Рефрен Эпизоды
Тема Вариации
А а1 а2 а3 а4…….
Вариации зародились в народном творчестве: народные исполнители обычно повторяют свои напевы в несколько измененном виде. В музыкальной литературе вариации появились в XV в. и получили развитие в XVI—XVIII вв., особенно в сочинениях для клавесина и органа (Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель). До настоящего времени вариации — одна из самых распространенных форм. Она встречается в виде отдельных произведений и как часть циклических форм — сюит, сонатных циклов. Вариации пишутся на авторские темы и на темы народных песен, а также на темы других композиторов. Произведения такого жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". Способы развития разнообразны, среди них - мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония).
В форме вариаций часто сочиняются некоторые оперные номера.
В разные эпохи существовали свои разновидности вариаций, но во всех тема повторялась с различными изменениями в фактуре, ладу, тональности, гармонии, тембре и т.д.
1. В XVI веке в европе модные тогда танцы пассакалья и чакона писались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу. Такие вариации называют старинными, или basso ostinato (лат. – неизменный бас).
В русской музыке часто встречаются вариации, в которых мелодия – одна и та же, а сопровождение меняется. Они называются сопрано остинато, или «глинкинские» вариации,так как впервые их использовал М.И.Глинка в своей опере «Руслан и Людмила». Позже их применили в своих произведениях А.П.Бородин (опера «Князь Игорь», хор «Улетай на крыльях ветра»), М.Равель («Болеро») и Д.Шостакович (симфония №7, тема фашистского нашествия).
2.В XVIII веке в Европе сложились строгие, или классические вариации. В них сохраняются общие контуры темы, её форма и гармония. Меняются мелодия лад, тональность и фактура (В.А.Моцарт, соната №11 1ч).
3. Свободные, или романтические вариации появились в конце XIX века. В них тема меняется до неузнаваемости и угадывается лишь по небольшим мотивам, оборотам и гармониям.
4.Частов музыке встречаются вариации на две темы, которые варьируются поочерёдно. Такие вариации называются двойными. (И.Глинка, «Камаринская», Й.Гайдн, симфония №103, 2ч).
Рондо (франц. – круг)– музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами:
A B A C A...
В старину по кругу водили народные песни – хороводы. Музыка хороводов строилась на чередовании постоянного, неизменного припева с изменяющимся запевом. Это была куплетная форма (запев + припев). Из их чередования и возникла форма рондо.
Тема, которая постоянно повторяется – рефрен, она должна прозвучать не менее трёх раз и быть простой формы: период, простая двухчастная форма, простая трёхчастная форма.
Построения, звучащие между рефренами – это эпизоды, каждый раз новый музыкальный материал, часто контрастные рефрену.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:
_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:
- __________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________