Общая характеристика метатеории социальной коммуникации

Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной коммуникации занимает центральное место (служит ядром) системы социально-коммуникационных наук. Это ее положение в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины — частными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.

Объектомметатеории является социальная коммуникация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.

Предметомметатеории служат не конкретные социально-коммуникационные явления, а знанияоб этих явлениях, добытые частными теориями. Поскольку эти теории относятся к различным научным комплексам, метатеория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.

Функциимежнаучных теорий в системе научного знания заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые выполняются всеми научными теориями, метатеории имеют особые функции:

  • трансляционнуюперенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;
  • стратегическую— ориентация в направлениях дальнейших научных поисков;
  • терминологическуюупорядочение и согласование терминологических систем частных наук;
  • практическуюсодействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;
  • методологическуюуточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;
  • общенаучнуюраскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае — понятия социальной коммуникации и производных от него;
  • мировоззренческуюсодействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (социально-коммуникационных работников).

Содержаниеметатеорий складывается из обобщения проблематики частных дисциплин, а также собственной проблематики, не затрагиваемой последними и связанной с выполнением стратегических, практических, методологических и общенаучных функций. Это содержание в общих чертах представлено в десяти главах настоящего издания.

Методическому аппаратуметатеорий не свойственны такие методы эмпирического познания, как эксперимент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками знания, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержание частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.

В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной коммуникации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем между частными дисциплинами.

Таблица 10.1. Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание

№ п/п Метатеоретические проблемы Обобщаемое научное знание
Фундаментальные науки Прикладные учения
1. Смыслы и понимание Философия: теория познания; Психология понимания
2. Коммуникационная деятельность Психология общения; Педагогика; Теория массовой коммуникации; Риторика Культура речи; Деловое общение; Паблик рилейшенз; Рекламное дело; Конфликтология; Журналистика
3. Социальная память Культурология; Книговедение; Психология памяти; Социальная психология Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение
4. Коммуникационные каналы Лингвистика; Литературоведение; Искусствознание; Книговедение; Теория информации Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация
5. Эволюция социальных коммуникаций История; Культурология; Антропология; Археология Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика
6. Семиотика социальных коммуникаций Семиотика; Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело; Тайнопись
7. Социальная информация Философия информации; Теория информации Научнаяин форматика; Компьютерная информатика
8. Коммуникационные потребности Общая психология; Социальная психология; Общая социология Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры
9. Социально-коммуникационные институты Общая социология; Политология; Социология культуры Менеджмент
10. Система социально-коммуникационных наук Философия: классификация наук; Науковедение Библиотечно-библиографические классификации