Процедура удовлетворения требования кредитора
Лекция № 52. Банковская гарантия
Банк (иное кредитное учреждение или страховая организация) – гарант – дают по просьбе другого лица – принципала – письменное обязательство уплатить кредитору принципала – бенефициару – денежную сумму при представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Виды гарантий:
- гарантия платежа
- гарантия поставки
- гарантия возврата авансовых платежей
- налоговые, таможенные, судебные гарантии
Особенности:
· Банковская гарантия представляет собой одностороннюю сделку
· Субъектами являются – банк, кредитное учреждение, страховая организация
· Существенными условиями гарантии являются срок, на который она выдана и денежная сумма, которой ограничивается ответственность гаранта.
· За предоставление гарантии банк получает от принципала (должника) вознаграждение.
· Выданная гарантия не может быть отозвана гарантом.
· Банковская гарантия не зависит от основного обязательства, и должна быть исполнена в любом случае по требованию бенефициара.
· Право требование бенефициара не может быть передано другому лицу, если иное не предусмотрено в гарантийном договоре.
· Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не предусмотрено в гарантийном договоре.
Требования бенефициара об уплаты гарантии должно быть:
- в письменной форме
- с указанием на нарушение принципалом основного обязательства
- с приложением необходимых документов
- до истечения срока действия гарантии
Рассмотрение гарантом требования бенефициара:
- уведомить и направить копии требований бенефициара принципалу
- рассмотреть требования в разумный срок и проявить разумную заботливость
- требовать предоставления всех необходимых документов
Гарант может отказать в удовлетворении требования бенефициара:
- требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии
- требование или приложенные к нему документы представлены гаранту по окончании срока гарантии
При отказе в удовлетворении требования бенефициара гарант немедленно уведомляет его об этом.
Перечень оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара является исчерпывающим.
Если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство исполнено или прекратилось по другим основания, он незамедлительно уведомляет об этом принципала и бенефициара, а получив повторное требование бенефициара обязан удовлетворить его.
Пределы ответственности гаранта:
- ответственность по обязательству, обеспеченному банковской гарантией ограничивается суммой, на которую выдана гарантия
- ответственность гаранта за неисполнение своего обязательства не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия
При удовлетворении требования бенефициара гарант вправе требовать возмещения уплаченной суммы от принципала. Суммы, уплаченные не в соответствии с условиями гарантии требовать от принципала гарант не вправе.
Прекращение банковской гарантии:
· уплата бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
· окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана;
· отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
· отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.
Если гаранту стало известно о прекращении гарантии, он обязан немедленно уведомить об этом принципала.