Техника подбора управленческой элиты.

Выдвижение и ротация

Рассмотрим также механизм назначений на основе перемещений работников внутри организации. К ним относятся выдвижение и ротация.

Выдвижение - назначение сотрудника, уже работающего в системе управления, на новой, более высокий пост. Среди выдвижений наибольшее значение имеет переход работника из категории специалистов в категорию руководителей.

Ротация - назначение сотрудника, при котором либо название должности остается прежним, но меняется место работы, либо меняется должность, но уровень поста остается прежним, т.е. ротация - это горизонтальное перемещение кадров, например начальник цеха - начальник отдела, старший технолог отдела - старший технолог цеха.

Ротация имеет очень важное значение как для карьеры менеджера, так и для формирования управленческой элиты.

Существует два варианта ротации:

ü перемещение (обязанности сохраняются, место работы меняется);

ü перестановка (обязанности меняются, уровень должности остается прежним).

Ротация - перемещение вызывается:

ü производственной необходимостью;

ü повышением квалификации;

ü психологической несовместимостью;

ü проблемами коммуникаций, застоя, ведомственности.

Ротации-перестановки весьма рациональны для развития кадрового потенциала, если они происходят из линейных служб в функциональные и наоборот.

Ротации способствуют более уверенному занятию вышестоящей должности в перспективе, а также позволяют гибко осуществлять кадровое регулирование.

Система методов “Assessment-Center” (АС)

Структура и возможности. В конце 70-х гг. все большее распространение получает новый метод оценки персонала, получивший название “Assessment-Center” и используемый при определении путей развития, прогнозировании успеха и поведения персонала. Это скорее не метод, а конгломерат методов. В его состав входят уже известные и апробированные практикой тесты.

Принципы, лежащие в основе объединения различных методов в единый комплекс, относительно просты. Каждый метод оценки достаточно эффективен в определенной области применения, однако необходимость комплексного изучения личности кандидата привела к созданию единой системы методов оценки сотрудников и ожидаемых от них результатов работы. Именно это требование обусловило появление метода “Assessment-Center”, структура которого соответствует современным требованиям, предъявленным к кандидатам на руководящие должности

Участники Как правило 8-12 специалистов или руководителей, в случае заочной оценки – до 15-20
Наблюдатель На 2-4 оцениваемых 1-2 наблюдателя, как правило, из числа вышестоящих руководителей или внешних консультантов
Продолжительность В зависимости от области применения и цели 2-4 дня
Составные части Индивидуальные упражнения Интервью, связанные со специальностью, биографией, тесты на компетентность, оценку личности, так называемая «почтовый ящик» и другие задания
  Групповые упражнения Дискуссии, конференции, ролевые игры
Цели (поиск или подготовка специалистов В индивидуальной и социальной областях
Фактор 1. Управление социальными процессами Кооперация, интеграция, восприимчивость, самоконтроль, контактивность
Фактор 2. Систематизация мышления и действий Абстрактное и аналитическое мышление, самомотивация
Фактор 3. Активизация Самостоятельность
Фактор 4. Выраженность Способность к самовыражению. Убежденность.