УЧЕБНЫЙ ПЛАН
| Направление | Квалификация специалиста | |
| 221700 Стандартизация и метрология | Бакалавр | |
| Срок обучения: 4 года | ||
| Приема 2012 года. Группы: | ||
| Учебный план составлен на основании Федерального государственного образовательного стандарта | ||
| №799, утвержденного "22" декабря 2009г. | ||
| Форма обучения: Очная | 
I. График учебного процесса
| Курсы | Недели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| К | К | = | : | : | = | = | К | К | : | : | : | = | = | = | = | = | = | = | = | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| К | К | = | : | : | = | = | К | К | : | : | : | О | О | О | = | = | = | = | = | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| К | К | = | : | = | = | К | : | : | : | Х | Х | Х | Х | Х | = | = | = | = | = | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| К | К | = | : | = | = | К | : | : | / | / | / | / | / | / | / | / | = | = | = | = | = | = | = | = | 
| Обозначения: " " - Теоретическое обучение ":" - Экзаменационная сессия "О" - Учебная практика "Х" - Производственная практика "/" - Государственная аттестация "=" - Каникулы "К" - Конференц-неделя | 
II. Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
| Курсы | Теоретическое обучение | Экзаменационная сессия | Учебная практика | Производственная практика | Государственная аттестация | Подготовка ВКР | Конференц-неделя | Каникулы | Всего | 
III. План учебного процесса
| № п/п. | Название дисциплины | Форма контроля | Кредиты | Объем работы | Аудиторные занятия | Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||||||||
| 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||||||||||||||
| Экз. | Зач. | КР | КП | Всего | Ауд | Сам | ЛК | ЛБ | ПР | КР | КП | 1 сем. 16 нед. | 2 сем. 16 нед. | 3 сем. 16 нед. | 4 сем. 16 нед. | 5 сем. 16 нед. | 6 сем. 16 нед. | 7 сем. 16 нед. | 8 сем. 11 нед. | |||
| Часов в неделю | ||||||||||||||||||||||
| Б1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | |||||||||||||||||||||
| Б1.Б | Базовая часть | |||||||||||||||||||||
| Б1.Б1 | История | 2/4 | ||||||||||||||||||||
| Б1.Б2 | Философия | 2/4 | ||||||||||||||||||||
| Б1.Б3 | Иностранный язык | 1,2,3 | 12 3/3/3/3 | 4/2 | 4/2 | 4/2 | 4/2 | |||||||||||||||
| Б2 | Математический и естественнонаучный цикл | |||||||||||||||||||||
| Б2.Б | Базовая часть | |||||||||||||||||||||
| Б2.Б1 | Математика | |||||||||||||||||||||
| Б2.Б1.1 | Математика 1.1 | 8/7 | ||||||||||||||||||||
| Б2.Б1.2 | Математика 2.1 | 6/6 | ||||||||||||||||||||
| Б2.Б1.3 | Математика 3.1 | 4/4 | ||||||||||||||||||||
| Б2.Б2 | Информатика | 1* | 3/4 | |||||||||||||||||||
| Б2.Б3 | Физика | |||||||||||||||||||||
| Б2.Б3.1 | Физика 1.1 | 5/5 | ||||||||||||||||||||
| Б2.Б3.2 | Физика 2.1 | 5/5 | ||||||||||||||||||||
| Б2.Б3.3 | Физика 3.1 | 5/5 | ||||||||||||||||||||
| Б2.Б4 | Экология | 2/2 | ||||||||||||||||||||
| Б2.Б5 | Химия 1.2 | 3/3 | ||||||||||||||||||||
| Б2.В | Вариативная часть | |||||||||||||||||||||
| Б2.В1 | Математические модели в метрологии | 4* | 4/3 | |||||||||||||||||||
| Б2.В2 | Общая теория измерений | 4/3 | ||||||||||||||||||||
| Б2.В3.1 | Программные статистические комплексы | 2/2 | ||||||||||||||||||||
| Б2.В3.2 | Пакеты проектирования электронных схем | |||||||||||||||||||||
| Б2.В4 | Информатика и программирование | 4/3 | ||||||||||||||||||||
| Б3 | Профессиональный цикл | |||||||||||||||||||||
| Б3.Б | Базовая часть | |||||||||||||||||||||
| Б3.Б1 | Начертательная геометрия и инженерная графика | 5 3/2 | 3/2 | 2/2 | ||||||||||||||||||
| Б3.Б2 | Основы проектирования продукции | 3/2 | ||||||||||||||||||||
| Б3.Б3 | Материаловедение и технология конструкционных материалов | 3/3 | ||||||||||||||||||||
| Б3.Б5 | Электротехника и электроника | |||||||||||||||||||||
| Б3.Б5.1 | Электротехника | 4/4 | ||||||||||||||||||||
| Б3.Б7 | Физические основы измерений и эталоны | 4/4 | ||||||||||||||||||||
| Б3.Б13 | Управление качеством | 3/3 | ||||||||||||||||||||
| Б3.В | Вариативная часть | |||||||||||||||||||||
| Б3.В1 | Введение в инженерную деятельность | 2/0 | ||||||||||||||||||||
| Б3.В2 | Творческий проект | 2,3,4 | 3 1/1/1 | 0/2 | 0/2 | 0/2 | ||||||||||||||||
| Б3.В8 | Теория электрических цепей и сигналов | 4/3 | ||||||||||||||||||||
| Б4 | Физическая культура | |||||||||||||||||||||
| Б4.1 | Физическая культура | 1,2,3,4,5,6,7,8 | 2 1/1 | 0/3 | 0/3 | 0/3 | 0/3 | 0/3 | 0/3 | 0/3 | 0/3 | |||||||||||
| БФ | Факультативный цикл | |||||||||||||||||||||
| БФ.1.1 | Дисциплины по выбору студента | 4,5,6,7,8 | 10 2/2/2/2/2 | 0/4 | 0/4 | 0/4 | 0/4 | 0/4 | ||||||||||||||
| БФ.1.2 | Военная подготовка | 6,8 | 4,5,7 | 10 2/2/2/2/2 | 0/4 | 0/4 | 0/4 | 0/4 | 0/4 | |||||||||||||
| Число часов учебных занятий | 27/27 | 26/28 | 25/29 | 25/29 | 22/32 | 22/32 | 22/32 | 22/32 | ||||||||||||||
| Число часов, отводимых на УП, ПП, ИГА | ||||||||||||||||||||||
| ИТОГО | ||||||||||||||||||||||
| Кредиты, включая практики и государственную аттестацию / % доля ЛК занятий по ООП | 37% | |||||||||||||||||||||
| Экзамен | ||||||||||||||||||||||
| Зачет | ||||||||||||||||||||||
| Дифференцированный зачет | ||||||||||||||||||||||
| Курсовая работа | ||||||||||||||||||||||
| Курсовой проект | 
| Б5. Учебная практика | Б5. Производственная практика | Б6. Итоговая государственная аттестация | |||||||||||
| Название | сем. | недель | кред. | Название | сем. | недель | кред. | Выпускная квалификационная работа | сем. | кред. | Государственные экзамены | сем. | кред. | 
| Учебная практика | Производственная практика | Выпускная квалификационная работа бакалавра | Междисциплинарный экзамен по направлению | 
ПРИМЕЧАНИЯ:
| 1. | Перечень дисциплин по выбору в вариативной части блока ГСЭЦ (Б1): «Культурология», «Социология», «Психология», «Политология», «Логистика», «Маркетинг инноваций», «Основы деловой этики и корпоративной культуры», «Правовое обеспечение бизнеса в отрасли», «Правовое регулирование и охрана результатов интеллектуальной деятельности». Каждая из выбранных дисциплин оценивается в 2 кредита. | 
| 2. | Перечень дисциплин по выбору в вариативной части блока Факультативных дисциплин (БФ): «Военная подготовка» (10 кредитов), «Русский язык и культура речи» (2 кредита), «Второй иностранный язык (немецкий, французский)» (10 кредитов), «Введение в теорию и практику толерантности» (2 кредита), Основы ресурсоэффективности» (2 кредита), «Деловая коммуникация» (2 кредита), «Инженерное предпринимательство» (2 кредита). | 
| 3. | По дисциплинам по выбору студента блоков ГСЭЦ и БФ предусмотрено только чтение лекций, они являются односеместровыми и могут изучаться в межфакультетских потоках. Студент имеет право выбрать одну из них только один раз за весь период обучения. | 
| 4. | Второй иностранный язык могут выбрать студенты, которых планируется направить за рубеж для обучения по академическому обмену. | 
Баланс трудоемкости по циклам дисциплин
| Цикл | Рекомендуемое число кредитов по ФГОС | Число кредитов по УП | ||||
| Всего по циклу | Базовая часть | Вариативная часть | ||||
| Всего | В т.ч. общие дисциплины | В т.ч. дисциплины по выбору | ||||
| Б1 Б1.Б | 30-36 15-18 | |||||
| Б2 Б2.Б | 66-74 33-37 | |||||
| Б3 Б3.Б | 105-114 52-57 | |||||
| Б4 | ||||||
| Б5 | 12-15 | |||||
| Б6 | ||||||
| Всего | ||||||
| % от общего числа кредитов ООП | 100% | 50% | 39% | 23% | 15% | |
| В т.ч. % дисциплин по выбору от вариативной части ООП | 40% | 
| Проректор по образовательной и международной деятельности, д.т.н., профессор | А.И.Чучалин | |
| Проректор-директор института кибернетики, к.т.н., доцент | М.А.Сонькин | |
| Заведующий кафедрой компьютерных измерительных систем и метрологии, д.т.н., профессор | С.В.Муравьев | |
| Руководитель ООП (БП) 221700 Стандартизация и метрология | Ф.И.О. руководителя | 
ПРИЛОЖЕНИЕ
| УТВЕРЖДАЮ | МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
| Проректор по ОМД | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | |
| ___________А.И.Чучалин | "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" | |
| "______"__________20_____г. | 
ПРИЛОЖЕНИЕ К БАЗОВОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
| Направление | Квалификация специалиста | |
| 221700 Стандартизация и метрология | Бакалавр Срок обучения: 4 года | |
| Приема 2012 года. Группы: | ||
| Учебный план составлен на основании Федерального государственного образовательного стандарта | ||
| №799, утвержденного "22" декабря 2009г. | ||
| Форма обучения: Очная | 
| № п/п. | Название дисциплины | Форма контроля | Кредиты | Обеспечивающее подразделение (кафедра) | Максимальное количество студентов в подгруппе | ||||||
| Экз. | Зач. | КР | КП | ЛБ | ПР | ||||||
| Б1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | ||||||||||
| Б1.Б | Базовая часть | ||||||||||
| Б1.Б1 | История | ИСТ | |||||||||
| Б1.Б2 | Философия | ФИЛ | |||||||||
| Б1.Б3 | Иностранный язык | 1,2,3 | 12 3/3/3/3 | ИЯИК | |||||||
| Б1.Б4 | Экономика | ЭКОН | |||||||||
| Б1.В | Вариативная часть | ||||||||||
| Б1.В1 | Экономика предприятия | 6* | МЕН | ||||||||
| Б1.В2 | Правоведение | СОЦ | |||||||||
| Б1.В3.1 | Профессиональный иностранный язык | 5,6,7 | 12 3/3/3/3 | ИЯИК | |||||||
| Б1.В3.2 | Дисциплины по выбору студента | 5,6,7,8 | 12 3/3/3/3 | КИСМ | |||||||
| Б1.В4 | Менеджмент | 6* | отсутствует | ||||||||
| Б2 | Математический и естественнонаучный цикл | ||||||||||
| Б2.Б | Базовая часть | ||||||||||
| Б2.Б1 | Математика | ||||||||||
| Б2.Б1.1 | Математика 1.1 | ВММФ | |||||||||
| Б2.Б1.2 | Математика 2.1 | ВММФ | |||||||||
| Б2.Б1.3 | Математика 3.1 | ВММФ | |||||||||
| Б2.Б2 | Информатика | 1* | КИСМ | ||||||||
| Б2.Б3 | Физика | ||||||||||
| Б2.Б3.1 | Физика 1.1 | ОФ | |||||||||
| Б2.Б3.2 | Физика 2.1 | ОФ | |||||||||
| Б2.Б3.3 | Физика 3.1 | ОФ | |||||||||
| Б2.Б4 | Экология | ЭБЖ | |||||||||
| Б2.Б5 | Химия 1.2 | ОНХ | |||||||||
| Б2.В | Вариативная часть | ||||||||||
| Б2.В1 | Математические модели в метрологии | 4* | КИСМ | ||||||||
| Б2.В2 | Общая теория измерений | КИСМ | |||||||||
| Б2.В3.1 | Программные статистические комплексы | КИСМ | |||||||||
| Б2.В3.2 | Пакеты проектирования электронных схем | КИСМ | |||||||||
| Б2.В4 | Информатика и программирование | КИСМ | |||||||||
| Б2.В5 | Планирование и организация эксперимента | 7* | КИСМ | ||||||||
| Б3 | Профессиональный цикл | ||||||||||
| Б3.Б | Базовая часть | ||||||||||
| Б3.Б1 | Начертательная геометрия и инженерная графика | 5 3/2 | НГГ | ||||||||
| Б3.Б2 | Основы проектирования продукции | АРМ | |||||||||
| Б3.Б3 | Материаловедение и технология конструкционных материалов | МТМ | |||||||||
| Б3.Б4 | Основы технологии производства | АРМ | |||||||||
| Б3.Б5 | Электротехника и электроника | ||||||||||
| Б3.Б5.1 | Электротехника | КИСМ | |||||||||
| Б3.Б5.2 | Электроника | КИСМ | |||||||||
| Б3.Б6 | Безопасность жизнедеятельности | 5* | ЭБЖ | ||||||||
| Б3.Б7 | Физические основы измерений и эталоны | КИСМ | |||||||||
| Б3.Б8 | Метрология | КИСМ | |||||||||
| Б3.Б9 | Основы технического регулирования | КИСМ | |||||||||
| Б3.Б10 | Взаимозаменяемость и нормирование точности | КИСМ | |||||||||
| Б3.Б11 | Методы и средства измерений и контроля | КИСМ | |||||||||
| Б3.Б12 | Организация и технология испытаний | КИСМ | |||||||||
| Б3.Б13 | Управление качеством | КИСМ | |||||||||
| Б3.В | Вариативная часть | ||||||||||
| Б3.В1 | Введение в инженерную деятельность | КИСМ | |||||||||
| Б3.В2 | Творческий проект | 2,3,4 | 3 1/1/1 | КИСМ | |||||||
| Б3.В3 | Учебно-исследовательская работа студентов | 5,6,7,8 | 4 1/1/1/1 | КИСМ | |||||||
| Б3.В4 | Микропроцессоры в измерительных устройствах | 7* | 4 3/1 | КИСМ | |||||||
| Б3.В5 | Информационно-измерительные системы | КИСМ | |||||||||
| Б3.В6 | Компьютерное моделирование | КИСМ | |||||||||
| Б3.В7 | Системный анализ | КИСМ | |||||||||
| Б3.В8 | Теория электрических цепей и сигналов | КИСМ | |||||||||
| Б3.В.1 | "Стандартизация и метрология в приборостроении" | ||||||||||
| Б3.В.1.1 | Автоматизация измерений, контроля и испытаний | КИСМ | |||||||||
| Б3.В.1.2 | Квалиметрия | КИСМ | |||||||||
| Б3.В.1.3 | Технология разработки стандартов и нормативной документации | 8,8* | КИСМ | ||||||||
| Б3.В.1.4 | Практическая метрология | КИСМ | |||||||||
| Б3.В.1.5 | Статистические методы контроля и управления качеством | КИСМ | |||||||||
| Б3.В.1.6 | Сертификация | 8* | КИСМ | ||||||||
| Б4 | Физическая культура | ||||||||||
| Б4.1 | Физическая культура | 1,2,3,4,5,6,7,8 | 2 1/1 | ФВ | |||||||
| БФ | Факультативный цикл | ||||||||||
| БФ.1.1 | Дисциплины по выбору студента | 4,5,6,7,8 | 10 2/2/2/2/2 | КИСМ | |||||||
| БФ.1.2 | Военная подготовка | 6,8 | 4,5,7 | 10 2/2/2/2/2 | ВК | 
| Б5. Учебная практика | Б5. Производственная практика | Б6. Итоговая государственная аттестация | |||||||||||||
| Название | сем. | кред. | Кафедра | Название | сем. | кред. | Кафедра | Выпускная квалификационная работа | сем. | кред. | Кафедра | Государственные экзамены | сем. | кред. | Кафедра | 
| Учебная практика | КИСМ | Производственная практика | КИСМ | Выпускная квалификационная работа бакалавра | КИСМ | Междисциплинарный экзамен по направлению | КИСМ | 
| Проректор-директор института кибернетики, к.т.н., доцент | М.А.Сонькин | |
| Заведующий кафедрой компьютерных измерительных систем и метрологии, д.т.н., профессор | С.В.Муравьев | 
Распределение результатов обучения по модулям ООП
| Цикл | Модуль | Составляющие результатов обучения | 
| Б1 | Б1.Б | Знания: З.6.1, З.7.1, З.8.1, З.9.1, З.10.1; Умения: У.6.1, У.7.1, У.8.1, У.9.1, У.10.1; Владение: В.6.1, В.7.1, В.8.1, В.9.1, В.10.1 | 
| Б1.В | Знания: З.5.1, З.5.2; Умения: У.5.1, У.5.2; Владение: В.5.1, В.5.2 | |
| Б2 | Б2.Б | Знания: З.1.1, З.1.2; Умения: У.1.1, У.1.2; Владение: В.1.1, В.1.2 | 
| Б2.В | Знания: З.1.1, З.1.2; Умения: У.1.1, У.1.2; Владение: В.1.1, В.1.2 | |
| Б3 | Б3.Б | Знания: З.1.3, З.2.1, З.2.2, З.2.3, З.3.1, З.3.2, З.3.3, З.4.1, З.4.2; Умения: У.1.3, У.2.1,У.2.2, У.2.3,У.3.1, У.3.2, У.3.3, У.4.1,У.4.2; Владение: В.1.3, В.2.1,В.2.2, В.2.3,В.3.1, В.3.2, В.3.3, В.4.1, В.4.2; | 
| Б3.В | Знания: З.2.1, З.2.2, З.3.3, З.4.1, З.4.2; Умения: У.2.1,У.2.2, У.2.3,У.3.3, У.4.1,У.4.2; Владение: В.2.1,В.2.2, В.2.3,В.3.3, В.4.1, В.4.2; | |
| Б3.В.1 Стандартизация и метрология в приборостроении | Знания: З.2.1, З.2.2, З.2.3, З.3.1, З.3.3, З.4.1, З.4.2; Умения: У.2.1,У.2.2, У.2.3,У.3.1, У.3.3, У.4.1,У.4.2; Владение: В.2.1,В.2.2, В.2.3,В.3.1, В.3.3, В.4.1, В.4.2; | |
| Б4 | Физическая культура | Знания: 3.9.1; Умения: У.9.1; Владение: В.9.1; | 
| Б5 | Учебная и производственная практики | Знания: З.2.1, З.2.2, З.2.3; Умения: У.2.1, У.2.2, У.2.3: Владение: В.2.1, В.2.2, В.2.3 | 
| Б6 | Итоговая государственная аттестация | Знания: З.2.1, З.2.2, З.2.3 Умения: У.2.1,У.2.2, У.2.3; Владение: В.2.1,В.2.2, В.2.3, В.5.1, В.7.1, | 
Возможность составления индивидуальных образовательных траекторий просматривается в учебном плане направления через вариативные части учебных дисциплин и факультативные дисциплины.
С другой стороны, реализация идеи индивидуализации обучения
основывается на академической мобильности, т.е. возможности индивидуума выбирать по своему усмотрению обучающую среду, работу, регионы и страны, чтобы улучшить его знания, умения и компетенцию, и использовать их оптимально.
Академическая мобильность – это, с одной стороны, обучение студента в "другом" вузе. Период его пребывания там ограничен во времени: подразумевается возвращение студента в свой вуз по завершении цикла обучения.
С другой стороны, академическая мобильность – это форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей. Иными словами – Вы можете сами формировать свою образовательную траекторию в рамках образовательного стандарта: выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями.
Зарубежный опыт организации обменов студентами и преподавателями реализуется через так называемые центры академической мобильности, которые функционируют, как правило, при вузах. Проблемы, с которыми они сталкиваются в последние годы, заключаются в снижении финансирования для программ академической мобильности, конкуренции между странами за рынки образовательных услуг, проблеме "утечки мозгов", и т.д.
Академическая мобильность (в период обучения) позволяет не только обеспечить реализацию потребностей обучаемого. Академическая мобильность может быть средством повышения уровня квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, интеграции научной деятельности вузов, способом решения кадровых проблем.
Академическая мобильность является мощным фактором, стимулирующим стремление к получению образования: полученные в период стажировки знания и умения являются более прочными, стажировка есть один из приемов проблемно-ориентированного обучения. И, наконец, на появившиеся во время стажировки вопросы, проблемы обучающийся будет искать ответы после возвращения в свой вуз.
Многие студенты кафедры участвовали в программах академической мобильности и выигрывают гранты для обучения за рубежом. Примеры последних лет: в 2007/08 уч. году М. Сенишин учился в Пражском техническом университете (Чехия), в 2009 г. Новикова О. проходила обучение в университете Баден-Вюртемберг (г. Хайденхайм, Германия), Безшлях А. – в университете Ла Сапиенца (г. Рим, Италия), Поплетнева К. – в техническом университете г. Брно (Чехия).
В 2009 г. магистранты Баранов П. и Хомякова М. прошли 2-месячную научную стажировку в Национальном университете Сингапура.
Молодые сотрудники кафедры имеют возможность повышать квалификацию за рубежом. Так магистрант Берентаев Е.М. и ассистент Никишин А.А. в течение пяти месяцев принимали непосредственное участие в исследованиях по тематике работы в Институте физики им. Макса Планка (Мюнхен, Германия), которые выполняются в соответствии с международной программой CRESST.
Ассистент Силушкин С.В. в 2005 г. прошел 2-месячную стажировку в Институте высоких физических технологий, Иена, Германия.
Аспирант Козлов Д.В. получил грант университета г. Ювяскюля (Post-graduate school COMAS), Финляндия, на обучение в аспирантуре в Финляндии.
1.5.3. Основные заказчики выпускников по направлению являются отечественные организации и предприятия:
ВНИИМ, ВНИИФТРИ, СНИИМ, ВНИИМС, ООО "Томскнефтехим", ОАО НПЦ «Полюс» (г. Томск), ОАО «ЭЛЕСИ», ООО НПП «ТЭК», ОАО «ТЭМЗ».
1.5.4. Возможные места прохождения практик и трудоустройства.
В процессе обучения в ТПУ предусмотрено 4 вида практик:
· 2-ой курс – учебная практика, 4 недели. Студенты осваивают рабочую профессию и получают удостоверение монтажника радиоэлектронной аппаратуры.
· 3-ий курс производственная практика, 6 недель. Студенты проходят эту практику по индивидуальным договорам на различных предприятиях, которые находят самостоятельно
Перечень предприятий, на которых проходят практику студенты в 2012 году:
| 1. | ООО «Торговый дом «Завод фрез»,г.Белгород | 
| 2. | УКП ПК «Казцинк-Аитоматика», г.Усть-Каменогорск, р.Казахстан | 
| 3. | ТОО «Компания ФудМастер-Шымкент», с. Коксаек, р. Казахстан | 
| 4. | ОАО «Сельскохозяйственное предприятие»Озерный», г. Псков | 
| 5. | ФГПУ «ВНИИМ им Д.И.Менделеева» г. Санкт-Петербург | 
| 6. | Фирма «Электрический кабель Nexans Вьетнама | 
| 7. | Управляющая компания ООО «Жилсервмс ТДСК», г7 Томск | 
| 8. | ФБУ «Томский ЦСМ», г. Томск | 
| 9. | НИ ТПУ, Центр качества, ИАУ | 
| 10. | Кафедра КИСМ ТПУ, г. Томск | 
· 5-ый курс (1-й курс магистратуры), 6 недель. Проходит по согласованию с научным руководителем на кафедре или на предприятиях по индивидуальным договорам.
| 11. | ОАО «НПО Квант», г.Великий Новгород | 
| 12. | ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемио-логии В Республике Алтай», г. Горно-Алтайск, Алтайский кр. | 
| 13. | ОАО «ПО Электрохимический завод»,.Зеленогорск, Красноярс.кр. | 
| 14. | ФБУ «Госуд. регион. центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской обл.», г. Кемерово | 
| 15. | ФГУ «Ростовский ЦСМ», г.Ростов-на-Дону | 
| 16. | ФБУ «Томский ЦСМ», г. Томск | 
| 17. | ГБОУ ВПО СтбГМУ Минздравразвития России, г.Тоиск | 
| 18. | ООО «НПП ЭлектроХимЗащита», г. Томск | 
| 19. | Кафедра КИСМ ЭФФ ТПУ, г. Томск | 
4. Педагогическая практика. Магистранты проводят самостоятельно или совместно с преподавателями на занятиях со студентами младших курсов в течение 9 – 11 семестров обучения.
Лекция № 3
Вариативная часть 2. Характеристика профилей подготовки в рамках ОП 221700 «Стандартизация и метрология».
1.6. История кафедры КИСМ, основные направления учебной и научной деятельности, основные понятия и определения в области профессиональной деятельности, характеристика учебно-исследовательской и творческой работы студентов по профилю «Стандартизация и метрология в приборостроении».
Кафедра основана в октябре 1962 г. (до 1999 г. кафедра имела название "Радиотехника"). Основателем кафедры и первым заведующим был д.т.н., проф. Ройтман М.С. С 1999 г. кафедрой КИСМ заведует д.т.н., проф. Муравьев С.В.
В настоящее время штат кафедры насчитывает 30 человек, среди них 3 профессора, доктора наук, 9 доцентов, кандидатов наук, 4 старших преподавателя, 5 ассистентов.
Учебная деятельность. Со времени основания кафедра радиотехники обеспечивала преподавание различных дисциплин по электронике как общетехнической дисциплины для студентов очного и заочного обучения многих факультетов ТПИ (ТПУ).
Кафедра стала профилирующей с 1986 г. и готовила инженеров по специализации "Автоматизация научных исследований и комплексных испытаний". С 1995 г. на кафедре открыта подготовка бакалавров по направлению 200500 – Метрология, стандартизация и сертификация и инженеров по специальности 200503 – Стандартизация и сертификация. В 2003 г. открыта подготовка магистров по программе 200500 – "Компьютеризация измерений и контроля".
В настоящее время кафедра компьютерных измерительных систем и метрологии (КИСМ) осуществляет подготовку бакалавров по направлению 221700 – Стандартизация и метрология (4 года обучения) и магистров по профилю"Компьютеризация измерений и контроля"
(6 лет обучения).
На кафедре, занимающей общую площадь 520 кв. м на 5 и 6 этажах 18 корпуса ТПУ, располагаются учебные лаборатории
· аналоговой и цифровой электроники;
· метрологии, стандартизации и сертификации;
· измерительных информационных систем (центр обучения технологиям National Instruments), оснащенные современным дорогостоящим и уникальным оборудованием.
 Имеется четыре компьютерных класса с мультимедийным презентационным оборудованием и локальной компьютерной сетью с выходом в интернет.
Имеется четыре компьютерных класса с мультимедийным презентационным оборудованием и локальной компьютерной сетью с выходом в интернет.
 Финансовые поступления (за счет хоздоговоров, грантов и внебюджетные) позволили в значительной степени улучшить материально-техническое оснащение лабораторной базы кафедры.
Финансовые поступления (за счет хоздоговоров, грантов и внебюджетные) позволили в значительной степени улучшить материально-техническое оснащение лабораторной базы кафедры.
Лаборатория аналоговой и цифровой электрони