Действия бухгалтера при реорганизации и ликвидации организации. Особенности составления отчетности при реорганизации и ликвидации организации

Формы реорганизации предприятия могут быть различными: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование по решению учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

Реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц может производиться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Для государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, коммерческие и некоммерческие организации представляют в регистрирующий орган:

заявление с указанием этих изменений и дополнений;

копию решения о внесении изменений и дополнений в учредительные документы;

оригиналы либо копии изменений или дополнений (в двух экземплярах), которые оформляются в виде приложений к учредительным документам, нотариально засвидетельствованные, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется;

оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования такой организации или ее реорганизации;

документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по новому месту нахождения;

платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, и заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд;

платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию указанных изменений и дополнений.

На дату реорганизации предприятия составляется бухгалтерская отчетность, в т.ч. бухгалтерский баланс, налоговые расчеты по результатам деятельности реорганизуемого предприятия. Перед составлением заключительной отчетности проводится инвентаризация имущества и расчетов, составляются акт сверки расчетов по всем дебиторам и кредиторам, по результатам инвентаризации расчетов принимаются меры по ликвидации дебиторской и кредиторской задолженностей. Все кредиторы должны быть письменно оповещены о предстоящей реорганизации и сообщена дата, до которой принимаются претензии к ликвидируемой организации.

Реорганизация предприятия заканчивается составлением разделительных балансов, в которых отражается стоимость передаваемого имущества и незаконченные расчеты.

Выделенным на отдельный баланс предприятиям передаются все дела по профилю их деятельности, личные дела и лицевые счета перешедших работников.

Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению учредителей, хозяйственного суда, регистрирующего органа. При ликвидации коммерческой организации по решению учредителей в регистрирующий орган представляются:

заявление о ликвидации;

решение о ликвидации;

сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

сведения о порядке и сроках ликвидации.

Регистрирующий орган в пятидневный срок представляет Министерству юстиции Республики Беларусь сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.

При ликвидации коммерческой организации регистрирующий орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, в 10-дневный срок создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством. В состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты и юристы. Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа.

Регистрирующий орган назначает председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) из числа ее членов. Председателем ликвидационной комиссии не могут быть собственники имущества (учредители, участники), руководитель ликвидируемой коммерческой организации.

С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор), созданная регистрирующим органом, в соответствии с законодательством:

помещает в газете «Рэспублiка» сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;

составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;

уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации коммерческой организации;

принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;

сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;

оценивает имущество ликвидируемой коммерческой организации;

рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;

обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;

утверждает смету расходов по ликвидации коммерческой организации, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы;

составляет в установленном порядке ликвидационный баланс, в том числе промежуточный, и представляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом о работе ликвидационной комиссии;

осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовым, гражданско-правовым договорам, выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой коммерческой организации;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.

Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ее собственнику (учредителям, участникам). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его.

Расходы, связанные с ликвидацией юридического лица по решению регистрирующего органа, производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке, а при отсутствии указанных средств – возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, поступивших в качестве регистрационного сбора за государственную регистрацию, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации коммерческой организации:

копию публикации в газете «Рэспублiка»;

печати и штампы организации либо заявления учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;

документ, подтверждающий закрытие расчетного (текущего) и иных счетов в банках;

отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора);

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственниками имущества (учредителями, участниками), а в случае, если коммерческая организация ликвидирована по решению регистрирующего органа, – подписанный ликвидационной комиссией и утвержденный регистрирующим органом;

подлинник свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;

справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о расчетах с бюджетом Фонда;

справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;

справку соответствующего территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников.

В случаях, установленных законодательством, коммерческие организации могут быть ликвидированы в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии.

Порядок ликвидации некоммерческих организаций регулируется иным образом.

На основании документов, представленных ликвидационной комиссией, регистрирующий орган принимает решение об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня вынесения данного решения представляет в Министерство юстиции сведения для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, органы государственной статистики.

Министерство юстиции вносит запись об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения.

Коммерческая организация считается ликвидированной с даты внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.