Доверие.

Основные принципы бизнес-лидерства

Одно из ошибочных толкований природы лидерства состоит в том, что достаточно мотивировать людей, заверить их в получение хорошей зарплаты, предложить идею, и они признают Вас лидером. На самом деле в этом случае речь идет о менеджере как организаторе и вдохновителе на решение сотрудниками новых задач. Лидерство срабатывает иначе. Сотрудники становятся последователями, когда они следуют не за идеями, а за теми, кто эти идеи выдвигает. Увлекает лидер и только потом, то, что он предлагает. Одна и та же идея может исходить от разных людей. Но люди последуют не одинаково за каждым из них. Вначале люди определяют того, чьи идеи (пусть даже не авторские) готовы выслушивать, а потом уже идет восприятие самих идей. По какому критерию? На основе доверия. Надо спросить у себя: «Давал ли я основания поверить в себя?».

Если люди доверяют идее, но не доверяют лидеру, они ищут другого лидера, если доверяют лидеру и не доверяют идее, они ждут другой идеи того же лидера и следуют за данным лидером только на основе доверия к нему и идее.

Вначале необходимо заработать доверие, без него нет самого лидерства. Затем можно предлагать идеи, чтобы стать отличным лидером.

Важно уяснить еще и то, что доверие приобретают не те, кто был «прав» или правильно предполагал ход событий, в которых сам не участвовал, а те, кто реально достигал намеченного результата и приводил людей туда, куда они хотели и должны были попасть. Так что Иван Сусанин не лидер. Он герой, который сумел сам войти в доверие к противнику. Принцип доверия имеет свои подводные камни и «троянских коней». Его, как и каждый из принципов лидерства нельзя использовать в отрыве от других.

Когда речь заходит о доверии, то надо иметь в виду и его противоположное проявление – недоверие. «Каждый, кто начинает «воспитывать в себе лидера сталкивается с тем, что определенная степень доверия к нему уже сформировалась во многом его биографией, прошлым опытом, успехами и неудачами в работе недавнего времени. Доверие либо наращивается либо растрачивается, тоже относится к кредиту доверия. Кредит доверия пополняется удачными решениями для той организации, где работает лидер. В этом смысле можно рассматривать доверие и как источник лидерства, и как его предпосылки. Прежде чем завоевать доверие к себе необходимо, чтобы предполагаемые последователи признали у вас наличие коммуникабельности, силы влияния и честности. Компетентность для лидера менее значима, чем для его последователей как специалистов своего дела.

Лидерство – не специальность, а характер. Если есть там изъяны, ошибки прощаются менее охотно. Если есть рост лидерского потенциала, случайных ошибок не заметят.

Однако лидерство – сфера очень чувствительная к упущениям по причине слабого характера.

Можно оставить «с носом» своего шефа, но никогда этого не удается сделать по отношению к коллегам последователям. А если это так, то и пытаться не стоит. Исходя из принципа доверия, характер можно рассматривать как постоянное слагаемое лидерства, особенно харизматического.

Президент Американского совета по бизнесу и промышленности так отметил значение характера: «Характер всегда являлся ключевым фактором в возвышении и падении стран. И можете быть уверены, что Америка вовсе не является каким-либо исключением из этого правила истории. Мы выживем как страна не благодаря тому, что мы умнее или искушеннее, а лишь потому, что мы – такова наша держава – внутренне сильнее».

Лидеры имеют свои внутренние силы. Такие силы в сочетании с целеустремленностью и решительностью, уверенности в себе и коммуникабельностью составляют содержание того характера, которому люди склонны доверять. В чем значение такого доверия? Ответ прост: люди предпочитают проводить время с теми, кому они доверяют. От характера к доверию, а от него к лидерству – таково развитие лидерского потенциала.