Учитель и детская общественная организация

 

Проблема их взаимоотношений всегда стояла перед педагогикой и советской школой. В настоящее время она особенно обострилась в ходе перестройки всех социально-политических, экономических, культурных процессов. Суммируя разнообразные аспекты этих обсуждений, можно выдвинуть несколько наиболее принципиальных моментов, определяющих позицию учителя в отношении к пионерской организации детей.

Позиция первая. Детская общественная организация должна существовать! Организация детей имеет огромный исторический опыт не только в нашей, но во многих странах мира. Это наиболее удачная, эффективная форма объединения детей.

Позиция вторая. Целью существования детской организации должна быть деятельность, направленная на удовлетворение главных потребностей формирующейся личности: а) обеспечить насыщенное, полноценное общение с людьми, близкими по духу, интересам, целям; б) получить именно те знания, которые для ребенка имеют особую ценностную значимость; в) овладеть теми умениями, навыками, которые наиболее полно отражают потребность ребенка в ценностных видах деятельности.

Таким образом, дети не являются членами политической организации, входят в объединение детей по общечеловеческим признакам единства целей, интересов, содержания деятельности. Их девиз остается прежним: «Будь готов!» К чему? Здесь уместно напомнить, что движение бойскаутов, возникшее задолго до пионерского и имеющее широкое распространение в европейских странах, на этот же самый вопрос дает такой ответ: «Быть готовым к милосердию, к добру, к защите, к помощи нуждающимся». Очевидно, и в пионерской организации эти девизы могут быть приемлемы. С этих позиций целесообразно именовать пионеров членами не организации, а движения.

Позиция третья. Главное содержание деятельности - овладение на практике самыми разными умениями в полезных и нужных делах. Дело должно объединять членов детского движения, а не обсуждения, заседания, мероприятия, намеченные взрослыми или проводимые формально, для отчета. Можно напомнить, что члены бойскаутского движения овладевают от 70 до 350 умениями. Ценность, достоинство члена этой организации определяется не поощрениями, благодарностями, а количеством умений и качеством их исполнения.

Позиция четвертая. Вступление в члены детского движения может быть коллективным и индивидуальным. Возраст членов детской организации не ограничивается ничем. То есть в пионеры могут вступать и первоклассники, и десятиклассники, если сочтут деятельность этой организации для себя приемлемой и полезной. В бойскаутском движении считают себя его членами люди семидесяти и более лет. Их объединяют не только форма, но и социальная принадлежность, единство интересов и дел. Ритуалы, форма, девизы, построения, знаки отличия должны быть сохранены обязательно, но не исключается и создание новых видов для каждой конкретной организации, движения.

Позиция пятая. Отряды детского движения могут создаваться как по месту учебы (класс, группа), так и жительства. Роль взрослых, учителей, родителей и др. - консультативно-инструктивная. Взрослые показывают, учат, помогают. Естественно, каждый учитель должен сам многое уметь, чтобы стать лидером детей в этом движении.

Задача школы - создать материально-технические условия для того, чтобы обучение действительно давало конкретные результаты.

 

Глава 5. Общая характеристика старшего детства

 

Это период развития (15-18 лет), для которого характерно:

- сохранение материальной, эмоционально-комфортной функции семьи; усиление ее роли в самоопределении на будущее; возрастание возможности школьника в удовлетворении части материальных потребностей;

- сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей; значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания;

- значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды; формирование полной юридической дееспособности;

- замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.