Элементы лидерства

В структуру лидерства входят пять основных элементов:

1) лидер — с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель;

2) последователи — со своими качествами и возможностями для реализации целей;

3) задачи, которые взаимодействующие сотрудники пыта­ются решить;

4) ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;

5) группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.

Взаимодействие элементов составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образует реальный процесс лидерства. Огромное количество произведений искусства создается на основе всего лишь семи нот или семи цветов радуги. Лидерство — это тоже искусство, но его элементы весьма специфичны.

Лидер. Это первый участник процесса лидерства. Лидеру всегда присущи определенные черты, которые выделяют его сре­ди других: компетентность или коммуникабельность, интуиция или другие способности, с помощью которых ему удается дос­тичь, а затем удерживать лидирующее положение.

Каждый из нас в какой-либо ситуации какое-то время явля­ется лидером. Все многообразие потребностей человека не замы­кается его профессиональной деятельностью. В зависимости от опыта, ситуации и мотивационной структуры профессиональ­ные мотивы трансформируются в потребности самовыражения и через него — в необходимость лидерства в определенных сфе­рах, обстоятельствах или группе людей. Стремление к лидерству выходит за рамки профессии. С другой стороны, профессио­нальное обучение является наиболее надежным фундаментом лидерства.

Если вы повышаете свою квалификацию, то уже тем самым потенциально готовитесь к карьере менеджера или заявляете о своих претензиях на профессиональное лидерство. Понятие лидерства связано с лидирующей позицией человека некоторое время, даже когда сама по себе деятельность этого человека вос­принимается как незначительная. Лидером можно считать толь­ко того, кто неоднократно занимал лидирующую позицию и на­ходился в ней достаточно долгое время.

Статус лидерства определяется самой группой, а не навязы­вается кем-то извне. Это относится к неформальному лидерству. Извне происходит власть начальника, члены группы принимают ее под угрозой наказания. Радость достижения общей цели раз­деляется только с тем, кого группа признает своим лидером. По­этому в управлении персоналом актуальной остается задача обос­нования лидерства с помощью различных механизмов назначения и даже выборов руководителей при участии сотрудников.

Последователи.Без последователей нет лидерства. Но без лидера последователи представляют собой просто некую сово­купность людей. Все члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. При таком взаи­модействии выделяется лидер. Без лидера нет последователей. Кто из них первичнее — это вопрос о курице и яйце. Конечно, не все сотрудники являются последователями определенного чело­века, который занимает лидирующее положение. Но если они долгое время не становятся таковыми, то могут потерять принад­лежность к данной группе. Если значительная часть группы не относит себя к числу последователей, то лидер может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, как это бывает, например, в командных спортивных со­ревнованиях. Это происходит потому, что сила влияния последо­вателе на лидера бывает соизмерима с обратным влиянием. В группе, как и в природе, на каждое действие есть противодей­ствие. Последователи — это те, кто, по крайней мере, не проти­водействует лидеру.

Задачи. Являются настолько важной характеристикой дело­вой ситуации, что их можно рассматривать в качестве самостоя­тельного элемента лидерства.

Мы знаем, что задачи определяются целями, а сами опреде­ляют функции (например, управление персоналом). Существует следующая взаимосвязь (рис. 2.1). Задачи определяют деятель­ность группы и требования к лидеру. Если меняются задачи, то меняются и требования к лидеру. В этом случае может произойти смена лидера или, по крайней мере, некоторым членам группы представится возможность оказать на нее влияние.

 
 

 


Взаимосвязь задач, функций и требований к лидеру.

Спектр задач даже одного подразделения весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся до творческих, нестан­дартных. Интересно, что в практике хозяйственной деятельности бывает нелегко сформулировать те задачи, которые приходится вы­полнять.

Со временем структура взаимоотношений в группе может оказаться такой прочной, что потеряет зависимость от возни­кающих задач.

Природа задачи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером. Задача, неодно­кратно предоставляющая возможности для принятия новых ре­шений, порождает множество поступков, направленных на уста­новление лидерства.

Ситуация. Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют:

— трудовые процессы (ритмичность, организация труда, простой оборудования);

— внешняя среда;

— члены коллектива.

Чаще всего человек становится лидером благодаря не каким бы то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения «ситуация - лидер - последователи». В каждой ситуации лидерст­во проявляется в особом, свойственном лишь ей виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство может быть присуще чело­веку не постоянно, а только в определенной ситуации. Оно может быть присуще даже отдельной роли человека, которую он выпол­няет в группе, а не всему человеку как таковому. Лидерство дина­мично, как само межличностное поведение. Оно не обязательно связано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного преднамеренного влияния.

Группа. Под группойпонимается персонал одного из подраз­делений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений. В литера­туре и практике советского периода синонимом группы считался коллектив: все, что характеризует трудовой коллектив, верно и для группы — взаимоотношения, организация труда, коммуникационный климат, удовлетворенность трудом, дисциплина, по­ловозрастная структура.

Состав группы и ее состояние решающим образом влияют на характер лидерства, лидеров и устойчивость их положения