Строение сонатной формы.

ЖАНР СОНАТЫ.

Тема: СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ.

Урок №9

Сонатно-симфонический цикл — это циклическая музыкальная форма произведения. Это: соната, симфония, концерт, трио, квартет и т. д.

В сонатно-симфоническом цикле хотя бы одна из частей (обычно первая) должна бать написана в сонатной форме.

Сонатная форма отличается от сюитного цикла (сюиты) бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития.

Сонатно-симфонический цикл является самой крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны и небольшие, камерные произведения, и огромные по масштабу и времени звучания (в жанре симфонии).

Количество частей:

Три части – соната и концерт;

Четыре части – симфония, квартет.

Иногда цикл может состоять из двух частей (некоторые сонаты и сонатины Бетховена, Неоконченная симфония Шуберта). У композиторов болем позднего периода очень редко встречаются 5-частные и 6-частные симфонии (у Берлиоза, Чайковского, Скрябина, Шостаковича).

Темповое соотношение частей:

Темповое соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется правилу чередования медленных и подвижных частей, иначе нарушится единство цикла.

1 часть – напряженно-действенная;

2 часть – лирическая, медленная;

3 часть – танцевальная (менуэт или скерцо);

4 часть – подвижно-обобщающая (финал).

В трехчастном цикле принято такое соотношение: быстрая – медленная – быстрая. Иногда средняя часть написана в форме менуэта или скерцо.

Тональное соотношение частей:

Тональное единство – главная черта сонатно-симфонического цикла:

Крайние части (1 и 4, или 1 и 3) всегда написаны в главной тональности, либо последняя — в одноименной главной. Иногда, если 1часть написана в минорной тональности – последняя обязательно будет в одноимённом мажоре. Для усиления контраста и утверждения главной тональности хотя бы одна из средних частей пишется в иной тональности (субдоминанты, доминанты, параллельной).

Форма частей:

Самое обязательное правило – сонатная форма для 1-й части и сложнаятрёхчастная для 3-й части.

Менее строгие правила для финала – это может быть большое рондо, рондо-соната, вариации.

 

Наибольшая свобода допускается в медленной части – здесь возможны и малое рондо, и сложная трёхчастная форма, и вариации, и сонатная форма.

Так как 1-я часть сонаты и симфонии всегда написана в быстром темпе, сонатную форму часто называют формой сонатного Allegro.

Три обязательных раздела в сонатной форме:

· Экспозиция (показ тем) – состоит из Главной и Побочной партии;

· Разработка – обе темы развиваются, разрабатываются различными способами (дробление, варьирование, смена тональностей, регистров, ритмическое обострение, усиление контраста тем);

· Реприза – повторение экспозиции, но теперь все темы звучат в основной тональности.

Необязательные, дополнительные разделы:

· Медленное вступление;

· Связующая партия между Главной и Побочной;

· Заключительная тема перед разработкой;

· Кода в конце репризы – заключительная тема, утверждающая тональность и основной характер всей части.

 

Жанр классической сонаты, симфонии и квартета окончательно сформировался и достиг совершенства в 18 веке,

в творчестве венских классиков