре. В левой части страницы расположено preview, на котором отображаются все опорные точки. Те из них, положения которых на растре уже заданы, обведены рамкой. Активная опорная точка, т.е. точка, в окрестностях которой на растре находится курсор мыши, подчеркивается миганием. Preview также удобно использовать для навигации по растру: укажите в окрестность образа узла сетки на preview, и программа автоматически переместит в центр экрана приблизительное положение опорной точки. После того как все опорные точки расставлены, становится доступной кнопка "Correct".

 

 

При нажатии на эту кнопку программа начинает преобразование растра. Как раз здесь исправятся все косяки, связанные с нелинейным искажениями растра из-за криво положенного, например, листа карты при сканировании. Далее растр можно будет обрезать по краевым тикам, и потом он автоматически сохранится под новым именем, как исправленный растр.

В конце концов мы получим рабочее поле проекта, но уже не пустое, а с добавленным растром, привязанным и готовым к дальнейшей векторизации.