Зоны личного пространства

 

Дистанция Расстояние Собеседники Ситуация
Интимная 0 - 45 см Родители, дети, влюб- Доверительное, интим-
    ленные ное общение
Личная 40 см - 1,5 м Друзья, родственники Обсуждение личных проблем
Социальная 1,5-2м Коллеги, знакомые Обмен новостями
Формальная 2-3 м Начальники, подчинен­ные, деловые партнеры Переговоры
Публичная Свыше 3 м Лектор, аудитория Избежание реального общения

Грамотное использования знаний о личном пространстве, предполагает знание следующих закономерностей.

1. Не стоит начинать общение с публичной зоны.

2. Первые фразы следует начинать говорить с личной или социальной зоны.

3.Изменять дистанцию необходимо постепенно, не «перепрыгивая» через зоны.

Важным аспектом хорошего общения является отсутствие коммуникативных барьеров (герменевтический, артикуляционный, сленговый, стилистический).

Герменевтический барьер- это когда люди не понимают смысла сказанного, возможно, что не знают значения слов, возможно из-за разницы в толковании, возможно из-за привнесения различных смыслов в понятия.

Артикуляционный барьеротносится к дефектам речи, плохой дикции, нарушениям звукопроизношения.

Сленговый барьеробнаруживается при встрече людей различных сред, использующих профессиональный, возрастной, субкультурный жаргон.

Стилистический барьерне будет преодолен, если не начать разговаривать с человеком на понятном ему языке. Это может касаться репрезентативных систем восприятия, когда одним бывает более доступна звуковая, другим - зрительная, а третьим - чувственная информация или доминирование полушарий также сопровождается ведущим типом репрезентации. Для одних (правополушарных) - это необходимость эмоциональной окраски, ярко выраженного отношения к информации, для левополушарных необходима четкая логика, стройная аргументация, полная доказательность информационного сообщения.

Завершая разговор о коммуникативной стороне общения, уместно будет вспомнить слова Ю. М. Лотмана, о том, что интеллигентный человек тот, кто разговаривает с каждым на понятном ему языке. Для педагога важно не только быть понятым, но и давать ученикам возможность видеть горизонт, т. е, образцы того, куда можно идти, чему научиться, чего достичь в областиинформационных обменов.