Анализ стилей

Система реализации основных стилеобразующих факторов

Уровни реализации отношений управления Основные формы отношений
Система управления Хозяйственный механизм
Элементы системы управления Хозрасчет
Структурный уровень Функции управления
Уровень процессов Управленческих решений
Уровень субъектов управления Стили управления

 

Среди особенных факторов выделяются:

• удовлетворенность трудом;

• взаимоотношения в коллективе;

• организация труда;

• удовлетворенность оплатой труда;

• применяемые руководителем методы управления в тех или иных ситуациях.

В стилях управления фокусируют свое влияние другие объективно-субъективные и общие (объективные) факторы:

• регламентированные общественные требования;

• средства управленческого труда;

• доступность и состояние социальной, экономической и технической информации;

• общие характеристики крупномасштабных объектов управления — исторические факторы, территориальные факторы, национальные традиции.

Влияние этих факторов имеет существенный характер, определяющий контуры всех стилей управления. Но для каждого в отдельности это влияние опосредовано состоянием ситуационных и поведенческих факторов.

Рассматривая стиль как синтетический индикатор отношений управления, в его формировании целесообразно выделить три уровня.

1. Уровень личности руководителя. Для него характерны субъективные факторы, индивидуальность стиля, оценка стиля, прежде всего по качествам руководителя и применяемым методам управления.

2. Уровень группы. Для него характерны взаимосвязи единичных и особенные факторов, оценка стиля управления по состоянию характеристик группы.

3. Уровень процессов. Для него характерны структурные взаимосвязи особенных и общие факторы, а также характеристики трудовых процессов, оценка стиля по результатам производства, тестовая оценка.

Независимо от уровней на формирование оказывают влияние не столько те или иные комплексы факторов, сколько взаимосвязи в этих факторах:

• структура методов управления;

• структура управленческих решений;

• структура задач и функций управления;

• организационная структура управления.

Наиболее объективную оценку стиля управления может дать только структурный анализ стилеобразующих факторов.

Одним из критериев различия стилей управления является разделение пространства принятия управленческих решений. Крайним стилям – авторитарному и кооперативному - соответствуют крайние точки на противоположных концах отрезка стилей. Промежуточные формы дифференцированы уровнем имеющихся прав на содействие руководителю в процессе принятия решения. Этот уровень определяет соотношение между авторитарным и либеральным управлением. Может быть несколько дифференциаций — от 3 до 7, например шесть типов стилей вместе с экстремальными: руководитель решает и приказывает (авторитарный стиль); руководитель решает, приказывает, но и обосновывает свои решения; руководитель допускает сотрудников к обсуждению вопросов, прежде чем он их решит; руководитель вначале излагает свой план, потом принимает решение; руководитель излагает проблему, определяет область ее решения и вместе с сотрудниками принимает решение; руководитель принимает развивающееся решение вместе с сотрудниками (кооперативный стиль).

В зависимости от степени права решений и рамок компетенции сотрудников дифференциация стилей может быть несколько иной.

 

Области принятия решений при авторитарном и кооперативном стилях.

 

А — руководитель решает и предписывает;

Б — руководитель решает, но он стремится убеждать подчиненных в необходимости выполнения его решений;

В — руководитель решает, но адресует все-таки вопросы своим сотрудникам, чтобы учесть их мнение;

Г — руководитель информирует подчиненных о своих решениях, они имеют возможность высказать мнение, прежде чем руководитель примет окончательное решение;

Д — группа разрабатывает предложения, из числа которых принимается руководителем наиболее возможное решение;

Е — группа принимает решение, после чего руководитель указывает границы применения решения;

Ж — группа принимает решение, руководитель — координатор “вну­три и снаружи”.

Уменьшение авторитарности стиля означает в равной степени возрастание кооперативности стиля управления.

Итак, классификационный признак разделения стилей в данном случае — степень участия сотрудников в подготовке и принятии решений. Следует иметь в виду, что внутри каждого из приведенных типов стилей возможна более глубокая дифференциация. Так, автократический стиль нередко разделяют на иерархический, структурный, на стиль, ориентированный на дела. А кооперативный — на демократический, социально-интегрирующий, функциональный, на стиль, ориентированный на сотрудников. Также выделяется либеральный стиль, при котором сотрудники полагаются сами на себя, ход работы не регулируется, а руководитель не выполняет основных функций управления. Идеально-типовая форма этого стиля на практике не может существовать, применяется он преимущественно для анализа различий в отношениях управления.

Двухфакторный способ анализа стилей.

В 1970 –80-е годы в управлении отчетливо выделились два типа стилей – ориентированы на задачи или на сотрудников. Данные ориентации стиля управления стали преобладающими. Более того, специфическая дифференциация стилей при других подходах концептуально оказывается родственной биполярной шкале «задачи – сотрудники». На основе биполярных измерений стиля руководители разделяются по принципу «или – или» (например, автократ не может быть одновременно демократом). Такое правило разделения наиболее успешно применяется при использовании стиля управления как универсального инструмента в исследованиях отношений «руководитель – сотрудники (подчиненные)». Наиболее часто в качестве отличительного признака стилей управления применяется ориентация на производственные задачи или на заботу о людях. Такая ориентация адекватна авторитарному или демократическому стилю управления.

Исследования стилей менеджеров (США, 1950—1954 гг.) доказали, что они наиболее удобно могут быть определены в системе координат “забота о производстве — забота о людях”, позволяющей углубить познание стилей управления на основе двух критериев. С учетом этих критериев Блейк и Моутон разработали управленческую сетку. Их понятие “забота о” используется, чтобы передать, какменеджеры действуют, а не для того чтобы показать, какую отдачуони хотят получить от деятельности группы.

Под заботой о людях понимается ориентация на сотрудников, т.е. среди основных интересов лидерства рассматриваются удовлетворенности работой, степени личного участия психологический климат, социальная ориентация.

Столь же широко трактуется забота о производстве. Она включает аспект результатов, ориентацию на достижение целей, экономический рост, эффективность работы, объем продукции.

Управленческая сетка 9´9 с 81(92) стилем поведения менеджера, которая включает пять основных стилей. Показатель «1» соответствует низкой степени проявления соответствующего качества, «9» - высокой.

Стиль 1.1 (низкая степень заботы и о производстве, и о людях) — пассивность.Это пассивный стиль с минимальным влиянием на людей и достижением успехов в работе. Фактически менеджеры отказались от своей работы, они изолировались или просто ретранслируют информацию от своих руководителей к сотрудникам. Нет давления, но и нет заботы. Нет интереса и нет отдачи.

Стиль 9.1 (высокая степень заботы о производстве, низкая – о людях) — управление по задачам.При подобном стиле не учитываются интересы сотрудников. На первом месте результат. Типичны приказы и послушание. Большое служебное давление. Личные контакты воспринимаются как помехи. При этом стиле можно достичь большой эффективности, если задачи просты, а сотрудники имеют тоже простые потребности и структуру мотивации. Человеческий фактор в расчет не принимается. Высокие показатели в работе являются следствием хорошей организации. На этом полюсе находятся автократы, которые обращаются с сотрудниками, как с роботами.

Стиль 1.9 (низкая степень заботы о производстве, высокая – о людях) — «клубное» управление.Акцент на интересы сотрудников дает приятную рабочую атмосферу — спокойную и дружескую. Шеф — “любимец”. Преобладает низкое служебное давление и пренебрежение выполнением задачи. Никто не заботится о координации усилий для достижения целей.

Стиль 5.5 — управление по среднему пути. Преобладает система компромиссов, прагматическое приспособление, удовлетворенная трудовая мораль на основе уравновешенности между ориентациями на людей и задачи.

Стиль 9.9 (высокая степень заботы и о производстве и о людях) — синтез. Это сильное управление, сотрудники воодушевлены и довольны. Личный интерес сочетается с высоким результатом, преобладает обоюдное внимание, оптимальная согласованность между требованиями к работе и интересами сотрудников.

Как стать менеджером в стиле 9.9? На этот вопрос таблица не дает ответа. Она не говорит также о том, почему менеджер попадает в одну или другую часть таблицы или где место лидера. А причина может за­ключаться в личности лидера. Стиль лидерства – результат влияния ситуации, личности и сотрудников.

Четырехфакторный анализ стилей.

Идеального стиля лидерства, подходящего для всех сотрудников, эффективного даже в конкретной ситуации и данной структуре, нет. В конкретных ситуациях лидерство воспринимается в зависимости от решений. Но каждое решение действует только в настоящем времени, оно прогнозирует будущее развитие событий, и его качество до реализации определить практически невозможно. Включение измерений, ориентированных на будущее, приводит к интегральному стилю управления, ведет в четвертое измерение. Если в исследованиях используют четыре фактора, то каждый из этих факторов разделяют не на 9, а только на 3 ступени: 1 — низкая интенсивность действия; 2 — средняя; 3 — высокая.

Обобщенная схема анализа стиля.

Каждый фактор рассматривается как независимое слагаемое стиля. При двухфакторном анализе мы комбинировали только экстремальные варианты стилей. При трехбалльной шкале и четырех факторах мы получим то же число стилей, что и при девятибалльной шкале и двух факторах: 34= 92= 81 тип стилей.

Четырехфакторный анализ позволяет вводить для каждого из факторов значительное число переменных. Но вначале определяют сами факторы. Эти факторы, так или иначе, структурируют заботу о людях (у), заботу о производстве (х), но в конкретных ситуациях.

Пусть

x = M2+ M3;

y = M1+ M4;

где M1— дружеское обращение с подчиненными;

M2— активность, стимулирующая работу сотрудников;

M3— иерархический контроль и нажим (давление);

M4— предоставление подлинного участия в решениях.

Исследования ученых показали, что факторы М1—M4наиболее нагружены (“заряжены”) следующими переменными, выражающими как положительную степень проявления качеств, так и его противоположность:

М1:

• лидер сохраняет дружеское расположение в случае ошибок;

• лидер коммуникабелен и априори настроен дружески;

• лидер создает творческое настроение;

• обращается как с равным партнером;

• личный гнев выпускает при сотруднике;

• не тактичен и не вежлив;

• злопамятен в спорах;

• издевается, насмехается при ошибках;

• дает указания в приказной форме;

М2:

• побуждает к самостоятельной деятельности;

• лидер в делах организации, оптимист;

• увлекает собственной активностью;

• дает точные указания для работы;

• высказывает признание хорошей работы;

• побуждает к лучшей работе;

• подразделение лидера обязано быть впереди всех;

• идет на уступки;

• принимает решения без опроса;

• дает почувствовать, что является шефом.

М3:

• от сотрудников ждет идей;

• идет на уступки первый;

• пунктуален;

• выдает задание без жестких указаний.

М4:

• изменение области работы без страха;

• в процессе принятия решения стремится к соглашениям;

• интерес к личному благополучию сотрудников;

• доволен прилежными сотрудниками.

Баумгартнер в его работе “Производственный стиль лидерства: исследование типологии и рациональности” определил, что факторы М1- М4,составляют 57% от общего числа стилеобразующих факторов и имеют следующее разделение:

М1 — 25%; М2 — 14%; М3 — 7%; М4 — 11%.

При четырехфакторном анализе с трехступенчатой шкалой каждый фактор обозначает тип стиля с помощью четырех цифр, например 1.3.3.1. Этот тип стиля соответствует типу 9.1.

Графическое представление крайних стилей 1.3.3.1 (9.1) и 3.1.1.3. (1.9).