Это и есть программная музыка.
Модест Петрович Мусоргский. Цикл «Картинки с выставки».
Тема: ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА.
Урок №12
Различным инструментальным произведениям, будь то маленькая пьеса или большая симфония, композиторы нередко дают названия, поясняющее их содержание. Например, у Кабалевского есть детские пьесы для фортепиано: «Барабанщик», «Физкультурная игра», «Игра», «Походный марш», объединенные под общим названием «Из пионерской жизни». Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а исполнителям - лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки» - утверждал известный немецкий композитор Роберт Шуман.
Иногда, помимо названия,-композитор даёт произведению литературное предисловие в стихах или прозе - программу. В ней более или менее подробно излагается его содержание. В таких произведениях замысел композитора раскрывается не только средствами музыки. Говорит о нём также и название произведения или его программа.
Правдивые и фантастические истории, картины природы и изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведений литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях.
Идея создания цикла «Картинки с выставки» возникла у Мусоргского после посещения выставки произведений его друга - архитектора и художника Виктора Гартмана. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.
В феврале-марте 1874 года в Императорской академии была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий;
Своё произведение, рождённое под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман». Это была музыкальная «прогулка» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. К сожалению, не все произведения Гартмана сохранились, ведь на выставке они активно продавались, к тому же много своих работ Гартман дарил друзьям.
Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» импровизировались автором. Окончательно цикл был написан летом, всего за три недели, на высоком творческом подъёме.
Цикл «Картинки с выставки» состоит из 10 пьес [картин] и «Прогулки» пьесы, которая периодически повторяется и символизирует переход от одной картины к следующей. Меняется впечатление от картин - меняется характер очередной «Прогулки».
«Картинки с выставки» - это золотой фонд русской классики. Это действительно красочные живописные зарисовки, которые вот уже 150 лет никого из любителей классической музыки не оставляют равнодушными.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:
 * Прогулка* 1. «Гном»
* Прогулка* 1. «Гном»
 *Прогулка* 2. «Старый замок»
*Прогулка* 2. «Старый замок»
 *Прогулка* 3. «Тюильрийский сад»
*Прогулка* 3. «Тюильрийский сад»
 4. «Быдло»
4. «Быдло»
 *Прогулка* 5. «Балет невылупившихся птенцов»
*Прогулка* 5. «Балет невылупившихся птенцов»
 6. «Два еврея, богатый и бедный»
6. «Два еврея, богатый и бедный»
 *Прогулка* 7. «Лиможский рынок» («Большая новость»)
*Прогулка* 7. «Лиможский рынок» («Большая новость»)
 8. «Катакомбы», «С мертвыми на мертвом языке»
8. «Катакомбы», «С мертвыми на мертвом языке»
 9. «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»)
9. «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»)
 10. «Богатырские ворота» («В стольном граде во Киеве»)
10. «Богатырские ворота» («В стольном граде во Киеве»)