Зоны личного пространства
Дистанция | Расстояние | Собеседники | Ситуация |
Интимная | 0 - 45 см | Родители, дети, влюб- | Доверительное, интим- |
ленные | ное общение | ||
Личная | 40 см - 1,5 м | Друзья, родственники | Обсуждение личных проблем |
Социальная | 1,5-2м | Коллеги, знакомые | Обмен новостями |
Формальная | 2-3 м | Начальники, подчиненные, деловые партнеры | Переговоры |
Публичная | Свыше 3 м | Лектор, аудитория | Избежание реального общения |
Грамотное использования знаний о личном пространстве, предполагает знание следующих закономерностей.
1. Не стоит начинать общение с публичной зоны.
2. Первые фразы следует начинать говорить с личной или социальной зоны.
3.Изменять дистанцию необходимо постепенно, не «перепрыгивая» через зоны.
Важным аспектом хорошего общения является отсутствие коммуникативных барьеров (герменевтический, артикуляционный, сленговый, стилистический).
Герменевтический барьер- это когда люди не понимают смысла сказанного, возможно, что не знают значения слов, возможно из-за разницы в толковании, возможно из-за привнесения различных смыслов в понятия.
Артикуляционный барьеротносится к дефектам речи, плохой дикции, нарушениям звукопроизношения.
Сленговый барьеробнаруживается при встрече людей различных сред, использующих профессиональный, возрастной, субкультурный жаргон.
Стилистический барьерне будет преодолен, если не начать разговаривать с человеком на понятном ему языке. Это может касаться репрезентативных систем восприятия, когда одним бывает более доступна звуковая, другим - зрительная, а третьим - чувственная информация или доминирование полушарий также сопровождается ведущим типом репрезентации. Для одних (правополушарных) - это необходимость эмоциональной окраски, ярко выраженного отношения к информации, для левополушарных необходима четкая логика, стройная аргументация, полная доказательность информационного сообщения.
Завершая разговор о коммуникативной стороне общения, уместно будет вспомнить слова Ю. М. Лотмана, о том, что интеллигентный человек тот, кто разговаривает с каждым на понятном ему языке. Для педагога важно не только быть понятым, но и давать ученикам возможность видеть горизонт, т. е, образцы того, куда можно идти, чему научиться, чего достичь в областиинформационных обменов.