Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

Правительством Российской Федерации30.07.94 утверждено Постановление № 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства».Дальнейшее развитие Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства получила после принятия 19.03.97 Воздушного кодекса, Федерального закона Российской Федерации.

Авиационная безопасность, так же как и безопасность полетов, определяет уровень безопасности воздушных перевозок и является жизненно важной для функционирования транспортной системы государства.

Система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность гражданской авиации) представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

Основной задачей системы авиационной безопасности является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта (авиакомпании) в соответствии с государственными нормами, правилами и процедурами, применяемыми в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации.

 

Совершенствование системы отечественной авиационной безопасности и приведение её к мировым требованиям (нормам, правилам и процедурам) осуществляется на основе единой государственной политики в области защиты деятельности гражданской авиации.

В связи с активизацией международного терроризма, использованием им современных достижений науки и техники, а также изменяющимся характером угрозы гражданской авиации вопросы авиационной безопасности стали приоритетными в деятельности как международных организаций гражданской авиации, так и ведущих авиационных стран мира. По мнению ведущих авиационных стран мира и организаций гражданской авиации, правительства всех государств должны рассматривать отечественную авиационную безопасность как дело национальной безопасности и обеспечивать достаточное финансирование для ее улучшения.

Например, Соединенные Штаты Америки считаются страной с высоким уровнем обеспечения авиационной безопасности, некоторые требования которой превышают требования международной организации гражданской авиации. Однако, после катастрофы пассажирского самолета американской авиакомпании «TWA» (над Атлантикой близ Нью-Йорка 17.07.96), созданная по распоряжению президента США Клинтона комиссия Белого дома под председательством вице-президента США Гора, рассмотрев существующее состояние авиационной безопасности. Она сочла необходимым её дальнейшее совершенствование адекватно возрастающей угрозе терроризма и разработала целый комплекс дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности США, обязательных как для аэропортов и авиакомпаний США, так и для иностранных авиакомпаний, осуществляющих полеты в США. Конгресс США выделил на эти цели свыше 1 млрд. долларов.

Территориальное и географическое положение, а также аэронавигационное обеспечение международных полетов гражданской авиации, ставит Россию в число неоспоримых и стратегических членов мирового авиационного сообщества. Россия не может устраниться от формирования и обеспечения мировой системы авиационной безопасности.

Авиационная безопасность гражданской авиации России осуществляется на основе следующих основных принципов:

· создания системы мер авиационной безопасности, обеспечивающих защиту отечественной гражданской авиации и адекватно реагирующей на ухудшение состояния авиационной безопасности как в России, так и в мире;

· соответствия нормативной правовой базы функционирования системы авиационной безопасности решаемым задачам в зависимости от их сложности. Приведения в соответствие с Воздушным кодексом РФ действующих нормативных правовых и организационно-распорядительных документов ГА и других министерств и ведомств РФ по вопросам обеспечения АБ;

· создания и внедрения современных технических средств обеспечения авиационной безопасности, а также использования их зарубежных аналогов;

· внедрения в отечественную систему авиационной безопасности Стандартов и Рекомендуемой практики международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области авиационной безопасности;

· государственной сертификации правил авиационной безопасности в отечественной гражданской авиации;

· экспертизы строящихся и реконструируемых проектов международных секторов (терминалов) в аэропортах России в соответствии с требованиями ИКАО;

· обеспечения интеграции отечественной авиационной безопасности в мировую систему авиационной безопасности.

ГЛАВА 3.