Конституц.-прав.статус автономной области, автономных округов.

Территориальная автономия в РФ - это см/ное осущ-е гос.вл. находящимися в ее с-ве нац.-гос-ми образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федер. госорганами при участии соответ. автономной единицы.

ТА построена по нац. признаку, т.е. создается с учетом нац. состава населения, проживающего на ее тер.

В Р. ТА длит. время осущ-сь в 2 формах: государственной, кот. воплощалась в нац. гос-ве - автономной республике) и административной, представленной в 2 видах - АОбл и АОк (принимается во внимание воля населения создать ту или иную автономию или преобразовать 1 вид автономии в др.). В наст. время в РФ ТА осущ-ся только в 1 форме - административной.

В составе РФ в кач. ее субъектов нах-ся: 1 Еврейская автономная область и несколько автономных округов.

ЕАО – 1 из форм нац. гос-ти народов РФ - националъно-гос. образование (до 1990 г. – входила в с-в Хабаровского края).

Автономный округ - национальное гос. образование, отлич-ся особ. нац. составом и бытом населения = форма нац. гос-ти малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири ДВ. До 1990 г. автономные округа - в составе краев или областей → Законом от 15 декабря 1990 г. АОк б. предоставлена воз-ть см\но решать ? вопрос о вхождении в состав Ф. (через край, область или непосредственно). Однако К-ция РФ такой воз-ти не предусматривает: в ч. 4 ст. 66 - отношения АОк, находящихся в составе края или области, м. регулироваться ФЗ и договором между органами гос.вл. АОк и органами гос.вл. края или области. Согласно ч. 3 ст. 67 границы между ними м.б. изменены только с их много согласия.

АОк обладают огромной тер-рией при небольшой численности населения; слож. нац. состав.

Статус АОбл и АОк опред-ся К-цией РФ, Федератив. договором от 31 марта 1992 г., вкл-щим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федер. органами гос.вл. и органами гос.вл. АОбл-и, АОк-ов в составе РФ; др. федер.актами (согласно ст. 66 К-ции РФ по представлению зак. и исп. органов АОбл, АОк м.б. принят ФЗ об АОбл, АОк). Данный статус м.б. изменен по взаимному согласию РФ и АОбл или АОк в соответствии с ФКЗ.

АОбл и АОк обладают:

-элементами учредит. власти: вправе принимать свои уставы, законы и иные НПА. Устав закрепляет за АОбл или АОк право решать все ? их компетенции, иметь символику, издавать НПА;

- своими административ. центрами;

- своей тер-рией, границы кот. м.б. изменены только с их согласия;

- образуют органы зак., исп. и суд. вл., которые функционируют на основе К-ции РФ, Федератив. договора; федер. законов; уставов.

- К-ция РФ обеспечивает участие представителей автономии в решении ?, отнесенных к компетенции РФ = от автономий избираются депутаты в ГД и входят по 2 представителя в СФ. Представит. органы вл. автономий пользуются правом зак. инициативы в федер. парламенте.

- являются участниками международ. и внешнеэкономич. связей, соглашений с др. субъектами РФ. Координация данных ? осущ-тся федер. госорганами.

- взаимоотношения между АОк, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами АОк, а также договорами между органами гос.вл. округа и области (края). (в Уставе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский АОк находится в составе РФ, является ее субъектом и входит в Иркутскую область; АОк гарантируется представительство в Собрании области; органы гос.вл. АОк по соглашению с органами гос.вл. области м. передать последним осуществление ч. своих полномочий) =

В постановлении КС от 14 июля 1997 г. указывается:

1) сегодня АОк не подчинен краю или области, в с-в кот. он входит, а образует объединение с ними равных партнеров на основе взаим.дог-ти;

2) вхождение АОк в состав края, области означает такое конституц.-прав. состояние, при кот. АОк, будучи равноправным субъектом Ф., одновременно составляет ч. др. субъекта Ф. — края или области; «вхождение» представляет обяз-ть органов гос. вл. обоих равноправных субъектов Ф. обеспечивать сохранение тер. целостности и единства в интересах населения края, области;

3) АОк явл-ся см/ми участниками соглашений с краями и областями, а также республиками, АОбл и АОк = если АОк входит в край или область, их взаимоотношения как субъектов Ф. строятся на основе К-ции, законов РФ, собств. НПА и договоров между ними

4) нахождение АОк в крае или области, как и выход из их состава, не влияет на его конституц.-прав. статус и не означает, что АОк не утрачивает элементы своего статуса (государственно-правовых черт) – свою тер-рию (нет поглощения), население, систему гос.органов, устав, зак-во и т.д.

Но по факту взаимоотношения между краем, областью и входящими в их состав АОк остается объектом споров между органами гос.вл. этих субъектов. 2 сп-ба разрешения проблемы:

- использование указанного постановления КС РФ при решении данных проблем;

- объединением таких субъектов (Пермский край, созданный путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АОк).

К-ция РФ и уставы АОбл и АОк определяют предметы их ведения: предметы совмест. ведения Ф. и автономий в ее составе; ? исключит. ведения автономий. Согласно ст. 76 К-ции РФ по предметам совмест. ведения изд-ся ФЗ и принимаемые в соответствии с ними НПА субъектов. Законопроекты по предметам совмест. ведения направляются федер. госорганами органам гос.вл. АОк, АОбл для обсуждения.

- Разграничение полномочий между органами гос.вл. края, области и органами гос.вл. входящего в их состав АОк опред-ся ФЗ «О внесении изм. и доп. в ФЗ «Об общ. п-пах…». В краях, областях, в состав которых входят АОк, полномочия органов гос.вл. субъекта Ф. осущ-ся органами гос. вл. края, области на всей тер-рии края, области, включая территорию АОк, если иное не установлено ФЗ об отношениях между органах гос. вл. АОк и органами гос.вл. края или области и договором между ними.

 

3. Административно-территориальное устройство гос-ва / субъектов РФ -это деление тер-рии гос-ва, т.е. тер-рий субъектов, на опред. части (админ.-тер. единицы) в соответствии с кот. строится система местных органов гос.вл. и органов МСУ, для осущ-я функций гос. управления (устанавливается с учетом историч., культурных и иных традиций, хоз. связей и инфрастр-ры). АТУ – элемент люб.гос-ва; но если унитарное гос-во само делится на АТЕ, то в Ф. такое деление имеют лишь ее субъекты.

Принципы АТУ РФ:

- экономический: учет при образовании АТЕ ос-тей хоз. развития региона, кол-ва и плотности населения, наличия его экономич. центров и состояния путей сообщения;

- национальный: учет нац. состава населения и его ос-тей при создании и изменении АТЕ, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей РФ;

- макс. приближение как госаппарата, так и МСУ к населению.

Система АТЕ РФ:

Действующая в наст. время в субъектах Ф. система АТЕ сложилась в основном в совет.период годы советской власти, когда созданное Екатериной II АТделение Рос. Имп. (губерния - уезд - волость) б. постепенно заменено новым - область (край) — округ — район, а после ликвидации округа - область (край) — район.

К-ция РФ не регулирует ? АТУ, т.к. оно, согласно постановлению КС от 24 января 1997 г. № 1-П, нах-ся в ведении субъектов Ф., каждый из кот. решает эти ? см/но, применительно к своим специфич. условиям в к-циях республик в составе РФ и уставах др. субъектов.

Так, к АТЕ в субъектах РФ относятся: районы и города значения субъекта Ф., города республиканского подчинения, города областного значения, районы в городе, сельские районы, кот. включают села, поселки города районного значения и т.д.

В целом, к-ции и уставы субъектов Ф. след.виды АТЕ:

- базовые - районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения;

- первичные - города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) – АТЕ, составляющая ч. республики, края, области, АОбл, АОк.

По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промыш. и культурного уровня, перспектив развития и др. условий все города подразделяются на: города республиканского значения; краевого, областного, окружного (АОк) значения; районного значения.

Наиб. круп.города (свыше 100 тыс. ч.) делятся на городские районы.

Поселки отличаются от городов меньшими размерами тер-рии и численностью и бывают: рабочие, курортные, дачные.

Сам. многочисл. АТЕ - сельские поселения (села, станицы, евни, хутора, аулы и др.), тер-рия кот. м. охватывать 1 или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.)

Новые АТЕ:

- тер-рия М. с 1995 г. делится не на районы в городе, а на административ. округа, кот. включают в себя районы города. Админ. округ — внутригород. АТЕ, система органов вл. кот. строится на основе централиз. управления. Муницип. район — АТЕ Москвы, в гран. кот. осущ-ся самоуправление населения, проживающего на данной тер-рии (образуются с учетом соц.-экономич. х-к территорий, их градостроительных и историч. ос-тей, наличия жилых комплексов и объектов муницип. инфраструктуры). МР делится на микрорайоны (поселения), в кот. м. создаваться органы тер. общ. самоуправления;

- на тер-рии некот. субъектов Ф. для компактно проживающих численно небольших групп нац-тей создаются национальные районы (немец. нац. районы в Алтайском крае и в Омской области);

- закрытые административно-территориальные образования. Согласно Закону РФ от 14 июля 1992 г. «О ЗАТО» ими признается имеющее органы МСУ тер. образование, в пределах кот. расположены пром.предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации ОМП, военные и иные объекты, для кот. установлен особый режим безопасного функционирования. ЗАТО находится в ведении федер.госорганов; решение о его создании или упразднении принимается Президентом РФ.

Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых АТЕ осущ-я органами гос.вл. субъектов Ф., а первичных АТЕ - органами гос.вл. или органами МСУ базовых АТЕ, в с-в кот. входят первичные. При этом следует учесть проводящуюся в наст. время в РФ реформу МСУ, кот. предусматривает и коренное преобразование территор. основ МСУ.