Международные нормативные акты

Основы взаимодействия и координации действий в сфере борьбы с таможенными правонарушениями государств-участников заложены в Соглашении о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года.

Одним из наиболее значимых соглашений, регулирующих железнодорожные перевозки, является Соглашение о железнодорожных перевозках (Соглашение КОТИФ) – принято в мае 1980 года в Берне.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) создана в 1944 году. Она устанавливает международные стандарты и правила, необходимые для надежности, безопасности, эффек­тивности и регулярности работы воздушного транспорта, и служит посредником в сотрудничестве входящих в нее 185 государств во всех областях гражданской авиации. ИКАО поощряет конструирование и эксплуатацию гражданских самолетов и создание авиалиний, аэропор­тов и навигационного оборудования, а также удовлетворение потреб­ности пассажиров в безопасных, регулярных, эффективных и эконо­мичных воздушных перевозках, упрощая таможенные, иммиграцион­ные, санитарные правила и другие формальности.

Организация Объединенных Наций по вопросам образова­ния, науки и культуры (ЮНЕСКО) создана в 1946 году в целях построения прочного мира, основанного на интеллектуальном и моральном единении человечества. Сфера ее деятельности охватывает образование, естественные, социальные и гуманитарные науки, культуру и коммуникации. Программа направлена на поддержание куль­туры мира, устойчивого развития и развития человека. Она сотрудни­чает более чем с 395 неправительственными организациями и фон­дами, а также с международными и региональными объединениями. ЮНЕСКО отмечает необходимость борьбы с незаконным перемеще­нием культурных ценностей, наносящим значительный ущерб куль­турному наследию: ЮНЕСКО подготовлена программа, ос­нованная на Конвенции по мерам запрещения и предотвращения неза­конного ввоза, вывоза и перемещения объектов культурных ценностей (1970). К Конвенции присоединилось 88 государств.

Среди приоритетных областей деятельности Комиссии – охрана окружающей среды, транспорт, статистика, содействие торговле, промышленность, сельское и лесное хозяйство, жилищный вопрос, строительство и планирование. Комиссия предпринимает действия, направленные на оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в переходе к рыночной экономике, руководствуясь концепцией устойчивого развития.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) создана в 1947 году для помощи в экономическом восстановлении Европы и укрепления экономических отношений европейских стран между собой и с другими странами мира. На сегодняшний день ЕЭК ООН включает 54 страны Европы и Северной Америки, а также Израиль.

Можно констатировать, таким образом, что Всемирная таможенная организация стала за последние годы подлинным центром сотрудничества государств и меж­дународных организаций в вопросах правотворческой и пра­воприменительной деятельности в сфере международных отношений, таможенных дел государств.

Всемирная таможенная организация посредством комитетов оказывает содействие своим членам во внедрении в практику таможенного регулирования Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи по предотвращению, расследованию и пресечению таможенных правонарушений.

На сессиях Политическая комиссия рассматривает такие вопросы, как: аренда помещений штаб-квартиры Всемирной таможенной организации, реструктуризация Генерального секретариата, принятие новых членов Всемирной таможенной организации, активность членов, пересмотр процедуры присоединения, размер ставки членского взноса, формирование бюджета организации и другие во­просы.

Политическая комиссия выступает в роли внутренней динамичной группы, призванной рассматривать и давать консультации по важнейшим вопросам деятельности Всемирной таможенной организации. Шесть членов Политической комиссии представляют интересы различных регионов. Представители регионов – одновременно заместители председателя Политической комиссии.

Место расположения Генерального секретариата в соответствии с Конвенцией о Совете – Брюссель. Штат международных служащих – около 110 человек, из которых 30 набираются из таможен­ных администраций стран-членов.

В соответствии с положениями Конвенции о Совете Гене­ральный секретариат Всемирной таможенной организации призван содействовать работе Совета. Со­вет назначает генерального секретаря и заместителя генерального секретаря и определяет их функции, задачи, условия службы и долж­ностные обязанности, а также одобряет штат служащих и должност­ные инструкции.

Расходы Совета и Секретариата обеспечиваются ежегодными взносами согласно установленной квоте, в соответствии с которой размер взноса каждой страны-участницы определяется в зависимости от ее доли в расходах ООН. Бюджет организации исчисляется в бельгийских франках и составляет примерно 330 млн франков в год.

Решения Совета принимаются большинством в две трети голосов присутствующих и имеющих право голоса членов. Совет не при­нимает решение по любому вопросу, если присутствует менее поло­вины членов Совета, имеющих право голоса по данному вопросу.

Совет Всемирной таможенной организации – это высший пленарный сессионный орган, в котором представлены все Договаривающиеся Стороны Конвенции. При голосовании в Совете используется принцип «одна страна – один голос». Обычно роль представителей Договаривающихся Сторон выполняют руководители таможенных служб. Совет собирается не менее двух раз в году. Помимо делегатов стран-членов, на заседаниях Совета могут присутствовать в качестве наблюдателей представители стран-нечленов и международных организаций. Совет ежегодно избирает из числа делегатов – членов организации, Председателя Совета и не менее двух его заместителей.

Функции Совета заключаются в подготовке проектов конвен­ций и поправок к конвенциям; разработке рекомендаций по их единообразному толкованию и применению, рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций; распространении среди стран-участниц информации по таможенному регулированию и процедурам; исследовании технических аспектов таможенных систем; подготовке рекомендаций по отдельным конкретным таможенным во­просам; сотрудничестве с другими межправительственными организа­циями по вопросам, входящим в его компетенцию. Совет имеет право запрашивать любую информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций, при условии, что эта информация не является секретной и не затрагивает интересы государства или какого-либо предприятия.

Конвенция о создании Совета предусматривает возможность присоединения к ней любого государства путем простой процедуры: документ о присоединении должен быть депонирован в Министерстве иностранных дел Бельгии.

Структура Генерального секретариата:

¾ офис генерального секретаря, в который входят генеральный секретарь, его заместитель, секретари, начальник кабинета;

¾ подразделения административных служб: издательская служба, общий отдел, перевод, французская секция, английская сек­ция;

¾ финансовая служба;

¾ директораты: по номенклатуре и классификации, по таможенной оценке, по таможенным процедурам.

Политическая комиссия дает предварительную оценку теку­щей ситуации и может выражать ее положительную оценку или отрицательное мнение по поводу представленных другими органами предложений; в ее компетенцию входит выработка предложений этим органам по различным вопросам деятельности Всемирной таможенной организации.

Технические комитеты – это специализированные рабочие органы, посредством которых функционирует Всемирная таможенная организация. Деятельность комитетов осуществляется в форме сессий, на которых присутствуют должностные лица таможенных администраций членов Всемирной таможенной организации. Представители крупнейших международных организаций и страны-нечлены могут присутствовать и участвовать в работе в качестве наблюдателей.

В компетенцию технических комитетов входит рассмотрение вопросов таможенного дела: оценка товаров в таможенных целях; определение страны происхождения товаров; использование таможенными органами компьютерных технологий; таможенные требования к международным контейнерным перевозкам; защита культурных ценностей, объектов флоры и фауны; международные транспортные перевозки и т. д.

В сфере регулирования таможенных правоотношений под эгидой Всемирной таможенной организации были подписаны и вступили в силу следующие международные многосторонние договоры (конвенции):

¾ Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 4 ноября 1952 года;

¾ Конвенция о номенклатуре товаров для классификации това­ров в таможенном тарифе (всту­пила в силу 11 сентября 1959 года) и Протокол с дополнениями к ней;

¾ Конвенция о таможенной оценке товаров для таможенных це­лей от 28 июля 1953 года;

¾ Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 1 января 1988 года;

¾ Таможенная конвенция о карнетах ECS для коммерческих образцов от 3 октября 1957 года;

¾ Таможенная конвенция о временном ввозе упаковки от 15 марта 1962 года;

¾ Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования от 1 июля 1962 года;

¾ Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях от 13 июля 1962 года;

¾ Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза от 30 июля 1963 года;

¾ Таможенная конвенция относительно предметов быта моряков от 11 декабря 1965 года;

¾ Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования от 15 марта 1962 года;

¾ Таможенная конвенция о временном ввозе дидактических материалов от 10 сентября 1971 года;

¾ Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI) подписана 7 июля 1971 года;

¾ Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), вступила в силу 25 сен­тября 1980 года, новая редакция открыта для подписания с 1999 года;

¾ Международная конвенция о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробийская конвенция) от 21 мая 1980 года;

¾ Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) от 27 ноября 1993 года.

Республика Беларусь – член Всемирной таможенной организации с 16 декабря 1993 года и по ее критериям является активным членом организации. Наша страна присоединилась к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества путем принятия постановления правительства. Интересы республики в организации представляет Государственный таможенный комитет.

Членство Беларуси в Всемирной таможенной организации положительно влияет на развитие таможенного дела в республике. Все материалы, разработанные комитетами и рабочими группами организации, поступают в Государственный та­моженный комитет и используются при подготовке как национальной нормативной базы, так и международных договоров. Наибольший ин­терес для таможенных органов представляет участие в работе Коми­тета по борьбе с таможенными правонарушениями, Комитета по Гармо­низированной системе, Постоянного технического комитета и Рабочей группы по обучению. В результате подписания Договорного письма и Соглашения между Государственным таможенным комитетом Рес­публики Беларусь, Всемирной таможенной организацией и программой ООН по контролю за наркоти­ками на средства этих организаций в Государственном таможенном коми­тете создан центр по сбору и обмену информацией о контрабанде нар­котических средств, который входит в систему информационного взаимодействия (РИЛО) для стран Центральной и Восточной Европы. Государственным таможенным комитетом формируется библиотека официальных изданий Всемирной таможенной организации.

Рабочая группа по таможенным вопросам ЕЭК ООН проводит заседания в Женеве и учреждена как вспомогательный орган Экономического и Социального совета ООН. Она была организована с целью создания активного международного аппарата, занимающегося разработкой и претворением в жизнь унифицированных таможенных систем, развитием и совершенствованием таможенной техники, таможенного законодательства государств, упрощения таможенных формальностей на границах.

Республика Беларусь участвует в деятельности ЕЭК ООН. Головным министерством по вопросам взаимодействия с ЕЭК ООН определено Министерство экономики Республики Беларусь.

В области воздушного транспорта действует большое количество международных организаций, в том числе:

¾ международный союз авиационных страховщиков (МСАС) – создан в 1934 году;

¾ Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) – основана в 1945 году;

¾ Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) – основана в 1954 году;

¾ Международная ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) – учреждена в 1971 году.

Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года, к которой Республика Беларусь присое­динилась 4 июля 1993 года.

Всемирный почтовый союз (ВПС) учрежден Бернским договором 1874 года, а в 1948 году союз стал специализированным учреждением ООН. ВПС насчитывает в своем составе 189 стран-участ­ниц и служит основным органом сотрудничества почтовых служб, консультирует, выступает посредником и оказывает техническую по­мощь. Среди его основных задач – содействие развитию ВПС, росту объема почтовых отправлений путем внедрения современных средств доставки и новых видов почтовой продукции, повышение качества почтовых услуг, предлагаемых клиентам. Тем самым ВПС выполняет свою главную миссию – содействовать развитию коммуникации ме­жду всеми народами мира. ВПС устанавливает тарифные ставки, мак­симальный и минимальный вес, предельные размеры и условия приня­тия корреспонденции, включающей срочные и несрочные отправле­ния, письма и аэрограммы, открытки, печатные материалы и неболь­шие бандероли. ВПС также предписывает методы исчисления и взима­ния транзитных сборов (для корреспонденции, проходящей через тер­риторию одной или нескольких стран). Высшим органом союза является Всемирный почтовый конгресс.

Существенную роль в формировании и развитии норм международного морского права играют следующие международные органи­зации:

¾ Международный союз морского страхования (МСОМС) – основан в 1874 году;

¾ Международный морской комитет (ММК) – образован в 1897 году;

¾ Международная морская организация (ИМО) – основана в 1958 году.

¾ Конвенция ООН по морскому праву 1982 года является одним из важнейших достижений мирового сообщества и образно названа «хартией морей».

В области морских перевозок грузов наиболее крупными транспортными конвенциями являются:

¾ Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 года;

¾ Конвенция ООН о морской перевозке грузов от 30 марта 1978 года (сокращенно – Гамбургские правила).

Международная морская организация (ИМО), созданная в 1958 году и начавшая функционировать в 1959 году, является единственным учреждением ООН, занимающимся исключительно безопасностью судоходства и чистотой океанов. Главная цель органи­зации – способствовать сотрудничеству между правительствами по техническим вопросам международного судоходства для достижения максимально высокого уровня безопасности на море и повышения мастерства кораблевождения. ИМО содействует охране морской среды, предотвращая загрязнение моря судами и другими плавучими объек­тами.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), основанное в 1957 году как автономное учреждение под эгидой ООН, служит центральным мировым межправительственным форумом научного и технического сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии. Агентство оказывает своим 127 государствам-членам техническую помощь в разработке самостоятельных научных программ в области ядерной энергии. Деятельность агент­ства почти наполовину сосредоточена на программах, которые можно применить в таких областях, как пищевая промышленность и сельское хозяйство, здравоохранение, промышленность.

В 2000 году Республика Беларусь стала членом Группы ядер­ных поставщиков, что явилось признанием вклада страны в ядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-тех­нического потенциала и соответствия национальной системы экспорт­ного контроля самым высоким мировым стандартам. Республика Бе­ларусь, являясь членом Договора о нераспространении ядерного ору­жия, получит ряд преимуществ, присоединившись к Комитету Цангера (вопрос о присоединении решается на данный момент).

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создана в 1970 году. Ее цели заключаются в содейст­вии охране интеллектуальной собственности во всем мире на основе сотрудничества 169 государств-членов и обеспечении сотрудничества административных органов союзов, созданных для охраны интеллек­туальной собственности. ВОИС управляет 19 «союзами», или договорами, охватывающими основные аспекты интеллектуальной собственности начиная с 1880-х годов. Главные из этих союзов следующие:

–– Парижский (Международный союз по охране промышлен­ной собственности) – Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 года;

¾ Бернский (Международный союз по охране литературных и художественных произведений) – Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года.

Международные организации в сфере автомобильных и железнодорожных перевозок:

¾ Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК) – основана в 1884 году;

¾ Международный союз по пассажирским и багажным вагонам (МСПВ) – создан в 1889 году;

¾ Центральное бюро международных железнодорожных сообщений (ЦБМЖС) – учреждено в 1889 году;

¾ Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ) создан в 1902 году;

¾ Европейский союз по железнодорожным перевозкам (ЕСЖП) – создан в 1950 году.

В развитии международных автомобильных перевозок важная роль принадлежит таким организациям, как:

¾ Международная организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП) – создана в 1901 году;

¾ Международная автодорожная федерация (ФИА) – основана в 1904 году;

¾ Международный союз водителей грузовиков дальнего следования – создан в 1957 году.

Соглашения, регулирующие международные перевозки:

¾ Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года;

¾ Таможенная конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП от 15 января 1959 года (в 1978 году вступила в силу новая редакция данной конвенции, именуемая сокращенно Конвенция МДП-ТИР);

¾ Международная конвенция о согласовании условий проведе­ния контроля грузов на границах от 21 октября 1982 года.

 

Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, СНГ

 

Союзное государство Беларуси и России. Подписанное 6 января 1995 года Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Таможенного союза послужило делу ин­теграции экономик двух государств с учетом государственного суве­ренитета Республики Беларусь. Таможенный союз между Россией и Беларусью, к которому присоединились Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, стал естественным промежуточным итогом интеграци­онных процессов между двумя странами.

За прошедшие годы Республикой Беларусь и Российской Федерацией практически унифицировано таможенное законодательство, созданы Таможенный комитет Союзного государства и его Коллегия, рассматривающая широкий круг вопросов в таможенной сфере, в том числе и вопросы организации борьбы с таможенными пра­вонарушениями.

Сотрудничество с правоохранительными органами Российской Федерации реализуется по ряду направлений, среди которых: создание и совершенствование нормативной базы, проведение совместных организационно-практиче­ских мероприятий; информационное и научное обеспечение; кадровое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение.

Вопросы сотрудничества в таможенной сфере получили дальнейшее развитие после подписания Договоров об образовании Сооб­щества Беларуси и России от 2 апреля 1996 года, об образовании Союза Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.

15 июня 1999 года в г. Минске в рамках межправительствен­ных Соглашений между Республикой Беларусь и Российской Федера­цией руководителями таможенных органов утверждено Положение о взаимодействии таможенных органов России и Беларуси в борьбе с таможенными правонарушениями.

Принятыми документами определены основные цели взаимодействия. К ним отнесены: обеспечение экономической безопасности Беларуси и России, обеспечение соблюдения таможенного законода­тельства мерами правового характера, а также предупреждение, выяв­ление, пресечение и расследование противоправных деяний в сфере таможенного дела.

Таможенные правонарушения во внешнеэкономической деятельности, незаконный ввоз (вывоз) радиоактивных, взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, боеприпасов, оружия, в том числе ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, стороны определили как приоритетные направления совместной борьбы.

В перечень приоритетных включены и другие направления: незаконный вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния; контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ.

В рамках существующих договоренностей систематически осуществляется обмен информацией о выявленных фактах незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, взаим­ный обмен аналитическими материалами по правоохранительной дея­тельности таможенных органов обоих государств, а также базами дан­ных о таможенном оформлении товаров, субъектах хозяйствования и финансово-кредитных учреждениях, участвующих во внешнеэконо­мической деятельности.

В целях обеспечения единства управления таможенными службами между Российской Федерацией и Республикой Беларусь подписано Соглашение о единстве управления таможенными службами от 21 февраля 1995 года. В соответствии с данным Соглашением в Бе­ларуси создано и функционирует Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь.

Таможенный союз пяти. В рамках Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана заключен ряд соглашений, направленных на унификацию на­циональных законодательств государств-участников, что оказывает существенное влияние на таможенное законодательство Республики Беларусь.

В республике выполнены внутригосударственные процедуры по следующим международным договорам, регулирующим формирование единой таможенной территории в рамках Таможенного союза:

–– Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года;

–– Соглашение о единых условиях транзита через территории государств – участников Таможенного союза от 22 января 1998 года;

¾ Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств – участников Тамо­женного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и ва­люты от 24 ноября 1998 года.

Во исполнение Соглашения о единых условиях транзита че­рез территории государств – участников Таможенного союза от 22 ян­варя 1998 года Советом руководителей таможенных служб подготов­лены и приняты следующие межведомственные документы:

¾ Протокол о порядке таможенного оформления товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств – участников Таможенного союза от 8 декабря 1998 года;

¾ Протокол о таможенном сопровождении товаров, перемещаемых между таможенными органами государств – участников Таможен­ного союза от 8 декабря 1998 года;

¾ Протокол о сотрудничестве между таможенными службами государств – участников Таможенного союза в области обеспечения собственной безопасности от 8 декабря 1998 года;

¾ Протокол о таможенных перевозчиках государств – участников Таможенного союза от 15 октября 1999 года.

Кроме того, утверждено Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами государств – участников Таможенного союза границ и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты.

В связи со вступлением этого Соглашения в силу проводится работа по организации в пунктах пропуска на государственных границах, а также в воздушных международных портах, через которые осуществляется сообщение между государствами – участниками Таможенного союза, перемещения физических лиц и их товаров в приоритетном порядке, включая при необходимости создание спе­циальных «коридоров».

Ведутся работы по обеспечению перемещения товаров, происходящих из государств – участников Таможенного союза, через их внутренние таможенные границы без ограничений по весу, количеству, стоимости и без декларирования в письменной форме, взимания та­моженных платежей, налогов и сборов, за исключением сборов за хра­нение.

Планируется внесение соответствующих изменений в действующие нормативные акты для обеспечения перемещения товаров, происходящих из третьих стран, через таможенные границы госу­дарств – участников Таможенного союза без декларирования в пись­менной форме, взимания таможенных платежей и сборов за таможен­ное оформление. При этом должно соблюдаться условие, что общая стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 1 тыс. долла­ров США, а общий вес багажа – 50 кг на одного человека.

Совет руководителей таможенных служб государств – участни­ков Таможенного союза утвердил форму единой пассажирской таможенной декларации.

Унификация и гармонизация таможенных законодательств государств – участников Таможенного союза является одним из основных условий формирования Таможенного союза и единого экономиче­ского пространства. Однако для эффективного функционирования единой таможенной территории, как свидетельствует мировой опыт, недостаточно только унифицировать такие законодательства: должна быть создана общая система таможенного регулирования с единым управлением, которая будет включать в себя наднациональные акты, обязательные для исполнения на всей территории государств – участни­ков Таможенного союза.

В настоящее время работа по гармонизации таможенного законодательства как в таможенной службе Республики Беларусь, так и в таможенных службах государств – участников Таможенного союза сосредоточена на определении позиции в отношении присоединения к Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) в редакции, принятой Советом Всемирной тамо­женной организации 25 июня 1999 года. Конвенция определяет основные направления всемирного развития таможенного дела на ближайшие десятилетия.

Содружество Независимых Государств. Работа по созданию международных таможенных норм правового регулирования в рамках СНГ проводится на систематической, плановой основе под эгидой Совета руководителей таможенных служб, что является гарантией ее дальнейшего совершенствования. Правовое поле таможенного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств продолжает расширяться и углубляться.

Принят модельный Таможенный кодекс, применяются унифицированные правила определения страны происхождения товара, ко­дификации и классификации товаров. Международ­ные нормативные акты разрабатываются не только в традиционных областях деятель­ности таможенных органов, но и в новых направлениях, таких как защита прав интеллектуальной собственности.

 

 

Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела

 

Создание Таможенного союза ЕС. Статья 9 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС)[11] гласит: «Основой Сообщества служит Таможенный союз, который охватывает всю сферу товарообмена и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами».

В 1958 году, когда Договор об образовании Европейского экономического сообщества (Римский договор) вступил в силу, шесть государств-основателей начали два параллельных процесса конвергенции: по постепенному снижению таможенных пошлин во взаимной торговле и унификации национальных тарифов в отношении третьих стран.

В соответствии со ст. 8 Договора общий рынок должен был создаваться постепенно, в течение переходного 12-летнего периода.

В соответствии с договоренностями 1 января 1959 года в рамках ЕЭС таможенные пошлины были снижены на 10 %, а 1 января 1961 года были впервые объединены национальные тарифы. В итоге 1 июля 1968 года создание того, что можно было бы назвать тарифным союзом, было завершено: пошлины в торговле между членами ЕЭС были окончательно отменены и введен Общий таможенный тариф (ОТТ), основанный на среднем арифметическом четырех тарифов, которые он заменил (Франции, ФРГ, Италии и Бенилюкса). Когда в дальнейшем новые государства вступали в ЕС, они также проходили путь постепенной отмены пошлин в торговле с Сообществом и перехода на ОТТ.

После принятия в 1968 году Общего таможенного тарифа и отмены пошлин во внутрикоммунитарной[12] торговле встал вопрос об единообразном применении ОТТ. Таким образом, создание тарифного союза потребовало разработки общих таможенных правил. Начался длительный процесс унификации таможенного законодательства.

После 1968 года были регламентированы основные таможенные режимы: выпуск товаров для свободного обращения, экспорт, временный ввоз, переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории. Была определена таможенная территория Сообщества, которая в силу различных исторических и географических причин не полностью совпадала с территорией, на которую распространялся суверенитет государств – членов ЕС. Были также установлены коммунитарные правила определения таможенной стоимости и страны происхождения, без которых невозможно было единообразное начисление таможенных платежей.

Реализация разнообразных задач, стоявших перед таможенной системой, требовала дальнейшего развития таможенного законодательства Сообщества.

К середине 80-х гг. законодательство ЕС в таможенной сфере насчитывало более двух десятков актов, отдельные из которых были директивами, но основную часть составляли регламенты[13], позволявшие говорить о реальном существовании таможенного союза в торговле с третьими странами. Однако данные акты публиковались вразброс в «Журналь офисьель» – официальном органе ЕС и неизбежно содержали нестыковки и разночтения, поскольку готовились в разное время, разными специалистами и с разными целями. Более того, общепризнанным фактом являлось то, что таможенное законодательство Сообщества применялось не идентично. Поэтому было решено начать работу по подготовке Таможенного кодекса Сообщества, в котором были собраны все имеющиеся положения в едином, связном и последовательном тексте.

В 1985 году Комиссия ЕС приняла решение о завершении работы по созданию Общего рынка к 1 января 1993 года, что придало процессу завершения кодификации и обеспечения единообразного применения таможенных правил во всех государствах – членах еще большую актуальность. В условиях существования единой внешней таможенной границы и отсутствия внутренних границ становилось чрезвычайно важным, чтобы каждое государство – член ЕС могло положиться на способности другого участника Сообщества по обеспечению надлежащего соблюдения законодательства. В противном случае импортеры и экспортеры могли попытаться найти наиболее благоприятные места для осуществления таможенного оформления, тем самым создавая диспропорции в движении товаров.

Первым результатом работы по упрощению таможенных формальностей и унификации таможенного законодательства стало введение в 1988 году Единого административного документа (SAD – Single Administrative Document) и Комбинированной номенклатуры. SAD заменил около 150 документов, используемых контролирующими органами различных государств – членов. Итогом работы стало принятие в октябре 1992 года Таможенного кодекса Сообщества. Те его положения, без которых было невозможно функционирование Общего рынка, вступили в силу 1 января 1993 года, остальные – 1 января 1994 годя. В 253 статьях Кодекса сведены все основные принципы коммунитарного таможенного права (кроме ОТТ, норм об освобождении от пошлин и положений о взаимной помощи таможенных служб). Таможенный Кодекс дополняет Регламент комиссии, содержащий положения по применению Кодекса в более чем 900 статьях.

Источники таможенного права ЕС.Среди источников таможенного права ЕС, как и источников других отраслей европейского права, различают акты первичного (учредительные договора), вторичного права (нормативно-правовые акты ЕС), решения суда ЕС и международно-правовые акты.

Важнейшим актом первичного права в таможенной сфере является Римский договор, в положениях которого нашли свое отражение понятие и принципы Таможенного союза ЕС.

Среди актов вторичного права наибольшее значение имеют регламенты и директивы. Так, Регламент от 12 октября 1992 года № 2913/92 ввел в действие Таможенный кодекс Сообщества, Регламентом от 23 июля 1987 года № 2658/87 была принята Комбинированная номенклатура, а регламент от 19 мая 1981 года № 1468 создал правовую основу для взаимного сотрудничества таможенных служб ЕС и Комиссии в обеспечении соблюдения таможенного законодательства.

Решения Суда ЕС, исполняя правоприменительную функцию, играют также важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов договоров и актов ЕС.

Так, ст. 9 Римского договора оговаривает отмену таможенных пошлин и сборов, имеющих эквивалентный характер; ст. 30 запрещает количественные ограничения на импорт в торговле и меры аналогичного действия, а ст. 95 не разрешает использовать национальные налоги для создания льготных условий национальным товарам или дискриминации товаров других стран-членов. В течение нескольких десятков лет Судом Европейских сообществ был рассмотрен значительный объем дел по толкованию этих статей Договора и выработана однозначная доктрина: любые национальные меры, ограничивающие даже в минимальной степени свободное движение товаров между государствами-членами, должны быть оправданы с точки зрения положений Договора, например статьи 36[14], а также пропорциональны целям, которые они преследуют.

Основными международными документами являются соглашения ГАТТ / ВТО, конвенции, заключенные под эгидой Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, Конвенция АТА, Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и др.), а также многосторонние договоры в области транспортных перевозок (Рейнская конвенция, Конвенция МДП).

Основные положения таможенного кодекса ЕС.Поскольку вопросы, связанные с организацией работы таможенных служб и ответственностью за таможенные правонарушения, относятся к компетенции государств – участников ЕС, положения Таможенного кодекса Сообщества посвящены правоотношениям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу (таможенные платежи, таможенный контроль и таможенное оформление).

Таможенный кодекс ЕС содержит следующие разделы:

I. Общие положения (термины, употребляемые в Кодексе, права и обязанности лиц в таможенных правоотношениях).

II. Факторы, применяемые при исчислении таможенных пошлин и определении других мер, касающихся торговли товарами (тарифная классификация, таможенная стоимость, правила происхождения).

III. Правила, применяемые к товарам, ввезенным на территорию Сообщества до определения их таможенного назначения.

IV. Таможенное назначение товаров (в разделе определяются таможенные режимы, а также другое возможное таможенное назначение товаров, которые в соответствии с нормами ЕС не относятся к режимам: свободная зона (склад), уничтожение, отказ в пользу государства, реэкспорт).

V. Товары, вывозимые с территории Сообщества.

VI. Привилегированные операции (случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин).

VII. Таможенный долг (раздел определяет порядок уплаты таможенных платежей).

VIII. Обжалование решений таможенных органов.

Заключительные положения.

В отличие от Таможенного кодекса Республики Беларусь 1998 года, Кодекс ЕС не освещает вопросы валютного контроля, льгот сотрудникам дипломатических представительств, ведения таможенной статистики, таможенных правонарушений, статуса должностных лиц таможенных органов. Однако он содержит положения касающиеся таможенной стоимости, происхождения товаров, классификации товаров, обжалования решений таможенных органов.

Различия в содержании двух кодексов свидетельствуют о разных принципах, заложенных в основу кодификации. Если Таможенный кодекс ЕС вобрал в себя все нормы и правила, касающиеся перемещения товаров через таможенную границу Сообщества и связанных с этим таможенных процедур, то Таможенный кодекс Республики Беларусь затрагивает в первую очередь функции таможенных органов.

Ниже остановимся на некоторых положениях Таможенного кодекса ЕС, характерных именно для таможенного регулирования Сообщества.

Решения таможенных властей. В соответствии с Таможенным кодексом ЕС решение (decision) официальный акт таможенных ор­ганов по применению таможенных правил, предусмотренных для определенной ситуации. Такой акт создает юридические последствия для одного лица или ряда лиц, непосредственно определенных либо обладающих определенными признаками.

Кодекс регулирует пра­ва и обязанности таможенных органов, а также участников внешнеторговой деятельности в процессе принятия таможен­ными органами своих решений. Выделяют следующие обя­зательства:

1) обязанность лиц, заинтересованных в решении тамо­женных органов, представлять необходимые документы и информацию;

2) обязанность таможенных органов принимать решения и доводить их до сведения заинтересованных лиц насколько воз­можно скоро; на письменный запрос полагается письменный ответ; при невозможности ответить в установленные сроки необходимо объяснение причин и указание нового срока;

3) при отрицательном решении заинтересованное лицо должно быть ознакомлено с основаниями отказа и со своими правами на апелляцию.

Информация по таможенным правилам. Кодекс закрепляет право лиц на получение информации по таможенному законодательству у таможенных органов. Основанием отказа выдать такую информацию может служить только отсутствие связи запроса с реальными импортными или экспортными операциями. Информация предоставляется бесплатно, кроме случаев, когда требуются дополнительные расходы таможенных органов.

В Таможенном кодексе Сообщества регламентируется и такое понятие, какюридически обязательная тарифная информация (binding tariff information),которое по своей сути близко к предварительному решению, определенному в главе 39 Таможенного кодекса Республики Беларусь 1998 года Такая информация пре­доставляется таможенными органами по письменному запросу заявителя и обязывает их перед заявителем только в отношении тарифной классификации товаров. Заявитель должен доказать, что декларируемые им товары действительно соответствуют указанным в запросе. Информация, имеющая обязательный характер, действительна в течение шести лет с даты выдачи, при этом может быть отменена полностью или частично в случаях изменения законодательства Сообщества, изменений в товарной номенклатуре, применяемой в Сообществе, изменения обстоятельств, ставших основой для принятия решений.

Однако в случае отмены юридически обязательной тариф­ной информации у заявителя остается возможность использо­вать ее в течение шести месяцев после ее отмены, если он связан контрактами на товары, ставшие ее предметом.

Таможенные режимы.Характерной особенностью Таможенного кодекса ЕС является наличие понятий «таможенное назначение товара» (customs approved treatment or use) и «таможенный режим» (procedure).Под таможенным назначением подразумевается собственно помещение товара под таможенный режим, а также помещение товара на свободный склад (в свободную зону), реэкспорт, уничтожение и отказ в пользу государства. К таможенным режимам относятся:

¾ выпуск товара в свободное обращение;

¾ транзит;

¾ таможенный склад;

¾ переработка товара на таможенной территории;

¾ переработка под таможенным контролем;

¾ временный ввоз;

¾ переработка товара вне таможенной тер­ритории;

¾ экспорт;.

По-видимому, неотнесение уничтожения товаров, реэкспорта, отказа и др. к режимам вызвано тем, что в данных случаях использование товара после завершения оформления не регламентировано какими-либо обязательствами (процедурами) перед таможенными органами. Интересно, что случай реимпорта товаров (returned goods) вообще не отнесен к таможенным режимам или назначениям товара, а рассматривается в разделе «Привилегированные операции» (случаи освобождения от таможенных платежей).

Особенностью таможенного законодательства ЕС является также наличие двух разновидностей режима транзита: внешний транзит и внутренний транзит.

Внешний транзит означает перемещение из одного пункта в другой в пределах таможенной территории Сообщества:

а) товаров, не являющихся товарами Сообщества, без взи­мания импортных пошлин и сборов и применения мер торговой политики (но под таможенным контролем);

б) товаров Сообщества, подлежащих экспорту в третьи страны и прошедших соответствующие формальности; при этом возможно перемещение товаров через территорию государства, не являющегося членом ЕС (внешний коммунитарный транзит).

Процедура внешнего транзита считается оконченной в момент предъявления товара и сопроводительных документов таможенному учреждению в пункте назначения, обозначен­ном в условиях транзита.

Смысл процедуры внешнего транзита заключается:

а) в отсутствии необходимости уплаты таможенных платежей при перемещении товаров, не имеющих статуса товаров Сообщества, по таможенной территории Сообщества;

б) возможности таможенного оформления товаров Сообще­ства на экспорт в любом пункте внутри таможенной территории.

Внутренний транзит предполага­ет при соблюдении определенных условий перемещение това­ров Сообщества из одного пункта в другой в пределах тамо­женной территории Сообщества через территорию третьей стра­ны без изменения таможенного статуса товара (товары, имеющие статус товаров Сообщества, перевозятся из Италии через Швейцарию во Францию).

Значение режима внутреннего транзита заключается в отсутствии необходимости уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Сообщества (в данном случае с территории Швейцарии на территорию Франции).

Для обеспечения режима как внутреннего, так и внешнего режима заключены соответствующие соглашения между ЕС и ЕАСТ, а также между ЕС и отдельными европейскими странами.

Помещение товара под таможенный режим.Законодательство ЕС предусматривает, что для всех товаров, помещаемых под какой-либо таможенный режим, должна быть представленатаможенная декларация – акт, посредством которого лицо в установленной форме выражает намерение поместить товар под определенный таможенный режим.

Таможенный кодекс предусматривает следующие формы таможенной декларации: письменная, электрон­ная, устная или другие допустимые законодательством формы.

Письменная форма так называемый Единый админист­ративный документ (SAD); в некоторых слу­чаях допускаются и другие документы (в частности, товарно-транспортные документы, предусмотренные международны­ми конвенциями о транспортном сообщении).

Письменная декларация должна сопровождаться другими документами: счетом-фактурой (инвойсом), при необходимос­ти декларацией таможенной стоимости, документами, подтвер­ждающими применение преференциальных тарифных мер, другими документами, необходимыми для конкретных тамо­женных процедур.

Декларант — лицо, предъявляющее товары для таможен­ного контроля вместе со всеми необходимыми сопроводитель­ными документами, — должен иметь статус лица, домилицированного в Сообществе (кроме процедур транзита и временного ввоза).

Кодекс допускает упрощенную процедуру для письменной формы подачи таможенной декларации. Основанием для при­менения упрощенной формы служит общий, периодический или повторяющийся характер экспортно-импортной операции. Такими упрощенными формами могут быть:

• упрощенная декларация (данные, необходимые для иден­тификации товара);

• товаросопроводительные документы;

• внесение в учетные записи;

• упрощенная декларация для коммунитарного транзита.

Упрощенная форма не только декларирования, но всего процесса оформления обычно применяется в отношении крупных производителей (например, фирмы «Фиат» в Италии).

Электронная форма представление таможенным орга­нам необходимой для таможенного оформления информации посредством электронного обмена данными в согласованном стандарте. Возможны полная и упрощенная формы. Иногда обязательно представление копии декларации на бумаге.

Правила декларирования, относящиеся к письменной фор­ме, применяются и для электронного декла­рирования.

Устная формане применяется для:

а) товаров, в отно­шении которых может возникнуть обязательство о возврате пошлин или других платежей;

б) товаров, запрещенных или ог­раниченных для ввоза (вывоза);

в) товаров, на которые рас­пространяются особые таможенные правила.

При выпуске в свободное обращение устная форма тамо­женной декларации может применяться для следующих кате­горий товаров:

а) предназначенных не для коммерческих целей (личный багаж; пред­меты, пересылаемые частным лицам; другие предметы, при­знанные таможенными органами не имеющими значительной экономической важности);

б) товаров коммерческого характера, не превышающих установленной в Сообществе стоимости (если эти товары не являются частью регулярных поставок или более крупной партии);

в) некоторых других категорий товаров, указанных в Регламенте по применению Кодекса.

Для названных категорий товаров помимо устной формы дек­ларации Кодекс допускает декларирование в форме других актов (действий), приравненных к таможенной декларации. В частности, такими действиями могут быть: проход по «зеленому коридору»; разрешенный проход через таможенный контроль без предъявления декларации; установка специального знака (nothing to declare) под стекло пассажирского автомобиля.

Таможенный долг.Статья 4 Таможенного кодекса ЕС дает следую­щее определение таможенного долга: это обязательство лица уплатить сумму импортной пошлины (таможенный долг по им­порту) или экспортной пошлины (таможенный долг по экспор­ту) на определенные товары в соответствии с действующими правилами Сообщества. Данное определение подчеркивает принципиальное различие между понятиями «таможенная по­шлина» и «таможенный долг»: под первым понимается сумма денег, подлежащая уплате за импорт и экспорт товаров, под вторым — обязательство по уплате указанной суммы.

Прак­тическое значение такого разделения существенно: появле­ние основания для уплаты пошлины (в силу импорта или экс­порта товаров) не влечет за собой необходимости ее немедлен­ной оплаты. То есть импортер (экспортер) может пустить то­вары в коммерческий или промышленный оборот, не дожидаясь окончания таможенного оформления, связанного с импортом (экспортом) этих товаров. Более того, субъекты хозяйственной деятельности имеют возможность произвести по­гашение таможенного долга уже после продажи (потребления) импортируемых или экспортируемых товаров, что, безусловно, способствует развитию внешней торговли Сообще­ства.

Обжалование действий таможенных органов.Таможенный кодекс Сообщества устанавливает базовые положения по вопросу рассмотрения жалоб в области тамо­женного регулирования. Согласно Кодексу каждое лицо име­ет право на обжалование решений таможенных органов, при­нятых во исполнение таможенного законодательства и непос­редственно касающихся данного лица. Такое же право имеют и лица, обратившиеся в таможенные органы за решением и не полу­чившие ответ в установленные сроки.

Право на обжалование может быть реализовано двумя способами:

1) первоначально — путем подачи жалобы в уполномочен­ные таможенные органы государства — члена ЕС;

2) если жалоба была отклонена — путем обращения в суд или другой аналогичный независимый орган согласно действующим правилам в государствах — членах ЕС.

Подача жалобы на какое-либо решение не влечет за со­бой приостановку действия данного решения, однако Кодекс наделяет таможенные органы правом приостанавливать реше­ния, если их несоответствие таможенному законодательству ЕС очевидно либо если такое решение угрожает непоправи­мым ущербом лицу, подавшему жалобу. При этом если решение, действие которого приостановлено, имеет отношение к взиманию импортных или экспортных пошлин, таможенные органы должны требовать каких-либо гарантий уплаты этих пошлин. Гарантии не требуются тогда, когда в силу обстоя­тельств они могут привести к серьезным экономическим или социальным осложнениям.

Процедура рассмотрения жалоб на действия (решения) таможенных органов определяется каждым государством — членом ЕС самостоятельно. Кодекс особо оговаривает, что положения раздела VIII не распространяются на заявления об отмене или пересмотре решений таможенных органов, принятых на основе уголовно-правовых норм.

 

 

Глава 7. Реализация международных программ технического со­действия в таможенном деле

Начиная с 1992 года Европейский союз оказывает Республике Беларусь техническое содействие в рамках специальной программы, разработанной и одобренной к реализации в странах Содружества Независимых Государств и Монголии. Сокращенно программа называ­ется ТАСИС. Составляющая ее часть – оказание технического содействия развитию национальной таможенной службы Республики Беларусь.

В рамках программы проведена серия семинаров и консультаций с участием таможенных экспертов европейских стран по основ­ным вопросам таможенного регулирования: таможенным процедурам, таможенной стоимости, стране происхождения товара, борьбе с кон­трабандой, – и ряду узких вопросов, в частности отмыванию денег, та­моженным лабораториям.

Белорусские таможенники посетили таможенные службы Франции, Великобритании, Германии, Финляндии с целью изучения опыта в организации обучения кадров, осуществлении процедур таможенного оформления, методов организации борьбы с контрабандой, организации таможенных лабораторий.

Программа ТАСИС имеет трехлетние циклы реализации. На пер­вых этапах мероприятия программы носили исключительно консультационный характер. В последующем в программу были вклю­чены инвестиционные проекты, в частности, в сфере модернизации и реконструкции пунктов пропуска на белорусско-польской и белорус­ско-литовской границе.

Совместно с экспертами Европейской комиссии подготовлены технико-экономические обоснования проектов реконструкции пограничных пунктов пропуска «Козловичи» и «Варшавский Мост». Начато строительство одного из зданий в пункте пропуска «Каменный Лог».

В целях координации проектов Программы, имеющих таможенный аспект, Европейская комиссия направила в г. Минск для ра­боты в качестве технического эксперта представителя таможенной службы Дании, в сферу задач которого входила координация реализации проектов программы ТАСИС в Беларуси, Украине, Грузии, Мол­дове, Армении.

Стремясь к формированию национальной таможенной службы на основе опыта ведущих стран мира, таможенная администрация Республики Беларусь широко использует различные источники поступления технического содействия.

К таким источникам относится техническая помощь странам СНГ (программа TAСИС), двусторонние межправительственные и межведомственные соглашения относительно сотрудничества и взаимной помощи по таможенным вопросам и в деле обучения персонала, посредничество дипломатических представительств, инициативы Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организа­ции, МАГАТЭ и других международных организаций, техническое содействие со стороны таможенной службы Российской Федерации.

Опыт международного таможенного сотрудничества подтверждает необходимость координации технического содействия со сто­роны международных доноров, в соответствии со стратегической линией раз­вития таможенной службы Беларуси.

 


Приложение 1


5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы
  Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г.
  Договор о создании ВТО (ГАТТ – 94).
  Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).
  Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества. Вступила в силу 4 ноября 1952 года.
  Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей. Вступила в силу 28 июля 1953 г.
  Конвенция о таможенных льготах для туристов (1954 г.).
  Конвенция о временном ввозе (Стамбул, июнь 1990 г. – Стамбульская конвенция). Вступила в силу 27 ноября 1992 г.
  Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). В редакции 1999 года.
  Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Подписана в Брюсселе 14 июня 1983 г. Вступила в силу 3 января 1988 г.
  Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.). Вступила в силу 21 мая 1980 г.
  Таможенная конвенция по АТА CARNET для временного ввоза товаров (Брюссель, 1961 г. – Конвенция АТА). Вступила в силу 30 июня 1963 г.
  Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнета TIR (книжек МДП) (Конвенция TIR, 1975). Вступила в силу 20 марта 1978 г.
  Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция JTJ) от 7 июня 1971 г.
  Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. (Подписана главами правительств девяти стран-участниц СНГ).
  Положение о Таможенном совете от 13 марта 1992 г.
  Соглашение о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 г.
  Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года.
  Соглашение о Таможенном союзе от 10 января 1995 г.
  Меморандум правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза от 28 января 1995 г.
  Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о единстве управления таможенными службами от 21 февраля 1995 г.
  Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств. Утверждены Советом глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г.
  Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 27 сентября 1995 г., Варшава.
  Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., пункт 6.
  Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.  
Приложение 2
  Правовые акты Республики Беларусь
  Конституция Республики Беларусь. Минск, 1996.
  Таможенный кодекс Республики Беларусь. Минск, 1998.
  Уголовный кодекс Республики Беларусь. По состоянию на 1 июля 1999 г.
  Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. По состоянию на 1 июля 1999 г.
  Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. С изменениями и дополнениями по состоянию на 20 января 2001.
  Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» от 3 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями, принятыми Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 ноября 1997 г.
  Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными последующими законами Республики Беларусь.
  Закон Республики Беларусь «Об акцизах» от 19 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными последующими законами Республики Беларусь.
  Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Принят Палатой представителей
  Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1998 г. «О свободных экономических зонах». Принят Палатой представителей Национального собрания
  Закон Республики Беларусь от 12 мая 2000 г. «О присоединении к Соглашению о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли».
  Закон Республики Беларусь от 11 мая 2000 г. «О ратификации Протокола о дополнениях к Соглашению о единых условиях транзита через территории стран-участников Таможенного союза от 22 января 1998 года».
  Закон Республики Беларусь от 16 мая 2000 г. «О ратификации Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт».
  Закон Республики Беларусь от 13 июля 2000 г. «О ратификации Решения о Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей».
  Закон Республики Беларусь от 25 октября 1990 г. «Об основах внешнеторговой деятельности Республики Беларусь».
  Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 г. «Об экспортном контроле».
  Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».
  Закон Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. «Об охране историко-культурного наследия».
  Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1999 г. «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».  
  Декрет Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2001 г. №5 «О некоторых вопросах взимания платежей в свободно конвертируемой валюте и российских рублях в 2001 году».
  Декрет Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2001 г. №6 «Об упорядочении льгот по налогам и таможенным платежам».  
  Указ Президента Республики Беларусь №7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» от 4 января 2000 г.
  Указ Президента Республики Беларусь №137 «О некоторых вопросах упорядочения работы по обращению имущества в доход государства» от 18 марта 1998 г.
  Указ Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2000 г. «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь».
  Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. №39 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь».
  Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2001 г. №57 «Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности».
  Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2001 г. №243 «Об утверждении Дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь».  
  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 1999 г. №1000 «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь».
  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 г. «Об установлении запретов и ограничений на перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь».
  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. «О совершенствовании государственного контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг)».
  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 1998 г. №1246 «Об утверждении Положения о пунктах таможенного оформления».  
  Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 декабря 2000 г. №79 «Об утверждении положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости тов