Непрерывность образования

Концепция ООП

Концепция ООП направления 221700 «Стандартизация и метрология». Непрерывное образование. Система поиска работы.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования концепция основной образовательной программы (ООП) заключается в подготовке выпускника, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.

Выпускника способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному, профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Концепция ООП поставлена в соответствие с миссией национально- исследовательского ТПУ, стратегическими направлениями деятельности которого являются: формирование на основе непрерывного образования гармонично развитой личности.

При этом готовится специалист, способный быть лидером, работать в команде, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды, на основе привитых ему при обучении общекультурных и профессиональных компетенций.

Компетентностные свойства трактуются как способность и готовность применять в будущей профессиональной деятельности полученные знания и сформированные умения и навыки, в которых сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску.

 

«Учить − значит показывать:

это возможно. Учиться –

значит, делать это возможным

для себя». Пауло Коэльо. Дневник мага.

2.1 Анализ состояния проблемы

Современный мир, и современная жизнь вносит большие шансы и выборы для индивидуумов, но также и большие риски и неопределенности. Все больше людей остаются в образовании и обучении на более долгий период, но дистанция между теми, кто достаточно квалифицирован, чтобы держаться на плаву, на рынке труда и теми, кто остается неизбежно за бортом, становиться все больше. В заключении Лиссабонской встречи Европейского Совета говорится, что движение к непрерывному образованию должно сопровождать успешный переход к экономике и обществу, основанных на знаниях. Непрерывное образование не является аспектом только образования и обучения. Оно должно стать руководящим принципом жизни каждого индивидуума. Всесторонняя и согласованная стратегия непрерывного образования для Европы должна быть нацелена на то, чтобы · гарантировать всеобщий и непрерывный доступ к обучению для получения необходимых умений с целью обеспечения устойчивого участия в жизни общества, основанного на знаниях;· существенно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы для того, чтобы отдать приоритет наиболее важному европейскому ресурсу – его людям;· разработать эффективные методы преподавания и обучения и среду для непрерывности образования в течение всей жизни;· значительно улучшить способы, с помощью которых участие в обучении и его результаты становятся понятными и сравнимыми, в частности, для неформального и информального обучения;· обеспечить возможность получить информацию и совет хорошего качества об образовательных возможностях во всей Европе и в течение всей его жизни;· сделать возможности непрерывного обучения настолько близкими к обучаемому индивидууму, насколько это возможно в его собственном сообществе и с помощью информационных технологий там, где это необходимо.Внедрение непрерывного образования в практику, для которого основополагающие принципы заключаются в фундаментальности, преемственности и непрерывности, является наилучшим путем к: · построению общества, которое предлагает равные возможности для качественного обучения и в котором образование основано в первую очередь на нуждах индивидуумов;· выработке способов образования и обучения, когда время на основной работе организовано так, что люди могут участвовать в обучении и могут выбирать для себя сами приемлемый способ сочетания обучения, работы и семейной жизни;· достижению более высоких общих уровней образования и квалификации во всех секторах, чтобы обеспечить высококачественное обучение и образование и в то же время, чтобы знания и умения людей соответствовали изменяющимся требованиям профессий, организации рабочих мест и методов работы;· поддержке и поощрению людей участвовать более активно во всех сферах современной общественной жизни, особенно в социальной и политической жизни на всех уровнях общества, включая европейский уровень.

2.2 Дуализм концепции непрерывности образования

Концепция непрерывности образования заключается в том, что образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, заключающийся в непрекращающемся целенаправленном освоении человеком знаний и социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы. В мировой образовательной практике понятие непрерывности образования выражается рядом терминов: «продолжающееся образование» (continuing education), «пожизненное обучение» (lifelong learning), «перманентное образование» и т.д..

Энциклопедический словарь так определяет понятие непрерывного образования:

непрерывное образование – целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования. Цель непрерывного образования – поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки.

В этом случае непрерывность образования означает, что человек учится постоянно, на протяжении всей жизни, либо в каком-либо образовательном учреждении, либо занимаясь самообразованием. При этом возможны три направления движения человека в образовательном пространстве: а) движение вперед, когда человек, оставаясь на одном формальном образовательном уровне, постоянно совершенствует свою квалификацию, свое мастерство; б) движение вверх, когда человек поднимается по ступеням и уровням профессионального образования; в) движение по горизонтали – подразумевается смена профиля образования (специальности), т.е. образовательный маневр на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в обществе.

Различают три категории целенаправленной обучающей деятельности.Формальное обучение. Имеет место в образовательных и обучающих организациях, присуждающих официально признаваемые дипломы и квалификации.Неформальное обучение. Существует параллельно основным системам образования и обучения и обычно не приводит к получению официальных сертификатов. Информальное обучение. Является естественной составляющей повседневной жизни. В отличие от неформального и формального, информальное – не обязательно содержательное обучение и, поэтому, может не признаваться даже самими индивидуумами как вносящее вклад в их знания и умения. Тот факт, что микрокомпьютерная технология обосновалась сначала в семьях, до того, как она пришла в школы и вузы, подчеркивает важность информального обучения.

Поскольку образовательный процесс представляет собой взаимодействие двух сторон: обучающей и обучаемой – понятие непрерывности следует рассматривать с двух различных точек зрения (в этом и заключается дуализм концепции непрерывности):

· с точки зрения индивидуума (личности), получающего знания и профессию, и совершенствующего их в течение всей жизни – в рамках образовательных учреждений или самостоятельно (назовем это непрерывностью получения образования);· с точки зрения образовательной организации(назовем это непрерывностью предоставления образовательных услуг).

Рассмотрим несколько подробнее каждую из сторон непрерывности образования.

 

2.2.1 Непрерывность получения образования

На личность в образовательном процессе влияет множество как внешних, так и внутренних факторов (педагогических процессов). Внешним педагогическим процессом называют процесс внешнего воздействия на человека с целью «формирования», «трансляции», «обучения», «воспитания» и т.д. Результатом этого процесса является становление личности человека, «вписывание» его в социум, «внешняя притирка» к нормам, принятым в обществе.Под внутренним педагогическим процессом понимают совокупность подпроцессов, обозначаемых префиксом само- (самоопределение, самореализация, самоактуализация, саморазвитие и т.д.), которая называется индивидуализацией и результатом которой является становление индивидуальности человека.По мере взросления человека наблюдается уменьшение роли внешнего педагогического процесса при одновременном возрастании роли внутреннего.В свою очередь, индивидуализация, как внутренний педагогический процесс, состоит из взаимосвязанных процессов, направленных во вне и внутрь человека. Внутрь направлен процесс накопления в себе знаний, умений, навыков, способностей – это процесс саморазвития. Другой, направленный наружу, процесс является процессом самореализации, выделения из себя в окружающую среду всего накопленного, выработанного самим человеком, процесс применения полученных знаний.

Очевидно, что для обеспечения непрерывного и целостного образования личности требуется сочетание «противоположных» технологий: обучения, взаимообучения и самообучения; воспитания и самовоспитания; контроля и самоконтроля; оценки и самооценки результатов обучения.

 

2.2.2 Непрерывность предоставления образовательных услуг

Образовательная организация, в свою очередь допускает несколько трактовок непрерывности, а именно:

· с точки зрения образовательного процесса (совместимости образовательных программ). При этом непрерывность образовательного процесса характеризуются преемственностью содержания образовательных программ при переходе от одной ступени обучения к другой. Важным условием реализации непрерывности образования является разработка согласованной системы кредитов, которая позволяет оценивать и признавать дипломы и сертификаты, полученные в университете и в рамках повышения профессиональной квалификации;

· с точки зрения организационной структуры система образования должна создать пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и у каждого человека.

 

3. Система поиска работы

Сегодня на рынке занятости востребованы молодые, активные специалисты, знающие иностранные языки, имеющие стаж, два-три года практики как минимум. И молодым специалистам хочется не просто получить интересную работу, но и достойный заработок и т.д.

Поэтому очень важно специалисту и работодателю найти друг друга, оптимальным образом решить проблему трудоустройства. Для этого необходима взаимная информированность обеих сторон, хорошо продуманная система требований к специалисту.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил внедрить новую методику определения уровня подготовки специалистов. Экспертный институт РСПП разработал новую систему «сертификации профессиональных знаний, навыков и умений». Согласно новой системе, по окончании обучения, устраиваясь на работу, выпускники, должны будут проходить аттестацию своих профессиональных знаний.

Многочисленные модели профессионального труда могут быть объединены в две группы :

· модель адаптивного поведения;

· модель профессионального развития.

Модель адаптивного поведения ориентирована на сиюминутное реагирование на внешние изменения, а модель профессионального развития на учет и прогнозирование будущих изменений. Если основная цель модели адаптивного поведения - развитие умения человека "вписываться" в окружающую действительность, то модель профессионального развития ориентирована на формирование умений "выйти за пределы" непрерывного потока повседневной практики, видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, рассматривать любую трудность как стимул развития.

До недавнего времени, профессиональное образование строилось по логике адаптивной модели, современная же ситуация в образовании предполагает возможность идти по логике модели профессионального развития в рамках компетентностного подхода.

В соответствии с компетентностным подходом специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.

В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения (способность и готовность самоопределяться, саморазвиваться, самообразовываться). Ряд исследований дают основание полагать, что успех "компетентностному работнику" обеспечивают умения и качества, характеризующие самостоятельность личности:

· способность находить и применять информацию;

· анализировать, оценивать альтернативы;

· логически выстраивать ход решения проблемы;

· ориентироваться в неожиданных ситуациях, находить новые подходы к решению нестандартных проблем.

Самостоятельность, должна сочетаться с активным взаимодействием личности в группе. Безусловно, готовность к профессиональному самообразованию не приходит сама собой, с получением диплома. Требуется кропотливая целенаправленная работа.

Самый лучший способ начать карьеру – найти работу еще во время учебы. И, очень желательно, по тому направлению, по которому получается образование или смежному, родственному. К моменту окончания вуза выпускник будет дипломированным специалистом с опытом работы, что очень ценится работодателями.

Есть еще один путь. Можно заранее 'подстраховаться' и, будучи еще абитуриентом, выбрать для поступления тот вуз, который оказывает содействие в трудоустройстве своих выпускников. Служба по трудоустройству выпускников существует в некоторых вузах (см. рейтинг вузов на vseved.ru).

Основные источники информации о трудоустройстве – специализированные издания и сеть интернет - сайты по поиску работы и сайты агентств по трудоустройству.

Что касается сайтов и порталов - самые удобные и полные, пожалуй, это www.rabota.ru - сайт издательского дома «Работа для вас», www.job.ru - один из ведущих ресурсов по трудоустройству в Рунете, www.zarplata.ru - сайт журнала «Работа и зарплата» и ряд других. Все они строятся примерно по одной схеме – это базы данных вакансий и резюме, поисковик, тематические статьи.

Распределенная информационная система поддержки трудоустройства молодых специалистов предназначена для организации электронных бирж труда. Они обеспечивают сбор и систематизацию данных о рынке труда для выпускников образовательных учреждений на региональном и федеральном уровнях.

Абитуриентам и студентам система поможет определить профиль специальности, которая будет востребована на рынке труда, выбрать учебное заведение, способное предоставить необходимое образование, выпускникам – подыскать работу, руководителям предприятий - найти квалифицированного специалиста.

Система состоит из ряда Web-серверов, каждый из которых создается в центрах содействия занятости учреждений профессионального образования. На центральных серверах МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана и ГосНИИ ИТТ "Информика" хранится интегрированная база данных, включающая информацию всех региональных центров.

Информационная система включает следующие разделы:

· трудоустройство,

· образовательные услуги,

· мониторинг рынка труда,

· мониторинг образовательных услуг,

· нормативную и законодательную базу,

· тесты,

· навигационно-справочную службу.

На этих и подобных сайтах размещается резюме, и работодатели, посещающие сайт, имеют возможность его увидеть.

Резюме необходимо правильно составить. Сейчас принято резюме называть Curriculum (CV), что в переводе с латинского означает «жизнеописание». Оно должно показывать, что Вы собой представляете и почему работодатель должен выбрать именно вас. Резюме должно уместиться на обычном листе писчей бумаги, заполненном с одной стороны. При этом резюме должно содержать как можно более полную информацию о вас.

Обязательные сведения – фамилия, имя, отчество, дата рождения, контактный телефон. Адрес, факс, е-mail – желательны, семейное положение почти всегда интересует работодателя.

Образование указывается с датами в обратном порядке, указывайте то, что имеет отношение к вашей специальности или к должности, которую вы хотите занять. Не забудьте сообщить об окончании курсов, если вы заканчивали их. Среднюю школу указывать не нужно, если это не спецшкола. А вот указать, например, техникум необходимо, даже если после техникума вы окончили вуз. Отметьте также, имеете ли диплом с отличием, дополнительные специальности. Не помещает указать и название кафедры, если ваша университетская специализация связана, хотя бы частично, с желаемой работой.

Стоит указать по максимуму все, что улучшит Ваши показатели. Напишите о наличии водительских прав, знании иностранного языка, если вы уверены в свободном владении им. Если уверены – выделите в отдельный раздел, причем желательно указать языковые курсы, на которых вы обучались.

Пишите резюме на русском языке. Резюме, написанное только по-английски, не будет воспринято в вашу пользу. Даже если вы устраиваетесь на работу в представительство инофирмы. Родным языком человека, принимающего решение по вашей кандидатуре, скорее всего, будет русский.

Есть три основных варианта набора студентов и выпускников.

Прямой подбор персонала (recruiting), подбор на позицию стажера (trainee) и программы набора молодых специалистов GRP (Graduate Recruitment Program). Это самый передовой метод привлечения молодых специалистов. Он нацелен на отбор лучших из лучших специалистов. Коэффициент отбора может достигать нескольких десятков человек на одно место. Выдержать такой конкурс сложнее, чем поступить в самый престижный столичный вуз.

Для того чтобы соответствовать уровню требований к профессиональной подготовленности выпускников вузов, разрабатывается система профессиональной самооценки, начиная с первых курсов обучения студентов.

Предлагается студентам заполнение анкет, отражающих их достижения по мере повышения уровня подготовки, В них указываются знания, умения и навыки не только в специальной области, но и с точки зрения общего кругозора. Вопросы анкеты построены на выявлении компетенций молодого специалиста: мотивации и инициативы, энтузиазма и увлеченности, навыков коммуникации и межличностного общения, умения преодолевать трудности, работы в команде, склонности к лидерству и желанию развиваться в профессиональном, личностном плане и др.

Например:

Данные об образовании:

(начиная со средней школы): (период обучения, наименование учебного заведения, специальность по диплому, форма обучения);

если студент: указать продолжительность сессий и их количество, предполагаемый срок защиты дипломной работы.

Специальные знания навыки умения, владение:

(ПК – уровень владения, языки программирования, знание банковского бухучета, иностранный язык и т.д.).

Неспециальные знания навыки умения, владение:

(Опыт преподавания, технические знания, водительские права и др.).

Данные о производственной практике и опыт работы (если есть):

(период, наименование предприятия, подразделение, выполняемые должностные обязанности)

Повышение квалификации:

(семинары, курсы, стажировки и др.)

Специальные допуски:

(Сертификаты, удостоверения, аттестаты, лицензии и др.)

Иностранный язык:

(какой, уровень владения)

Данные о курсовых, дипломных, самостоятельных работах, публикациях:

(год защиты, наименование темы).


Лекция № 5