Коммуникационные аспекты эволюции культуры
Введение
Общая теория социальной коммуникации
Тема Экология экосистем
Тема Синэкология – экология сообществ
Тема Демэкология или экология популяций
Тема Аутэкология
Лекция 1 – Экология как наука………………………………………………………………………….1
Лекция 2 – Среда обитания………………………………………………………………………………8
Лекция 3 – Факторы среды. Взаимодействие экологических факторов………………..……………16
Лекция 4 – Важнейшие абиотические факторы и
адаптация к ним организмов……………………………………………………………………………29
Лекция 5 – Биотические факторы среды и
Обусловленные ими типы взаимоотношений организмов……………………………………………39
Лекция 6 – Понятие о популяции……………………………………………………………………….54
Лекция 8 – Экологические стратегии популяций.
Сравнительная характеристика r- и К-стратегий…………………………………………………..….67
Лекция 9 – Определение биоценоза…………………………………………………………………….72
Лекция 10 – Видовая структура биоценоза…………………………………….………………………76
Лекция 11 – Определение экосистемы……………………………………………...………………….81
Лекция 12 – Основные круговороты веществ в биосфере…………………….…..….……………….92
Лекция 13 – Продуктивность и динамика экосистем………………………………………………….97
Лекция 14 – Разнообразие экосистем биосферы…………………………………………..…………103
Лекция 15 Определение, структура, границы и эволюция биосферы………………………………119
Раздел Неоэкология
Лекция 1 - Понятие о техногенном загрязнении биосферы. Виды загрязнений………………...…130
Лекция 2 – Техногенное воздействие на атмосферу. Последствия загрязнения…………………..133
Лекция 3 - Загрязнение гидросферы и его последствия……………………………………………137
Лекция 4 – Концептуальные основы неоэкологии………………………………………………….140
Лекция 5 – Влияние сельскохозяйственной деятельности человека
на экологическое равновесие в природе…………………………………………………………….145
Лекция 6 – Здоровье человека и окружающая среда……………………………………………….149
Лекция 7 – Контроль, управление и нормирование качества природной среды…………………162
Список литературы……………………………………………………………………………………171
Соколов А. В.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/sokolov_social_communication/2.aspx
- Введение
- Понятие о социальной коммуникации.
- Коммуникационная деятельность и общение
- Социальная память
- Коммуникационные каналы
- Эволюция социальных коммуникаций
- Семиотика социальной коммуникации
- Социальная информация
- Коммуникационные потребности
- Социально-коммуникационные институты
- Социальная коммуникация как объект и предмет научного познания
- Заключение
Культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых, культурное наследие,т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и неовеществленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую культурной деятельностью.Короче: культура = культурное наследие + культурная деятельность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество(создание культурных ценностей) + социальная коммуникация(хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование(освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация — необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.
Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти стадий, где неизменно присутствуют коммуникационные аспекты:
0. Пракультура(1,5 млн. лет назад — 40 тыс. лет назад) — период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками человека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появился современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.
I. Археокультура(40 тыс. лет назад — III тыс. лет до н. э.) — период каменного века (верхний палеолит, мезолит, неолит), когда в первобытных общинах получила развитие не только материальная культура в виде "каменной индустрии", но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV —III тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры.
I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э.— XV в. н. э.) — время возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета античной культуры, и сменившего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на стенах древнеегипетских пирамид — алфавитное письмо — Александрийская библиотека — печатный станок И. Гутенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии — стадии неокультуры.
III. Неокультура в разных регионах наступила в разное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера — западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком — эпохой Высокого Возрождения и Реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина XVII — XVIII вв.) и XIX век — век индустриализации. К неокультуре относится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипотетической стадией культурной эволюции.
IV. Постнеокультура — это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.
Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры неизменно прослеживалась закономерность:совершенствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.
В дописьменной археокультуре, где устная коммуникация служила главным способом хранения и распространения культурного наследия, существовало обожествление Слова.Слову приписывалась магическая сила, оно требовало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном стихотворении "Слово" обрисовал этот культ следующим образом:
В оный миг, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, словно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для здешней жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число…
Обожествление слова означало обожествление Коммуникации.Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, освоившие письменность ("иероглиф" означает "священное письмо"), способствовали трансформации культа Слова в культ Книги.Священные писания мировых религий не что иное, как результат коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации, недаром "религия" в переводе с латыни значит "связь", но для священнослужителей коммуникация была (и остается) предметом культа, а не предметом исследования.