Творчество и креативность. Критическое мышление. Мотивация участников учебного процесса. Контроль успехов обучения.

 

1. Творчество и креативность.

Образование – это обучение искусству пользоваться знаниями, это выработка стиля мышления, позволяющего анализировать проблемы в любой области жизни. А.Н. Уайтхед, англ. философ.

В основе преподавания будет лежать обучение мышлению. А. Урбански, вице-президент Американской ассоциации учителей.

Не мыслям надо учить, а мыслить. Э.Кант

Получив образование, мы, обычно, становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с «законченным» образованием, а не свободными, творческими и оригинально-мыслящими людьми.

Стоит ли беспокоиться из-за этого? Стоит.

В то время, когда созидательные и разрушающие знания стремительно ввели нас в новое тысячелетие, единственную возможность поспеть за калейдоскопом изменений в мире дает человеку по-настоящему творческая адаптация.

В новой технологии обучения материал нужного содержания дисциплины обычно вводится не как описательный, а как содержащий реальную проблему, пусть и имеющуюся только у студента.

Существует притча о том, что боги прятали тайну человеческого бытия от людей, и, перебрав множество потайных мест, решили спрятать ее внутри человека. Возможно, пришло время попытаться разгадать одну из загадок природы, имя которой Творчество.

Общепринятых определений творчества и креативности мышления, т.е. того, чему должен обучаться современный студент, не существует.

И, тем не менее, можно найти ряд определений, раскрывающих смысл этих понятий:

· творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое;

· творчество это особое состояние человека; творчество – это процесс, а лучше говорить, состояние;

· творчество – это не технология, а искусство, требующее от человека максимальной концентрации внимания, использования всех имеющихся возможностей, стремление к совершенству.

Креативность (лат. сreation – строю, создаю) – термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего», широко используется для обозначения конструктивных способностей человека, потенциала создания и новаций в различных сферах деятельности.

На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В России этот термин воспринимают гораздо шире.

Творчество и креативность – не синонимы. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях и традициях.

В креативном процессе главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание зачем, для кого, что именно и как нужно что-то создавать.

Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя.

Внутренними условиями созидательного творчества являются:

- открытость, т.е. терпимость к неоднозначности, способность принимать и обрабатывать массу противоречивой информации;

- способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий; эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, нахождение проблем в общеизвестном, выдвижение оригинальных гипотез.

Возможно, самое главное условие творчества состоит в том, что источник оценивания находится внутри индивида. Для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим.

Чтобы в процессе обучения содействовать творческому процессу обучаемого, необходимо создавать и внешние условия: обеспечение психологической безопасности и свободы (не давить, дать раскрепоститься), создание обстановки, обеспечивающей отсутствие на этапе творчества внешнего оценивания.

При становлении и развитии творческой личности студента ему необходимо ставить разумные по сложности задачи. Эти задачи должны характеризоваться новизной. На эту субъективную новизну в творчестве студента, как правило, ориентирован учебный процесс.

 

2. Критическое мышление.

Образно говоря, новая парадигма образования, связанная с обучением критическому мышлению, советует: отправляясь в путешествие, не набивать рюкзак готовыми продуктами, а захватить с собой орудия, позволяющие добывать пищу в любом месте и, разумеется, умение владеть этими орудиями.

В настоящее время внимание преподавателей высшего профессионального образования привлекает идея развития критического мышления в связи с отсутствием самостоятельности, социальной направленности, мотивированности и результативности мышления молодого поколения.

Большинство из университетского сообщества стало принимать новую образовательную парадигму. Суть ее заключается в смещении основного акцента с усвоения объема информации на «раскрутку мозгов» и развитие самостоятельного, критического мышления.

Другими словами, необходимо «обучение решению задач», а не просто использование готового знания.

В отличие от догматического, критическое мышление в системе высшего образования учит анализу и конструированию рассуждений, получению знаний вне зависимости от профессиональной сферы деятельности. В его рамках исследуются вопросы – как, когда, почему, – делаются выводы по исследованию рассматриваемого объекта.

Развитие критического мышления осуществляется и контролируется при решении различных задач, в том числе, учебных и проблемных. Примерами таких задач являются:

- первый тип задач: в процессе занятия или тестирования создается такая ситуация, когда из неверной изначальной посылки путем корректных логических суждений получается новый вывод, явно противоречащий имеющимся у студентов знаниям;

- второй тип задач: создается ситуация, когда их первоначально справедливого суждения путем некорректных логических операций создается абсурдный вывод – причину предполагается выяснить;

- третий тип задач: правильный результат специально критически осмысливается таким образом, что его правильность оказывается сомнительной, дальнейшее рассуждение предлагается студенту провести самостоятельно.

Таким образом, оптимальными являются методы проблемного обучения, когда проблему необходимо обнаружить, понять, найти способы ее минимизации, сформировать альтернативы возможных вариантов решения, определить значимые для пользователя свойства и найти способы выбора оптимального варианта в заданном смысле.

Нетрудно видеть, что обозначенный алгоритм реализует классические мероприятия ликвидации проблемных ситуаций с позиций системного подхода.

Чтобы добиться успеха в развитии критического мышления нужно соответствующим образом мотивировать основных участников образовательного процесса.

3. Мотивация участников учебного процесса.

Вот так выглядит кризис мотивации. Первый симптом – жизнь «по инерции». А. Алчевский, социальный психолог.

 

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремится достичь в результате деятельности.

Далеко не у всех студентов в период адаптации к вузу формируются позитивные учебные мотивы – профессиональные, социальные, познавательные. У многих превалируют внешние мотивы, зачастую тормозящие положительную мотивацию к учебной деятельности.

И тут мир ничего лучшего не придумал, как использовать метод кнута и пряника.

Анализ студенческого контингента, проводимый в различных университетах, показывает, что только незначительная часть студентов действительно нацелена на получение требуемых образованности и образования. Для большинства же студентов ценностью становится не образование, а документ об образовании.

Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Для формирования положительной мотивации у студента:

· усовершенствуют критерии системы отбора абитуриентов при конкурсе аттестатов (ЕГЭ) с целью ранней диагностики склонностей к будущей деятельности; разделить на этой основе студентов на разные категории, в том числе для элитного обучения;

· разрабатывают и активно используют систему поощрения для студентов при достижении ими реальных результатов в рамках элитного обучения;

· реально ставят студента в систему рыночных отношений в процессе его обучения;

· дают возможность студенту на основе профориентационных мероприятий увидеть актуальность выбранного направления и специальности и уяснить цели и задачи своего обучения; устанавливают время и облегчают процедуры перехода студента на другое направление после завершения начального высшего образования;

· дают возможность студенту не на словах, а на деле реализовать свое право на индивидуальную и гибкую траекторию обучения;

· обучают студента приемам и методам, лежащим в основе активной познавательной деятельности, т.е. учат студента обучаться;

· дают возможность студенту воспользоваться образовательными технологиями университета, реализующими развитие творческого подхода к обучению;

· организовывают требуемые временные рамки самообразования студента, ориентируясь на нормативы его работы – 54 часа в неделю;

· предоставляют студенту право периодически оценивать степень своего развития в образовательном цикле;

· содействуют процессу трудоустройства студента-выпускника.