Миссия как стабилизатор межличностных отношений.

Успешная интерференция различных культур знаний (образов мышления) предполагает, что представители этих культур совместно трудятся, т.е. являются сотрудниками, которые объединяют свои усилия во имя своего блага и лучшей жизни и в тоже время для производства новых знаний (если это научная организации) или новых изделий, если это предприятие "сферы реального сектора экономики", как иногда называют материальное производство, что, по нашему мнению, не соответствует его миссии и является ограниченным подходом к рыночной экономике.

Формы объединения трудовых усилий, кооперации и интернационализации труда бывают весьма различными. Эти формы изначально возникают на уровне личностей как дискретных элементов любых социальных образований. Поэтому кооперация, корпоратизация и другие процессы взаимодействия людей осуществляются через их волю, их структуру деловых качеств и способностей, благодаря их психологическим усилиям или, может быть, вопреки им.

На первый взгляд не должно возникать особых проблем для дальнейших действий, если в результате всестороннего сравнительного анализа различных стратегий организационного развития выбрана стабильная, блестящая, успешно обсужденная, легко практикуемая стратегия. Но и в этом случае адекватные межличностные отношения требуют стратегического регулирования. При выполнении функции стабилизатора этих отношений миссия приближается к понятию фирменного стиля управления, которой также представляет собой интегрированный образ взаимодействия, но на оперативно-тактическом уровне работы организации как единого целого. А чтобы работы организации как единого целого. А чтобы она стала и была действительно единым организмом и действует миссия как стратегический стабилизатор существующих там отношений. Она в случае необходимости стоит на страже проникновения чуждых фирме философий бизнеса, защищает от социального насилия извне, которое может приходить в виде неформальных отношений, разлагающих трудовой коллектив. Миссия поддерживает личные чувства симпатий, чтобы стимулировать представителей различных образов мышления, вероисповеданий и культур к совместной групповой работе и стабилизировать процесс успешного разрешения конфликтов. Миссия управляет конфликтами, регулируя отношения по тем принципам, которые являются лицом фирмы и письменно зафиксированы либо в общих положениях устава предприятия либо отдельной брошюрой, плакатом.

Процессы производства и управления знаниями, изделиями и услугами миссия гармонизирует, но не абстрагирует от технологий самого производства, только идеализирует их в том смысле, что они могут выполняться без напряженных личностных отношений и приносить счастье самим исполнителям, которые не видят без работы на данной фирме личных успехов и в идеале – смысла своего существования. Миссия объединяет усилия, является философской предпосылкой групповой и проектной работы. Эта философия самого бизнеса в масштабах конкретного предприятия. Хотя миссия и носит общий, методологический характер, она непосредственно касается каждого сотрудника. Люди принадлежат к различным социальным слоям и группам, они имеют разные восприятия одинаковых событий, свои мысли и взгляды, убеждения и семейные отношения. Но став сотрудниками одного предприятия, они уже должны этому предприятию за возможность своей самореализации и признания. Миссия призвана ориентировать и стабилизировать их отношения.

 

1.4.4 Жизненный цикл миссии

Перспективы миссии как процесса.Мы очертили миссию в рамках решения проблем синхронизации процесса формирования, развития и реализации продукции как овеществления знаний ее производителей, а также процесса выработки самих знаний в виде новых конструкций, материалов, приборов, технологий, интеллектуальной собственности. Функции миссии дают общую картину и теоретически правдоподобно ее, а также задают исходные положения для новых успехов. Однако остается открытым вопрос: как возникает миссия и как она расширяется, развиваясь. Существование миссии и ее распространение со скоростью адекватной процессам корпоратизации и скорости изменения внешней среды корпоративных образований говорит о силе природы этого все еще не достаточно серьезно воспринимаемого на предприятиях Беларуси понятия, о его генезисе и карьере. В современной науке на этот счет сформулированы только отдельные гипотезы.

Исторически миссия чаще воспринималась на уровне ученых-личностей, прежде всего в области развития техники. Можно привести примеры разработки дизельного мотора (1892г.), пишущей машины (первая конструкция запатентована в Англии в 1714г.), телефона (изобретение сделано во второй половине ХIХ века сразу многими, но первый патент "улучшение в области телеграфии" за прототип телефона или нечто ему подобное в 1876 г. получили А.Бели и Э. Грау из США).

В каждом из этих примеров изобретение имело яркую историю своего развития, которое сопровождалось влиянием на дальнейших разработчиков их миссии. Они производили технические знания, выполняя свое предназначение первопроходцев, эти знания воплощались в то, чем мы пользуемся и сейчас. Они стали принадлежать всему человечеству.

Отдельные идеи, научные предположения, некоторые догадки одних и логическое оформление их другими представляют отдельные элементы сетевого мышления тех, кто в результате обобщения накопленных ранее знаний составит некоторую их обзорную картину, представление в таком виде, который экстраполирует тенденции развития. Вот в этом случае, очевидно, возникает то, что, мы называем английским словом "миссия". Образы и модели восприятия явлений, мышления, отношений и принятия решений образуют сеть событий и процессов. Она строится индивидуально или группой исследователей. Такая сеть упорядочивает новые идеи. Классическим примером служит периодическая система элементов Д. Менделеева.

Возникают два вопроса, которые имеют для зарождения (генезиса) и развития (карьеры) миссии центральное значение:

1. Как велико должно быть число тех, кто разделяет сформированное общее представление (будущую миссию), чтобы оно могло быть названо миссией?

2. Как могут идеи отдельных или нескольких людей развиваться до уровня миссии, т.е. какова взаимосвязь между миссией и природой лидерства?

Ответ на первый вопрос не означает какое-то абсолютное количество людей. Это что-то вроде того, когда мы хотим узнать, сколько деревьев необходимо, чтобы их можно было назвать лесом.

Ответ может быть только приближенным и давать некоторые пропорции.

Второй вопрос предполагает, что источник миссии – это идеи. Если миссия должна быть идеями и видением только некоторых или, во всяком случае, меньшинства, то эти идеи должны охватывать все области деятельности и отношений, что бы стать миссией.

Почему некоторые идеи получают поддержку и происходит резонанс, в то время как другие представления остаются без такой поддержки. Очевидно, что разработчики идей, концепций с ориентацией их на формирование миссии должны обладать стратегической компетентностью. Но представлять миссию должны лидеры организации. Миссия в этом случае становится "фирменной конституцией "преобразующего лидерства.

Почему некоторые концепции и предвидения не имеют влияния на рыночную и деловую активность, а другие оказывают очевидное воздействие? Хотим мы или нет, но нынешнее состояние наших знаний не может дать убедительного ответа на эти вопросы. Мы не можем сказать, почему совершаются подвиги? Как "подвигаются" люди в экстремальных ситуациях, кто может совершить поступок героический, а кто не станет трудиться с полной отдачей ни при каких обстоятельствах. Миссия не призвана классифицировать людей, она ориентирована на реализацию призваний самих людей в том направлении, которое сама и задет.

Для восприятия миссии как ориентированного механизма активизации попытаемся ответить на вопросы:

- какие этапы прошла миссия в своем развитии, чтобы стать таким механизмом, т.е. что представляет собой миссия как процесс?

- какие ключевые факторы оказывали решающее влияние на это развитие, и структуризацию миссии, т.е. что представляет собой миссия как система?

Миссия как процесс проходит следующие ступени (фазы, стадии) своего развития:

1. Зарождение идей как возможных слагаемых (элементов составных частей) потенциала миссии.

2. Формирование (чеканка) потенциала миссии.

3. Расширение и конкретизация миссии, достижение консенсуса в ее восприятии.

4. Стабилизация и "созревание".

5. Старение, дезориентация как прекращение существования.

Исходным моментом в "карьере" миссии служит образование ряда идей, представляющих собой:

- предвидение новых открытий, изобретений или

- видение будущих событий, успехов, достижений или

- путь устремлений, активности для достижения желаемых всеми результатов или

- сами результаты труда, их назначение и осмысление важности поставленных целей.

Также идеи могут существовать разрозненно, но их еще объединили, может быть для этого недоставало новой свежей идеи, корпоративной культуры или культуры знаний. Также идеи возникают на уровне отдельных личностей, малых творческих групп самым непредсказуемым образом, нередко интуитивно. Известно, например, что в большом бизнесе интуитивные решения оказывались весьма успешными рациональных, т.е. принятых на основе расчетов, исходя из уже достигнутого. Миссия – это не экстраполяция тенденций. Это управление будущими изменениями, управление самими тенденциями на основе идей.

Но идеи бывают разными. Для большинства наступает кризис прежде, чем они станут основами чьей-то миссии. Другие идеи остаются на уровне намерений долгое время. Их можно назвать миссиями, но это безадресные миссии. Например, "гуманизация труда", "экологизация автомобилей", "безлюдные технологии". Источники для идей с достаточным для миссии потенциалом – это эволюция соответствующей отрасли знаний, плюс ее анализ, плюс сетевое мышление того, что проводит этот анализ.

Формирование потенциала миссии может быть охарактеризовано тремя объединительными процессами, которые должны приниматься во внимание разработчиками проектов миссий:

- взаимосвязь между миссией и причинами ее происхождения.

- взаимосвязь между миссией и факторами успеха, на который ориентирована миссия.

- взаимосвязь факторов успеха предприятия с внешней средой и скоростями изменений характерными (факторов) этой среды.

Конкретизация миссии происходит в результате анализа этих взаимосвязей, анализа внутренних факторов и реальной ситуации на предприятии, но обязательно с учетом оптимистического подхода без трагедии и суеты. Далее "карьера" миссии достигает своего аналога. Наступает ее стабилизация. Она "вооружает" людей идеями, "заряжает" их духом усердия и настроение на победу. Такую роль миссии в масштабах всей страны играет ее гимн, национальная символика. Однако в отличие от последней миссия проходит этап старения, дезориентации, прекращения существования и замены на другую.

На последнем этапе своего существования миссия отличается тем, что она уже все меньше инициирует новые процессы развития, а се более консервирует рутинные подходы к решению задачи бюрократические, институциональные процедуры "деловых" отношений. Миссия изживает себя, она уже увлекает назад, в прошлое, ее основополагающие идеи не носят характера миссии. Она прекращает существование как процесс.

Такой пессимистический сценарий типичен для многих миссий. Часто они перестают существовать вместе с самим предприятием. В других случаях предприятие меняет свою миссию и выживает. Например, конверсионные, диверсифицированные, ре-структурированные, санированные, приватизированные предприятия. Миссия меняется по своему определению у предприятий, которые сменили форму собственности, своих учредителей, виды выпускаемой продукции, концепцию рыночной активности.

Однако часто идеи возвращаются из пошлого и приобретают новую актуальность, но уже в новой области знаний или области достижения успеха. Поэтому иногда говорят, что "новое – это хорошо забытое старое". Но миссия и мода не имеют ничего общего между собой. Миссия, если это миссия, не может быть не "модной". Мода – это то, что нравится большинству, но есть у меньшинства. Миссия – это то, что нравится всем есть у всех, если они работают и хотят работать на данной фирме. В противном случае миссия находится в стадии формирования.