Конфиденциальность информации.

Информация по внешней торговле, предоставленная таможенным органам Республики Беларусь государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и физическими лицами, может использоваться исключительно в таможенных целях.

Конфиденциальной считается информация, содержащаяся в грузовых таможенных и статистических декларациях, о конкретных сделках и участниках внешнеэкономических связей.

В соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь, в качестве конфиденциальных могут быть заявлены также другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования ТСВТ.

Предоставление сведений об экспортно-импортных операциях конкретных участников внешнеэкономических связей запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

 

 

Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных

 

В основе статистики лежит собственно сбор статистических данных, или статистический учет (наблюдение).

Для получения достоверных, объективных, устойчивых, сопоставимых статистических данных, построения на их основе прогнозов, проведения анализа, принятия решений в таможенных органах была разработана единая технология сбора, учета и обработки данных, утвержденная Приказом ГТК Республики Беларусь от 13 августа 1998 года № 291-ОД.

Современные информационные технологии позволяют таможенным органам оперативно собирать, контролировать различные данные в электронном виде. Основой системы сбора и обработки данных является ведомственная электронная почта. Данные, собираемые отдельными таможнями, аккумулируются в центральных базах данных.

Особые требования к достоверности предъявляются к сведениям, указанным в следующих графах деклараций, учитываемых в ТСВТ и непосредственно влияющих на статистические показатели:

G021 – код УНН1 отправителя;

G081 – код УНН получателя;

G141 – код УНН заявителя;

G11 – торгующая страна;

G12 – общая таможенная стоимость;

G13 – источник финансирования;

G15A – код страны отправления;

G17A – код страны назначения;

G22 – валюта и общая фактурная стоимость;

G24 – характер сделки;

G33 – код товара по ТН ВЭД;

G34 – код страны происхождения товара;

G37 – режим;

G38 – вес нетто;

G41 – дополнительная единица измерения;

G41A – код дополнительной единицы измерения;

G42 – фактурная стоимость;

G45 – таможенная стоимость;

G46 – статистическая стоимость.

Высокое качество сведений центральных баз данных достигается многоступенчатой системой контроля.

Подлежат сбору, учету и обработке статистические экземпляры грузовых таможенных деклараций (ГТД) и их электронные копии (ЭК) по всем типам.

ГТД (кроме предварительной) используются для формирования центрального архива ГТД таможенных органов Республики Беларусь в Минской центральной таможне (МЦТ).

ЭК ГТД являются источником статистической информации и используются для формирования локальных баз данных ЭК ГТД (БД ЭК ГТД) в таможнях и центральной (сводной) БД ЭК ГТД в МЦТ.

Сбор ГТД и ЭК ГТД предусматривает учет их поступления на пункт таможенного оформления (ПТО), в отдел таможенной статистики таможни и в отдел сбора и обработки таможенной информации (СОТИ) МЦТ.

Структура ЭК ГТД должна соответствовать действующему стандарту, принятому в таможенных органах Республики Беларусь.

Обработка ГТД и ЭК ГТД предусматривает обязательное выполнение следующих технологических процедур:

¾ автоматизированный контроль ЭК ГТД;

¾ контроль начисления таможенных платежей (либо их условного исчисления);

¾ анализ количественных, весовых и стоимостных граф ГТД и их ЭК с точки зрения реальности;

¾ выборочная или полная проверка соответствия ГТД их ЭК.

¾ Обработка ГТД и ЭК ГТД производится на следующих уровнях:

¾ на ПТО при таможенном оформлении;

¾ в отделах таможенной статистики и таможенных платежей таможни оформления при формировании БД ЭК ГТД, контроле начисления таможенных платежей (либо их условного исчисления), а также анализе количественных, весовых и стоимостных показателей граф ГТД и их ЭК с точки зрения реальности;

¾ в отделе СОТИ МЦТ при производстве автоматизированного контроля ЭК ГТД и контроля центральной БД ЭК ГТД;

¾ в уполномоченных отделах МЦТ при аналитической обработке БД ЭК ГТД для формирования статистики внешней торговли и анализе количественных, весовых и стоимостных показателей ЭК ГТД.

Сбор, учет и обработка ГТД и ЭК ГТД на ПТО. Условием таможенного оформления товара является представление декларантом ЭК ГТД, кроме случаев создания электронной копии ГТД на ПТО.

Обработка ГТД и ЭК ГТД предусматривает выполнение следующих технологических процедур:

¾ проверка дискеты декларанта на наличие вирусов;

¾ загрузка ЭК ГТД с дискеты декларанта в базу незарегистрированных ЭК ГТД с проведением автоматизированной проверки на соответствие структуры ЭК ГТД действующему стандарту и ее комплектности;

¾ автоматизированный контроль ЭК ГТД;

¾ регистрация ГТД и ЭК ГТД по результатам контроля и решения должностного лица ПТО о принятии документов к таможенному оформлению либо отказ в принятии документов к таможенному оформлению;

¾ визуальный контроль соответствия ГТД ее ЭК (производится уполномоченным должностным лицом ПТО, принимающим решение о выдаче таможенного разрешения после получения подтверждения об осуществленном контроле начисления таможенных платежей);

¾ присвоение ГТД и ее ЭК номера таможенного разрешения с указанием даты его выдачи;

¾ заверение всех экземпляров ГТД личной номерной печатью должностного лица ПТО, внесение номера личной номерной печати в ЭК ГТД;

¾ регистрация номера разрешения в соответствующем журнале регистрации таможенных деклараций и разрешений.

Подготовка ГТД и их ЭК для передачи в отдел таможенной статистики таможни:

¾ архивация ЭК ГТД, по которым выданы разрешения, в файлы, имеющие стандартную структуру имени;

¾ сортировка ГТД по их типам в порядке возрастания номеров таможенных разрешений;

¾ формирование Реестра ГТД на передаваемые ГТД и их ЭК. Реестр содержит информацию об именах архивных файлов, их размере, датах их формирования, номерах таможенных разрешений и датах их выдачи в каждом из архивных файлов, а также о пропущенных и аннулированных таможенных разрешениях (с указанием причин).

Передача архивных файлов с ЭК ГТД и ГТД в отдел таможенной статистики таможни производится не позднее пятого рабочего дня после выдачи таможенного разрешения.

В целях равномерной загрузки отделов таможенной статистики и учитывая загрузку и удаленность отдельных ПТО, сроки представления ГТД и их ЭК в отделы таможенной статистики таможни могут быть сокращены приказом по таможне.

Сбор, учет и обработка ГТД и ЭК ГТД в отделах таможенной статистики таможен. Основная нагрузка по сбору и контролю данных на уровне таможен возложена на отделы статистики, в связи с чем последним предоставлены соответствующие права и возложены определенные обязанности.

Отдел таможенной статистики таможни обязан обеспечить прием от пунктов таможенного оформления архивных файлов с ЭК ГТД и соответствующие им ГТД в день их поступления в таможню.

Обработка ЭК ГТД в отделе таможенной статистики таможни предусматривает выполнение следующих технологических процедур:

¾ загрузка ЭК ГТД для производства операций контроля, которая включает в себя контроль структуры и комплектности ЭК ГТД, контроль на дубли номеров разрешений;

¾ автоматизированный контроль сведений, заявленных в ГТД, который производится в режиме раздельного либо совместного контроля всех типов ГТД, с формированием протокола ошибок (особое внимание необходимо обратить на ошибки в графах ГТД, непосредственно влияющих на формирование статистики внешней торговли);

¾ выборочный или полный контроль соответствия ЭК ГТД статистическому экземпляру (в зависимости от объема поступающей информации и статистики количества ошибок);

¾ загрузка ЭК ГТД в БД ЭК ГТД таможни.

Передаче в отдел СОТИ МЦТ подлежат только ЭК ГТД, в которых отсутствуют ошибки в графах деклараций, непосредственно влияющих на формирование статистики внешней торговли.

Передача архивных файлов с ЭК ГТД, прошедших контроль, в отдел СОТИ МЦТ осуществляется не позднее восьми календарных дней с даты выдачи таможенных разрешений.

Передаче обработанных деклараций в МЦТ предшествует определенный порядок предварительной подготовки.

Сбор, учет и обработка ГТД и ЭК ГТД в МЦТ.

Отдел СОТИ МЦТ обязан обеспечить прием архивных файлов с ЭК ГТД, а также соответствующие им ГТД от таможен в день поступления в МЦТ.

Учет и обработка архивных файлов с ЭК ГТД и ЭК ГТД в отделе СОТИ МЦТ предусматривает выполнение следующих процедур:

¾ учет отделом СОТИ принятых архивных файлов с ЭК ГТД производится в журнале учета файлов. Принятые к обработке отделом СОТИ архивные файлы хранятся в неизменном виде в течение календарного года;

¾ разархивация и учет архивного файла, контроль последовательности нумерации архивных файлов, контроль структуры и комплектности ЭК ГТД, проверка дублей номеров разрешений;

¾ учет принятых ЭК ГТД;

¾ автоматизированный контроль сведений, заявленных в ГТД, учет номеров разрешений ЭК ГТД, прошедших контроль;

¾ формирование по результатам контроля электронной базы ошибок и сообщений о необходимости уточнения информации, заявленной в ГТД, формирование перечня номеров разрешений ЭК ГТД, по которым требуется визуальный контроль соответствия ЭК ГТД статистическому экземпляру;

¾ загрузка ЭК ГТД, прошедших контроль, в центральную базу данных ЭК ГТД;

¾ выборочный сквозной контроль соответствия ЭК ГТД статистическому экземпляру.

Принятые бумажные декларации также подлежат обработке и учету.

Затем уполномоченные отделы МЦТ осуществляют дополнительный контроль достоверности количественных и стоимостных показателей ЭК ГТД, проводимый перед формированием отчетности по таможенной статистике внешней торговли.

 

 

Глава 6. Специальная таможенная статистика

 

Вследствие новизны объекта изучения, недостаточности накопленного опыта и знаний методология изучения объекта не полностью разработана и постоянно корректируется.

Специальную таможенную статистику условно можно разделить:

¾ на статистику декларирования – характеризует ввоз и вывоз товаров по таможенным режимам вообще и учитываемым таможенной статистикой внешней торговли в частности;

¾ статистику таможенных платежей – отражает учет поступления таможенных платежей, их доли в формировании доходной части государственного бюджета. При этом учет ведется по видам таможенных платежей;

¾ статистику таможенных правонарушений – учет стоимости товаров, обращенных в доход государства в случаях нарушения таможенных правил, а также сумм взысканных штрафов;

¾ статистику международных почтовых отправлений – учет посылок и других почтовых отправлений, пропущенных и выпущенных в(из) Республики Беларусь;

¾ статистика международных перевозок - учет транспортных средств и грузов, пропущенных через таможенную границу Республики Беларусь, по целям перемещения и видам транспортных средств;

¾ статистику пассажирооборота – учет физических лиц, пересекших таможенную границу Республики Беларусь; и т. п.

Вопросы организации и ведения специальной таможенной статистики находятся в компетенции таможенных органов, и практической реализацией этих вопросов занимаются все уровни таможенной системы: таможенные посты, где формируется исходная статистическая информация, таможни, которые могут являться источником формирования таможенной статистики, либо обобщающие на своем уровне информацию, поступающую от таможенных постов, и Государственный таможенный комитет, куда поступает вся информация, которая затем обобщается, сводится и анализируется.

Специальная таможенная статистика отражает состояние дел на основных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможен по определенному набору взаимосвязанных показателей. Порядок ведения специальной таможенной статистики определяет Государственный таможенный комитет. Практическая реализация такого порядка оформляется ежегодным приказом Государственного таможенного комитета, утверждающим табель внутриведомственной отчетности, отражающей в определенной периодичности (ежемесячная, ежеквартальная, полугодовая, годовая) показатели деятельности таможенных органов.

Задача специальной таможенной статистики заключается в организации глубокого и всестороннего анализа конкретного участка работы таможенных органов, выработке на основе различных вариантов предложений по решению того или иного вопроса и выборе наилучшего.

Система сбора данных. В настоящее время действует следующая система сбора данных для формирования специальной таможенной статистики: в установленные сроки соответствующие подразделения таможен представляют информацию в таможни по основным показателям своей деятельности. Таможни в свою очередь формируют сводный отчет по соответствующему направлению в целом и представляют итоговые сведения в Государственный таможенный комитет, где осуществляется формирование итоговых показателей, их анализ. По отдельным показателям имеется несколько источников информации, которые используются для перекрестного контроля и анализа сведений. Для получения сведений все шире начинают применяться центральные базы данных.

Сбор и анализ данных специальной таможенной статистики осуществляют структурные подразделения таможен в соответствии с профилем своей работы.

Типовые формы отчетности в таможенных органах. Существующая система отчетности призвана выполнять две основные функции:

¾ представление требуемых сведений в органы государственной статистики, которые рассматривают таможню как субъект хозяйствования резидента республики;

¾ сбор и обработка специфической информации о деятельности таможенных органов.

На протяжении всего периода развития таможенных органов, в том числе в сфере автоматизации деятельности, видоизменялись, появлялись и отменялись формы статистической отчетности. Совершенствовались способы их формирования, уточнялись сроки представления.

установление форм отчетности таможен перед Государственным таможенным комитетом находится в исключительной компетенции последнего. Необходимо также отметить, что каждым управлением готовятся свои формы отчетности. В качестве примера приведем некоторые из них.

Формы оперативной отчетности готовятся ежесуточно. Форма № 1-ОС «Оперативная сводка о работе таможни за предыдущие сутки» заполняется дежурным по та­можне на основании информации, поступающей с ПТО, и передается дежурной службе ГТК. Используя эти сведения, ГТК осуществляет обработку данных и формирование сводных таблиц по формам А1, А2, А3, А5. Сведения по этим формам передаются в высшие органы государственного управления и кон­троля. Таким образом, в таможенной системе ежедневно собираются, обрабатываются и направляются пользователям сводные данные о перемещении через таможенную границу Республики Беларусь различных транспортных средств, физических лиц, о выявленных нарушениях таможенных правил, о суммах взысканных в доход государства денежных средств, в том числе валюты, о чрезвычайных происшествиях.

Ежемесячные формы отчетности призваны обеспечить информирование руководства о результатах по основным направлениям деятельности таможенных органов. Среди них:

¾ форма № 1-таможня «Отчет о пропуске международных почтовых отправлений через таможенную границу Республики Беларусь в местах международного почтового обмена»;

¾ форма № 2-таможня «Отчет о пропуске грузов, лиц и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь». Отчет формируется пограничными пунктами таможенного оформления, а также пунктами таможенного оформления, расположенными в аэропортах (аэродромах), на передаточных железнодорожных станциях либо в иных местах пересечения транспортными средствами таможенной границы Республики Беларусь. Данные отчета формируются на основании данных журналов первичного учета перемещения товаров, транспортных средств и лиц через таможенную границу. Перемещение лиц учитывается по месту прохождения пограничного контроля.

В отчете отдельно учитываются товары, предназначенные для размещения на территории республики либо вывоза за ее пределы, и товары, перевезенные транзитом по территории республики. Вследствие географического положения Республики Беларусь объемы транзитных товаров намного превышают объемы экспорта (импорта) республики. Поэтому для анализа потоков транзитных товаров из общего количества выделяются товары Российской Федерации, товары государств – участников Соглашения о таможенном союзе и товары Содружества Независимых Государств. Учет перемещения товаров ведется раздельно по видам транспорта. Отчет также содержит сведения о количестве пропущенных через таможенную границу транспортных средств всех видов (отдельно по каждому виду);

¾ форма № 1-ГТД «Статистическая сводка о количестве выданных, переданных на МЦТ, аннулированных таможенных разрешений и внесении изменений в ГТД»;

¾ форма № 2-ГТД «Отчет о поступлении от таможен электронных копий таможенных деклараций в Минскую центральную таможню».

¾ форма № 3-ГТД «Статистическая сводка о количестве выданных таможенных разрешений».

В отчет включаются данные всех ПТО таможни. Отчет формируется каждым ПТО на основании сведений журналов регистрации деклараций и разрешений и журнала регистрации деклараций для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров при отсутствии их таможенного оформления. В отчет включаются все выданные в отчетный период таможенные разрешения (по типам и таможенным режимам), включая разрешения, выданные без оформления ГТД;

Ежегодные формы статистической отчетности:

¾ форма № 4-таможня «Отчет об основных показателях работы таможни»;

¾ форма № 1-СС «Отчет о наличии каналов связи»;

¾ форма № 2-СС «Отчет о состоянии телефонной связи»;

¾ форма № 3-СС «Отчет о наличии средств радиосвязи»;

¾ форма № 1-СРС «Сведения о регистрации средств телефонной связи»;

¾ форма № 1-СНАБ «Сведения о наличии аккумуляторных батарей и зарядных устройств»;

¾ форма № 1-СВТ «Отчет о наличии средств вычислительной техники (СВТ) и аппаратуры передачи данных (АПД)».

 

 

Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов

 

7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль

 

Информационные технологии оказывают существенное влияние на подходы таможенных органов к решению традиционных задач таможни любой страны – контроль товаров и перемещений с целью защиты от противоправных действий торгующих сторон, участников внешнеэкономической сделки (продавец, покупатель, перевозчик и т. д.) и обеспечения полноты уплаты причитающихся таможенных платежей.

Анализ основных задач, возлагаемых на таможенные органы, позволяет логически сгруппировать их по следующим сферам деятельности:

– контроль товаров и перемещений;

– начисление и сбор таможенных платежей;

– защита национальной экономики и общественных интересов;

– статистика внешней торговли и информационное обеспечение.

Приоритеты в реализации основных задач зависят от характера и объемов внешней торговли и общего уровня развития таможенной службы. Ускоренное развитие экономики, интеграция в международное сообщество, определяют основные направления деятельности таможенных органов. Развитие и ускорение внешней торговли – фундаментальная задача таможенных органов, которая является корневой в развитии экономики государств. Эффективное исполнение таможенных процедур и таможенного законодательства способствует не только развитию торговли, но и развитию национальной экономики в целом.

Функции таможни, необходимые для решения указанных задач, можно сформулировать следующим образом:

– развитие и ускорение торговли за счет внедрения современных технологий и эффективных процедур управления;

– обеспечение непротиворечивой и однородной реализации требований таможенного законодательства на всей таможенной территории;

– применение строгих методов управления, гарантирующих соблюдение непротиворечивости и однородности таможенного законодательства;

– поддержание усилий таможенных агентов по обработке большинства таможенных деклараций на складах временного хранения и пунктах пропуска;

– поддержание использования торговыми партнерами (продавцы, покупатели, таможенные агенты, перевозчики) информационных средств, совместимых со средствами таможенных органов;

– максимизация эффективности процедур расчета и сбора всех предусмотренных законодательством пошлин и платежей;

– поддержание и поощрение положительных тенденции в организации обслуживания торговых партнеров;

– внедрение качественной контролирующей системы, позволяющей вести ежедневную статистику транспортных средств, физических лиц, обработки товаров, анализ и выявление причин задержек;

– совершенствование контроля товаров в направлении адаптации к общепринятым мировым стандартам, в первую очередь к стандартам, принятым в Европейском союзе, с целью интеграции в общую систему таможенного контроля.

Выполнение всех перечисленных выше функций, решение возложенных на таможенные органы задач невозможно без создания эффективной информационной системы.

И для таможни, и для участника внешнеэкономической сделки важным фактором является уменьшение издержек при производстве таможенной очистки товаров. Информационные технологии в таможенных органах развивались и развиваются в направлении обеспечения эффективной обработки грузовых таможенных деклараций. Эффективная автоматизированная обработка грузовых таможенных деклараций обеспечивает:

1) увеличение производительности труда и для таможни и для участников внешнеэкономической деятельности (торгующих партнеров);

2) лучшее использование ресурсов;

3) сокращение затрат для таможни и для торгующих партнеров за счет:

– ускорения выпуска товаров;

– сбора и обработки точной и своевременной информации;

– совершенствования способов и методов осуществления таможенного оформления и контроля;

4) уменьшение очередей в местах таможенного оформления и контроля.

Автоматизация процедур таможенного оформления и контроля в соединении с электронным обменом данных между торговыми партнерами и таможней позволяет последней осуществлять проверку информации еще до прибытия товара на таможенную территорию. Эти элементы электронной торговли позволяют таможне уже на предварительных этапах оценить степень риска в отношении сделки и принять предварительное решение в отношении товаров по этой сделке.

Еще одним, может быть, самым важным фактором является единообразие применения таможенного законодательства. В данном контексте информационные таможенные технологии, являясь продуктом, построенным на строгом соблюдении правил, заложенных в таможенном законодательстве, обеспечивают единообразный подход и применение правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки.

Для многих стран, в том числе и для Республики Беларусь, таможенные платежи являются одной из важнейших статей дохода национального бюджета. Естественно, гарантировать полноту сбора таможенных платежей можно только в условиях наличия автоматизированной системы сбора, учета и контроля уплаты таможенных платежей, так как в современной ситуации ручная обработка данных практически невозможна.

На государственном уровне накапливаемые в автоматизированной информационной системе таможенных органов данные о внешней торговле (и не только республики, но и транзите через территорию республики) являются источником информации для анализа и прогнозирования. Практически невозможно было бы вручную обработать в каком-либо министерстве или ведомстве сотни тысяч деклараций для составления элементарнейшего отчета. И сейчас данные, накапливаемые в информационной системе таможенных органов Республики Беларусь, в настоящее время являются источником данных для статистики внешней торговли Республики Беларусь, составления Торгового баланса республики и т. д.

Описывая все преимущества внедрения информационных технологий в деятельность таможни, нельзя забывать самое главное: информационная система таможенных органов должна обеспечивать качество этих данных – полноту, достоверность и актуальность.

 

7.2. Модель информационной системы таможенных органов

 

Информационная система таможенных органов должна обеспечивать поддержку решения основных задач, возложенных на таможенные органы.

На рис. № 1 приведена схема взаимосвязей между основными задачами таможенных органов и подсистемами информационной системы, обеспечивающими решение этих задач.

 

               
   
 
   
     
-основные задачи таможенных органов
 
 
 
Рисунок 1. Взаимосвязи между основными задачами таможенных органов и подсистемами    

 


Таблица
Основные и вспомогательные задачи Обозначение Название процедуры (системы)
Начисление и сбор платежей RCA ACR PDC Планирование доходов Начисление-сбор и возврат платежей в торговом обороте Взимание платежей в неторговом обороте
Статистика и информационное обеспечение FTS MAS SMS MRM MIS CIN WFC RFM Статистика внешней торговли Система управления финансами Система управления кадрами Система управления материально - техническими ресурсами Система управления и защиты информационной сети Информационная сеть таможенных органов Система документооборота и контроля исполнения документов Система нормативно-справочной информации
Поддержка таможенных процедур   LAQ FCC AUC ELP COA   Лицензирование и квотирование Валютный контроль Информация о ценах с аукционов (бирж) Борьба с контрабандой и АТП Сотрудничество с другими ведомствами
Таможенный контроль и оформление товаров (перемещений) CMP CDD CDP RGI ROG RAS BWR FZR NIT IOP PDP FPC Обработка документов контроля доставки Контроль заявленных данных в декларации Процесс сбора и анализа деклараций Контроль ввозимых для переработки товаров Контроль вывозимых для переработки товаров Система оценки и управления рисками Режимы таможенного склада Режим свободной экономической зоны Национальный и интернациональный транзит (контроль доставки) Контроль ввоза/вывоза Обработка пассажирских деклараций Контроль международной почты  

 

В таблице дан перечень подсистем, составляющих модель информационной системы таможенных органов. На рис. № 2 приведена схема логических взаимосвязей подсистем при производстве таможенного контроля товаров и перемещений.

 

 
 

 

 
 

 

 

 
 

 

 


7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов

 

Основными областями таможенных органов подлежат автоматизации в соответствии с рекомендации по информационным технологиям Киотоской конвенции, а именно:

– контроль доставки товаров;

– обработка грузовых таможенных деклараций (импорт и экспорт);

– уведомление о выпуске товаров;

– обработка пассажирских таможенных деклараций;

– начисление, сбор и контроль уплаты платежей;

– таможенная статистика внешней торговли;

– специальная таможенная статистика и обработка информации;

– офисная работа (документооборот).

Опыт деятельности таможенной службы Республики Беларусь, ряда других стран показывает, что автоматизация приводит к необходимости ее осуществления применительно к конкретным условиям данной страны, с учетом перечня и первостепенности решаемых задач, а также подходов к их решению.

Приведенные выше схемы и перечень подзадач в процессе создания и развития информационной системы таможенных органов могут меняться, поэтому ниже будут рассмотрены лишь основные функциональные требования, которые должна обеспечивать информационная система таможенных органов.