Вопрос 3. Развитие научного знания в средневековой Европе.

В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. "схоластикос" – школьный, ученый). Этот особый тип философствования ("школьная философия"), господствовал с XI по XVI век. Он сводился к рациональному комментированию текстов, логическому обоснованию христианского вероучения. Наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский Так возникает учение, которое позже, в 1879 г было утверждено как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизм, который существует и поныне под названием неотомизм.

Томизм – учение Аристотеля, адаптированное в русле католической философии

Атомизм ( Демокрит) - все состоит из атомов. Чувственное познание, которое понималось им как взаимоотношение и взаимодействие атомов. Он писал: «Лишь в мнении существует сладкое, теплое, горькое, холодное, лишь в мнении есть цвет; в действительности же существуют только атомы и пустота».

Учение Фомы Аквинского (1225-1274)= 49 лет

Самый крупный схоласт, гений метафизики и восхитительный по масштабу ум. После смерти ему был присвоен титул “ангельский доктор” и он был причислен к лику святых римско-католической церкви. Из его обширного литературного творчества главными являются “Сумма теологии” и “Сумма против язычников”.

В учение Фомы Аквинского, крупнейшего церковного философа, который развивал идеи Аристотеля. психика представлена в виде иерархии. Он развивает учение о дематериализации, подчинении низших уровней психического высшим, как это было характерно для любой феодальной общественной организации. Это была копия феодальной иерархии. Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Работу души Фома Аквинский представил в виде следующей схемы:

- сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие);

- затем осознает, что ею произведен этот акт;

- наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.

Таким образом, создана идея «замкнутого сознания», из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

Аквинский соединил метафизические взгляды Аристотеля с платоновскими представлениями, что наиболее ярко проявилось в решении проблемы соотношения эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. У бога сущность тождественна с существованием.