Таможенный контроль

Уведомление о выпуске товаров

Обработка грузовых таможенных деклараций

Контроль доставки товаров

 

Под контролем доставки товаров будем понимать транзит товаров, или (в соответствии с трактовкой Приложения Е Киотоской конвенции) перемещение товаров, по которым не уплачены причитающиеся таможенные платежи, между двумя таможенными органами страны. Различают следующие виды транзита:

– сквозной транзит (от пункта ввоза на границе до пункта вывоза на границе);

– ввоз (от пункта ввоза на границе до внутреннего пункта);

– вывоз (от пункта внутри страны до пункта вывоза на границе);

– внутренний транзит (между двумя пунктами внутри страны).

В любом случае при автоматизации данной области деятельности таможенных органов необходимо решить, как минимум следующие задачи:

– обеспечить автоматизацию ввода и контроля данных из бумажных документов контроля доставки товаров;

– обеспечить доставку введенных данных до пункта назначения;

– обеспечить автоматизированный контроль доставки товара в пункт назначения на основе обмена электронными сообщениями.

 

 

Для автоматизации обработки грузовых таможенных деклараций необходимо обеспечить:

– автоматизацию ввода и контроля данных из бумажных документов, предъявляемых к таможенному оформлению;

– контроль таможенной стоимости;

– автоматизированный расчет причитающихся таможенных платежей;

– максимальную автоматизацию контроля нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

С учетом того, что данная область охватывает собственно внешнюю торговлю государства, при автоматизации деятельности таможенных органов должны быть обеспечены средства сбора и накопления электронных данных из грузовых таможенных деклараций – источника данных для таможенной статистики внешней торговли.

Еще одной из составляющей является обеспечение сопоставления данных из экспортных (импортных) деклараций с соответствующими документами контроля доставки товаров.

 

 

Немаловажным фактором в деле регулирования внешней торговли страны является сообщение таможни о выпуске товаров. Это сообщение для фискальных органов страны может служить дополнительными данными для контроля внутригосударственного торгового оборота (при импорте товаров) или основанием для возмещения продавцу налога на добавленную стоимость при экспорте.

 

 

Внедрение в повседневную деятельность таможенных органов средств информационных технологий повышает эффективность таможенного контроля, так как в процессе функционирования информационных технологий накапливается информация в виде баз и банков данных. Эта информация пригодна для анализа, оценки, что поднимает на качественно новый уровень процесс принятия решения при таможенном контроле. В идеальном случае создается автоматизированная система поддержки принятия решения таможенником в отношении товаров и транспортных средств. С помощью предварительного анализа информации могут быть заранее отобраны товары, транспортные средства для производства их физического досмотра, оценена степень риска совершения противоправных действий. А оценка степени риска в свою очередь позволяет таможенным органам могут более эффективно использовать свой человеческий и материальный ресурс, повышать уровень выявления таможенных правонарушений. Иными словами, таможенный контроль организовывается на основе системы выбора (селективности), оценки и управления рисками.