О МЕТОДЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТАНОВКИ

Прежде всего нужно иметь в виду, что перед нами стоит во­прос об изучении не какого-нибудь отдельного психического факта, а того специфического состояния, которое я называю ус-тановкой. Как мы увидим ниже, для возникновения этой по­следней достаточно двух элементарных условий — какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворе­ния. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности. То или иное состояние сознания, то или иное из его содержаний вырастает лишь на основе этой установки. Следовательно, мы должны точно разли­чать, с одной стороны, установку, а с другой—возникающее на ее базе конкретное содержание сознания. Установка сама, ко­нечно, не представляет собой ничего из этого содержания, и понятно, что характеризовать ее в терминах явлений сознания ие представляется возможным. Но допустим, что мы зафик­сировали достаточно прочно какую-нибудь из наших установок. В этом случае она будет представлена в сознании всегда каким-либо определенным содержанием, возникающим на базе этой установки. Если актуализировать эту последнюю повторно, то мы будем замечать, что каждый раз у нас возникает в созналии все то же содержание.

Предложим теперь субъекту с такой фиксированной установ­кой пережить, скажем, воспринять содержание, лишь в незна­чительной степени отличающееся от того, что он переживает обычно на базе этой установки. Что же получится в этом слу­чае? Из наших опытов мы знаем, что такого рода содержание, вместо того чтобы актуализировать новую, адекватную ему ус­тановку, переживается всегда на базе уже имеющейся фиксиро­ванной установки. Следовательно, мы можем сказать, что одна и та же фиксированная установка может лежать в основе оди­накового переживания ряда различных, но близко стоящих друг от друга объективных содержаний. Установка в этом случае обусловливает идентификацию в переживаниях ряда сравни­тельно незначительно различных ситуаций. В наших опытах это находит свое выражение в факте иллюзорных восприятий двух разных раздражителей (например, равных шаров) неравными, в факте, который выступает обычно в наших критических опытах и остается в силе более или менее продолжительное время, пока фиксированная установка не заглохнет и не даст возможности актуализироваться новой, на этот раз уже адекватной ситуации установке.

Значит, несомненно, пока имеется налицо факт этого иллю­зорного переживания, мы имеем право говорить об активности лежащей в его основе фиксированной установки, и в зависимости от того, как протекает это переживание, у нас открывается воз­можность судить об особенностях этой установки, следить за процессом ее протекания,