Процедура удовлетворения требования кредитора

Лекция № 52. Банковская гарантия

 

Банк (иное кредитное учреждение или страховая организация) – гарант – дают по просьбе другого лица – принципала – письменное обязательство уплатить кредитору принципала – бенефициару – денежную сумму при представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Виды гарантий:

- гарантия платежа

- гарантия поставки

- гарантия возврата авансовых платежей

- налоговые, таможенные, судебные гарантии

 

Особенности:

· Банковская гарантия представляет собой одностороннюю сделку

· Субъектами являются – банк, кредитное учреждение, страховая организация

· Существенными условиями гарантии являются срок, на который она выдана и денежная сумма, которой ограничивается ответственность гаранта.

· За предоставление гарантии банк получает от принципала (должника) вознаграждение.

· Выданная гарантия не может быть отозвана гарантом.

· Банковская гарантия не зависит от основного обязательства, и должна быть исполнена в любом случае по требованию бенефициара.

· Право требование бенефициара не может быть передано другому лицу, если иное не предусмотрено в гарантийном договоре.

· Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не предусмотрено в гарантийном договоре.

Требования бенефициара об уплаты гарантии должно быть:

- в письменной форме

- с указанием на нарушение принципалом основного обязательства

- с приложением необходимых документов

- до истечения срока действия гарантии

Рассмотрение гарантом требования бенефициара:

- уведомить и направить копии требований бенефициара принципалу

- рассмотреть требования в разумный срок и проявить разумную заботливость

- требовать предоставления всех необходимых документов

Гарант может отказать в удовлетворении требования бенефициара:

- требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии

- требование или приложенные к нему документы представлены гаранту по окончании срока гарантии

При отказе в удовлетворении требования бенефициара гарант немедленно уведомляет его об этом.

Перечень оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара является исчерпывающим.

Если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство исполнено или прекратилось по другим основания, он незамедлительно уведомляет об этом принципала и бенефициара, а получив повторное требование бенефициара обязан удовлетворить его.

Пределы ответственности гаранта:

- ответственность по обязательству, обеспеченному банковской гарантией ограничивается суммой, на которую выдана гарантия

- ответственность гаранта за неисполнение своего обязательства не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия

При удовлетворении требования бенефициара гарант вправе требовать возмещения уплаченной суммы от принципала. Суммы, уплаченные не в соответствии с условиями гарантии требовать от принципала гарант не вправе.

Прекращение банковской гарантии:

· уплата бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;

· окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана;

· отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;

· отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

Если гаранту стало известно о прекращении гарантии, он обязан немедленно уведомить об этом принципала.