Арабоязычная наука средневековья

Вопрос 2.

Учение Авиценны (980-1037)=57 лет

Ибн Сина – полное имя:

АБУ АЛИ АЛ-ХУСАЙН ИБН АБДАЛЛАХ ИБН СИНА (в латинской традиции - Авиценна) годы жизни (980-1037) принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку великими достижениями. Труды Ибн Сины и его великого современника Абу Райхана Беруни знаменовали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.

Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240.

Ибн Сина использовал все ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья.

Ибн Сина придерживался прогрессивных идеалов, выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.

Ибн Сина с успехом занимался и другими науками.

Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, к примеру, критиковал основной принцип алхимии - превращения неблагородных металлов в благородные.

В области геологии он высказал оригинальную близкую современной научной теории идею, горообразования.

Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707-17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.

Значительный след оставил Ибн Сина и в области поэзии. Многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Кроме того им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу. Существует связь между посланием Ибн Сины “Ат-тайр” (“Птица”) и известной поэмой “Фаридаддина Аттара” (12 век) “Мантик ат-тайр” (“Разговор птиц”). Эта тема вводится в узбекскую литературу Алишером Навои (1414-1492). Существует еще несколько кит’а и газелей около 40 четверостишей Ибн Сины на персидском языке.

Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. Это третье имя после Гиппократа и Галена. Сочинения Авиценны переиздаются даже сейчас. “Книга исцеления” (“Китаб аш-шифа”) , “Книга спасения” (“Китаб ан-наджат”), “Указания и наставления” (“Ал-ишарат ва-т-танбихат”) и “Книга знания” (“Да-ниш-наме”).

Он развил учение психофизиологического плана, в котором имеются сведения о функциях мозга.

В области психологии Ибн Сина он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными частями головного мозга.

Ибн-Сина разделяет психологию на два части – естественно-научную и философскую, умозрительную. Первая строится на естественных основаниях, вторая должна согласовываться с религией, с этическими нормами и учитывать дух времени. По существу В.Вундт стоял на таких же позициях.

Значительное место в учении Авиценны занимают эмоции. Древние арабские врачи достигли очень больших успехов в этом направлении, они умели по пульсу и зрачкам определять эмоциональное состояние человека. Они хорошо понимали огромное влияние эмоций на всю жизнедеятельность организма. Арабские ученые развивали учение об изменении эмоций с возрастом: эмоциональный мир человека с возрастом меняется. Интеллект усиливается, потом останавливается в своем развитии, а затем ослабевает и его уровень постепенно снижается. Эмоции же гораздо более активны, разнообразны, индивидуальны и имеют большее значение для понимания психики, чем интеллект.

Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Таким образом, учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религии научные познания, основанные на опыте и логических доказательствах.

Учение Альгазенны (965-1038)=63

Особый интерес арабские натуралисты и математики, проявляли к органу зрения.

Открытия Ибн-аль-Хайсама (ХI век) (в латинской транскрипции Альгазена): в каждом зрительном акте он различал,

- с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия,

- с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

Альгазена изучил такие важные феномены, как:

- бинокулярное зрение,

- смешение цветов,

- контраст и т.д.

Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зри тельных осей. Альгазен создал капитальный труд "Сокровище оптики", оказавший большое влияние на развитие этой области физики. Он впервые дал анатомическое описание глаза и разработал концепцию, в соответствии с которой зрение вызывается лучами, приходящими в глаз от объектов. Рассматривая свет как поток частиц, Альхазен отражение света трактует как механическое явление.

Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы.

 

Учение Аверроэса (1126-1198)=72

Философ и врач Ибн-Рошда (ХII век) (в латинской транскрипции Аверроэса) считал, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка.

Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, подчеркнув разделение души и разума.

Ибн-Рошд выделил два вида ума: потенциальный ум (материальный) и активный ум – nus – то, что заложено в человеке. Активный ум – nus (термин Парменида), создает все человеческие интеллектуальные богатства.

Под душой разумелись функции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивидуальной души "следы", оставленные божественным разумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как универсальный разум, т.е. разум, присущий всему человеческому роду.

Таким образом, прогрессивная арабоязычная культура не только вернула народам Европы интеллектуальные ценности античного мира, но и обогатила, преумножила их. Арабоязычная культура создала идеи, подрывающие феодальное мировоззрение.