Техника подбора управленческой элиты.
Выдвижение и ротация
Рассмотрим также механизм назначений на основе перемещений работников внутри организации. К ним относятся выдвижение и ротация.
Выдвижение - назначение сотрудника, уже работающего в системе управления, на новой, более высокий пост. Среди выдвижений наибольшее значение имеет переход работника из категории специалистов в категорию руководителей.
Ротация - назначение сотрудника, при котором либо название должности остается прежним, но меняется место работы, либо меняется должность, но уровень поста остается прежним, т.е. ротация - это горизонтальное перемещение кадров, например начальник цеха - начальник отдела, старший технолог отдела - старший технолог цеха.
Ротация имеет очень важное значение как для карьеры менеджера, так и для формирования управленческой элиты.
Существует два варианта ротации:
ü перемещение (обязанности сохраняются, место работы меняется);
ü перестановка (обязанности меняются, уровень должности остается прежним).
Ротация - перемещение вызывается:
ü производственной необходимостью;
ü повышением квалификации;
ü психологической несовместимостью;
ü проблемами коммуникаций, застоя, ведомственности.
Ротации-перестановки весьма рациональны для развития кадрового потенциала, если они происходят из линейных служб в функциональные и наоборот.
Ротации способствуют более уверенному занятию вышестоящей должности в перспективе, а также позволяют гибко осуществлять кадровое регулирование.
Система методов “Assessment-Center” (АС)
Структура и возможности. В конце 70-х гг. все большее распространение получает новый метод оценки персонала, получивший название “Assessment-Center” и используемый при определении путей развития, прогнозировании успеха и поведения персонала. Это скорее не метод, а конгломерат методов. В его состав входят уже известные и апробированные практикой тесты.
Принципы, лежащие в основе объединения различных методов в единый комплекс, относительно просты. Каждый метод оценки достаточно эффективен в определенной области применения, однако необходимость комплексного изучения личности кандидата привела к созданию единой системы методов оценки сотрудников и ожидаемых от них результатов работы. Именно это требование обусловило появление метода “Assessment-Center”, структура которого соответствует современным требованиям, предъявленным к кандидатам на руководящие должности
Участники | Как правило 8-12 специалистов или руководителей, в случае заочной оценки – до 15-20 | |
Наблюдатель | На 2-4 оцениваемых 1-2 наблюдателя, как правило, из числа вышестоящих руководителей или внешних консультантов | |
Продолжительность | В зависимости от области применения и цели 2-4 дня | |
Составные части | Индивидуальные упражнения | Интервью, связанные со специальностью, биографией, тесты на компетентность, оценку личности, так называемая «почтовый ящик» и другие задания |
Групповые упражнения | Дискуссии, конференции, ролевые игры | |
Цели (поиск или подготовка специалистов | В индивидуальной и социальной областях | |
Фактор 1. Управление социальными процессами | Кооперация, интеграция, восприимчивость, самоконтроль, контактивность | |
Фактор 2. Систематизация мышления и действий | Абстрактное и аналитическое мышление, самомотивация | |
Фактор 3. Активизация | Самостоятельность | |
Фактор 4. Выраженность | Способность к самовыражению. Убежденность. |