Этическое лидерство принимает во внимание моральные принципы сотрудников.

Этическое лидерство подразумевает распознавание и избежание барьеров общения.

Для действующего лидера барьеры общения превращаются в барьеры управления. От лидера можно ожидать, что он будет по возможности избегать таких барьеров, распознавать их и уст­ранять, но у каждого руководителя существуют границы его со­циальных (коммуникационных) представлений. В любом случае он должен быть коммуникабельным.

Барьеры общения возникают всегда, когда действие, сле­дующее за актом общения, не является приемлемым для обоих партнеров.

Какие же психические и/или социальные обстоятельства де­лают общение невозможным или значительно усложняют его? Это прежде всего те обстоятельства, которые исключают ревер­сивную коммуникацию: постоянная или текущая антипатия, предубеждения, различные интересы, настроения, ожидания, коммуникативные потребности, системы ценностей.

Этически недопустимо принудить сотрудника к противоре­чащим его совести действиям либо наказать его материально за его моральные принципы.

8. Этическое лидерство поощряет отождествление себя с пред­приятием.

Структура предприятия, как правило, стабильна и мало под­вержена изменениям. В систему может войти только человек, вписывающийся в нее, в противном случае происходит де-факто выпадение из системы.

Хотя и в меньшей степени, но руководителя так же, как и со­трудников, касается проблема «внутреннего увольнения», то есть реинтеграции из системы. Некоторые просто переходят в отно­сительно более стабильную систему, хотя и становятся там пло­хими директорами.

В большей мере проблема внутреннего увольнения касается рабочих и служащих. Реинтеграция из системы имеет здесь раз­нообразные причины: сильное давление системы на работника, плохие отношения с непосредственным начальником, чувство, что с тобой обошлись нечестно, и т.д.

Создание условий, которые будут облегчать работнику ото­ждествление себя с предприятием, целесообразно не только с экономической, но и с этической точки зрения.

9. Этическое лидерство принимает во внимание достоинство и свободу человека.

Признание собственного и чужого достоинства должно являться неотъемлемым требованием. Если же свобода и достоинство не находят своей реализации в данном сообществе, то управление дегенерирует до этически недопустимой функционализации труда. Такой опасности подвержено любое сообщество, которое организует свои действия преимущественно в институционализированном виде.