Общая характеристика метатеории социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной коммуникации занимает центральное место (служит ядром) системы социально-коммуникационных наук. Это ее положение в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины — частными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.
Объектомметатеории является социальная коммуникация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.
Предметомметатеории служат не конкретные социально-коммуникационные явления, а знанияоб этих явлениях, добытые частными теориями. Поскольку эти теории относятся к различным научным комплексам, метатеория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.
Функциимежнаучных теорий в системе научного знания заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые выполняются всеми научными теориями, метатеории имеют особые функции:
- трансляционную — перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;
- стратегическую— ориентация в направлениях дальнейших научных поисков;
- терминологическую — упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;
- практическую — содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;
- методологическую — уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;
- общенаучную — раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае — понятия социальной коммуникации и производных от него;
- мировоззренческую — содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (социально-коммуникационных работников).
Содержаниеметатеорий складывается из обобщения проблематики частных дисциплин, а также собственной проблематики, не затрагиваемой последними и связанной с выполнением стратегических, практических, методологических и общенаучных функций. Это содержание в общих чертах представлено в десяти главах настоящего издания.
Методическому аппаратуметатеорий не свойственны такие методы эмпирического познания, как эксперимент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками знания, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержание частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.
В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной коммуникации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем между частными дисциплинами.
Таблица 10.1. Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание
№ п/п | Метатеоретические проблемы | Обобщаемое научное знание | |
Фундаментальные науки | Прикладные учения | ||
1. | Смыслы и понимание | Философия: теория познания; Психология понимания | ― |
2. | Коммуникационная деятельность | Психология общения; Педагогика; Теория массовой коммуникации; Риторика | Культура речи; Деловое общение; Паблик рилейшенз; Рекламное дело; Конфликтология; Журналистика |
3. | Социальная память | Культурология; Книговедение; Психология памяти; Социальная психология | Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение |
4. | Коммуникационные каналы | Лингвистика; Литературоведение; Искусствознание; Книговедение; Теория информации | Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация |
5. | Эволюция социальных коммуникаций | История; Культурология; Антропология; Археология | Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика |
6. | Семиотика социальных коммуникаций | Семиотика; Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология | Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело; Тайнопись |
7. | Социальная информация | Философия информации; Теория информации | Научнаяин форматика; Компьютерная информатика |
8. | Коммуникационные потребности | Общая психология; Социальная психология; Общая социология | Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры |
9. | Социально-коммуникационные институты | Общая социология; Политология; Социология культуры | Менеджмент |
10. | Система социально-коммуникационных наук | Философия: классификация наук; Науковедение | Библиотечно-библиографические классификации |