Семиотика социальной коммуникации

Выводы

  1. Эволюция человеческой культуры и эволюция coциальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, — они совпадают друг с другом,поскольку коммуникация есть органическая часть культуры. Поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадаютсо стадиями движения культуры.
  2. Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами коммуникации:
  1. археокультура — сфера микрокоммуникации;
  2. палеокультура — наряду с микрокоммуникацией появляются мидикоммуникации: религиозная, литературная, художественная, материально-производственная;
  3. неокультура — массовизация и развитие макрокоммуникации: появление технических средств массовой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобализации коммуникационных систем.
  4. Различаются три уровня коммуникационной культуры:словесность, книжность, мультимедийность. Книжность включает три поколения:рукописная книжность, мануфактурная книжность, индустриальная книжность.
  5. Смена коммуникационных культур и утверждение новых коммуникационных каналов происходило не без борьбы,потому что в них усматривали не только благо, но и зло.
  6. Письменность нарушила архаичную гармонию между индивидуальной памятью и общественным знанием; мануфактурная книжность лишила письменность священного ореола, десакрализовала ее; индустриальная книжность породила коммерциализованную массовую культуру; именно печатный текст стал источником формализма, наконец, мультимедийность угрожает примитивизацией и инфантилизацией массовых аудиторий.
  7. На стадии неокультуры появляются специальные дисциплины, изучающие различные коммуникационные явления: палеография, инкунабуловедение, книговедение, библиотековедение, киноведение, библиографоведение, теория массовой коммуникации.
  8. В табл. 5.2 сделано сопоставление словесности, книжности, мультимедийности, которое демонстрирует различия между этими видами коммуникационной культуры.
  9. Terra incognita эволюции социальных коммуникаций обнаруживается при метатеоретическом ее осмыслении.

Известны тысячи отечественных и зарубежных публикаций, посвященных истории книги и книжного дела, библиотек и библиографии, словесности и палеографии, но практически нет исследований, связывающих в единое целое словесность, письменность, книжность, телевизионно-компьютерные средства коммуникации. Поэтому остаются открытыми многие вопросы. Например:

  1. Как повлиял на психическое развитие читателей переход от чтения вслух, свойственного манускрипту, к молчаливому чтению "про себя", свойственному печатной продукции? Есть мнение, что "дематериализация слова", т. е. освобождение его от звуковой оболочки, способствовали оперированию смыслами в сознании человека и развитию абстрактного мышления, что благодаря чтению "про себя" люди открыли самосознание и мир психики. Так ли это? Действительно ли телесмотрение стимулирует леность мысли и интеллектуальный инфантилизм?
  2. Какое воздействие на психику человека окажут мультимедийные гипертексты и общение с искусственным интеллектом? Чем коммуникационная деятельность пользователя мультимедийной ОКС.

Таблица 5.2. Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности

будет отличаться от коммуникационной деятельности интеллигента-книжника XX века? Возможна ли свобода творчества коммуникантов в условиях коммерциализации всех коммуникационных каналов, кроме вербального и невербального? Как взаимосвязаны эволюции социальных коммуникаций в Западной Европе и в России? В чем своеобразие русской национальной коммуникации? Возможна ли элитарная культура без средств массовой коммуникации? Возможна ли массовая коммуникация без элитарных коммуникантов?

Литература

  1. Берков П. Н. История русской журналистики XVTII века. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — 572 с.
  2. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. — М.: Книга, 1988. —312 с.
  3. Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек: Научно-художественные очерки. — М.: Либерия, 1992. — 160 с.
  4. История русской журналистики XVIII — XIX веков / Под ред. А. В. Западова. — М.: Выс. школа, 1963. — 516 с.
  5. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 800 с.
  6. Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление. Исторические аспекты развития: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГАК, 1997. — 157с.
  7. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство "ФАИР", 1998. — 352 с.
  8. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 — начало 90-х годов). — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 207 с.
  9. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю: Учеб. пособие. — СПб.: Гос. ун-т культуры, 1999. — 211с.
  10. Пятьсот лет после Гутенбурга. 1468—1968. Статьи, исследования, материалы. — М.: Наука, 1968. — 415 с.
  11. Соколов А. В. Эволюция социальных коммуникаций: Учеб. пособие. — СПб.: ЛОПИ, 1995. — 163 с.
  12. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины XX век. — М.: Искусство, 1983. — 311 с.