СРС - СУПЛ)хДРС1(2,3,…)хУ

СОТх Д ОТ хУ

ПОТ = ––––––––––––––––––

365х100 %

 

где:

ПОТ – сумма подлежащих уплате процентов за предоставленную отсрочку, в белорусских рублях;

СОТ – исчисленная сумма таможенных платежей, на которую фактически предоставлена отсрочка, в белорусских рублях;

ДОТ – фактическое количество дней пользования отсрочкой уплаты таможенных платежей;

У – учетная ставка, применяемая Национальным банком Республики Беларусь на дату уплаты сумм таможенных платежей, в процентах годовых;

365- количество дней в году.

 

Подлежащая уплате сумма процентов за каждый период предоставленной рассрочки рассчитывается по формуле:

ПРС1(2,3,…) = –––––––––––––––––––––––––-

365х100 %

где:

ПРС1(2,3,…) – сумма подлежащих уплате процентов за определенный период предоставленной рассрочки, в белорусских рублях;

СРС – исчисленная сумма таможенных платежей, на которую фактически предоставлена рассрочка, в белорусских рублях;

СУПЛ –сумма ранее уплаченных таможенных платежей в предшествующие периоды, в белорусских рублях;

ДРС1(2,3,…) – фактическое количество дней пользования предоставленной рассрочкой уплаты таможенных платежей;

У- учетная ставка, применяемая Национальным банком Республики Беларусь на дату уплаты сумм таможенных платежей, в процентах годовых;

365– количество дней в году.

 

Общая сумма подлежащих уплате процентов за пользование рассрочкой рассчитывается как сумма процентов за каждый период предоставленной рассрочки.

Отсрочка уплаты акцизов и НДС, а также таможенной пошлины может предоставляться и в других случаях в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. Например, отсрочку уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на срок до шести месяцев без уплаты процентов за ее использование может получить предприятие, ввозящее сырье, материалы и комплектующие для производства продукции, предназначенной для экспорта за пределы Республики Беларусь и Российской Федерации. Причем в случае вывоза данных товаров в составе готовой продукции в указанный срок пошлина и налог не взимаются.

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются в бесспорном порядке таможенными органами Республики Беларусь независимо от обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания таможенных платежей с физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, с которых они взыскиваются в судебном порядке. За время существования задолженности по уплате таможенных платежей взыскивается пеня в размере учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату уплаты за каждый день просрочки, включая день уплаты. При отсутствии на счетах плательщика денежных средств взыскание обращается на гарантов и дебиторов должника, а также лиц, несущих солидарную и субсидиарную ответственность вместе с должником по уплате таможенных платежей, а затем на его имущество.

Суммы таможенных платежей, процентов, излишне поступившие в доход республиканского бюджета в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, по требованию плательщика (заявление в письменном виде) подлежат возврату либо зачету в счет предстоящих платежей, если не истек годичный срок с момента уплаты или взыскания таких платежей.

При возврате (зачете) сумм таможенных платежей и процентов проценты с них не выплачиваются.

Суммы уплаченных или взысканных таможенных платежей и процентов могут рассматриваться как излишне уплаченные или взысканные, если:

¾ суммы таможенных платежей пересчитаны при корректировке таможенной стоимости;

¾ излишняя уплата или взыскание произошли в результате неправильного применения ставок таможенных платежей, официального курса иностранных валют, устанавливаемых Национальным банком;

¾ излишняя уплата или взыскание произошли в период действия льгот по уплате таможенных платежей;

¾ излишняя уплата или взыскание произошло в результате изменения законодательства Республики Беларусь после проведения таможенного оформления товара, но вступившего в силу до либо в момент принятия таможенной декларации для целей таможенного оформления;

¾ в отношении товара восстановлен режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим;

¾ излишняя уплата произошла вследствие арифметической или технической ошибки;

¾ нарушен установленный порядок уплаты или взыскания;

¾ плательщиком в добровольном порядке перечислены суммы таможенных платежей и процентов в счет будущих платежей либо сверх начисленных платежей по таможенной декларации и иным документам, применяемым для исчисления таможенных платежей;

¾ суммы таможенных платежей и процентов уплачены в отношении товаров, которые по каким-либо причинам не были перемещены через таможенную границу Республики Беларусь либо не помещались под таможенные режимы, условием установления которых является уплата таможенных платежей;

¾ в иных случаях, предусмотренных законодательством.

 

В заключение приведемобщую схему расчета таможенных платежей, включающую следующие основные этапы:

1) определение кода и количества товара, являющегося предметом внешнеэкономической сделки, в соответствии с ТН ВЭД СНГ;

2) определение наличия или отсутствия действия в отношении данного товара мер нетарифного регулирования (запрет или ограничение на ввоз товара, лицензирование, сертификация, соответствие стандартам безопасности и качества, маркировка акцизными марками и т. д.);

3) определение таможенной стоимости товаров и страны их происхождения;

4) расчет суммы сборов за таможенное оформление в процентах от таможенной стоимости ввозимых товаров;

5) определение суммы подлежащих уплате таможенных пошлин в строгом соответствии с ТН ВЭД СНГ и страной происхождения товаров. Пошлина рассчитывается в процентах от таможенной стоимости товара (если установлена адвалорная ставка) или в евро за единицу товара (специфическая ставка). В случае, когда на товар установлена комбинированная ставка (например, 10 %, но не менее 5 евро за 1 кг), выбирается большая сумма пошлины из рассчитанных по адвалорной и специфической ставкам;

6) определение необходимости уплаты акциза, то есть является ли товар подакцизным (закон «Об акцизах»). В отношении маркируемых подакцизных товаров (алкогольные и табачные изделия) необходимо внести 30 % акциза в виде аванса при покупке акцизных марок, то есть еще до ввоза товаров на территорию республики. Налогооблагаемая база акцизов включает таможенную стоимость, рассчитанные суммы сбора за таможенное оформление и таможенной пошлины;

7) расчет подлежащей уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость (в налогооблагаемую базу теперь включаются таможенная стоимость товара, суммы сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины и акциза);

8) на последнем этапе определяется окончательный размер подлежащих уплате в бюджет таможенных платежей с учетом возможности получения отсрочки их уплаты, льгот и других преференций.

 

4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы

 

Налог на добавленную стоимость и акцизы в Республике Беларусь введены с 1992 года – 19 декабря 1991 года были приняты законы Республики Беларусь «Об акцизах» и «О налоге на добавленную стоимость». Также с 1992 года был введен налог на экспорт и импорт на товары, перечень которых утверждался Советом Министров, по ставкам в процентах от контрактной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров. До августа 1995 года НДС и акцизы не распространялись на внешнеэкономические операции и взимались только в отношении товаров, произведенных внутри страны.

С 1 мая 1994 года налог на экспорт и импорт был отменен и вступило в силу первое постановление правительства, утверждавшее первые ставки уже таможенных пошлин.

С 26 августа 1995 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 августа 1995 года № 300 «Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» вводится взимание НДС с импортируемых товаров по ставкам 10 и 20 % и акцизов по ставкам, установленным для каждого подакцизного товара в отдельности.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию страны (ввозная, или импортная, таможенная пошлина) и вывозе товара с ее территории (вывозная, или экспортная), который является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Среди таможенных платежей таможенная пошлина занимает особое место ввиду своей экономической роли. Таможенный тариф, включающий в себя систематизированный в соответствии с ТН ВЭД СНГ свод ставок таможенных пошлин, является одним из основных инструментов регулирования внешней торговли. В рамках налоговой системы импортная таможенная пошлина рассматривается как разновидность косвенного налога, увеличивающего цену иностранного товара на внутреннем рынке.

Один из основных элементов таможенной пошлины – ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов. Ставки пошлин устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Применяются следующие ставки таможенных пошлин:

1) адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

2) специфические, исчисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные, сочетающие оба вышеназванных вида.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Акциз– это косвенный налог, входящий в цену облагаемых товаров, именуемых подакцизными. Акциз взимается с отечественных и импортных товаров, при этом номенклатура подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке.

Акцизы и НДС выполняют две основные функции:

1) являясь экономической нетарифной мерой регулирования внешнеэкономической деятельности, способствуют созданию равных условий для конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке;

2) фискальную функцию, которая связана с пополнением доходной части государственного бюджета.

Экономическая природа косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) близка экономической природе таможенной пошлины, поскольку они увеличивают продажную цену товара и взимаются при пересечении товарами таможенной границы государства. Как и таможенная пошлина, эти налоги уплачиваются только при таможенном оформлении ввозимых товаров. Поэтому, эти налоги следует рассматривать отдельно от внутренних НДС и акцизов, которые уплачиваются регулярно и регулируются исключительно налоговым и финансовым законодательством.

Таким образом, к таможенным платежам относятся только те суммы акцизов и НДС, которые взимаются таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, и не относятся акцизы и НДС, которые подлежат уплате в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь и не связаны с перемещением товаров через таможенную границу.

В мировой практике существует два принципа взимания косвенных налогов – по стране назначения вывозимых товаров и по стране происхождения ввозимых товаров (работ, услуг). Большинство развитых стран при решении данного вопроса придерживаются первого принципа, который означает, что экспортируемые товары и услуги облагаются по ставке 0 % или освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и акцизами, и в полной мере подлежат налогообложению импортируемые товары. При использовании второго принципа, наоборот, вывозимые товары косвенными налогами облагаются, а импортируемые – нет.

Применение данных принципов в торговых отношениях между двумя странами позволяет избежать двойного налогообложения, когда товар облагается акцизами и НДС в обеих странах.

В Республике Беларусь принцип взимания НДС и акцизов при ввозе зависит от страны-импортера товара. Так, товары, ввозимые с территории Российской Федерации, Грузии и Туркменистана (по состоянию на 1 июля 2001 года), данными налогами при их ввозе на территорию Республики Беларусь не облагаются, то есть в торговых отношениях с этими государствами осуществляется взимание косвенных налогов по принципу страны происхождения. Товары же, ввозимые с территорий всех остальных стран, облагаются НДС и акцизами в общеустановленном порядке – косвенные налоги взимаются по принципу страны назначения.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и(или) реализуемых на таможенной территории. Акцизами облагаются в основном товары повышенного спроса и предметы роскоши. Например, спирт и спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, микроавтобусы и легковые автомобили.

Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров – твердые (специфические) ставки – или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база (основа исчисления) по товарам, ввозимым на таможенную территорию республики и подлежащим обложению акцизами, определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, – как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, – как сумма их таможенной стоимости и подлежащих уплате таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление.

Таким образом, при применении адвалорной ставки, акциз рассчитывается по следующей формуле:

 

АС = БА х А%,

где: АС – сумма акцизов;

БА – налоговая база по товарам, подлежащим обложению акцизами;

А% – адвалорная ставка акцизов.

 

При этом БА = Т + СТО + ПИП,

где: Т – таможенная стоимость ввозимого товара;

СТО – сумма подлежащих уплате таможенных сборов за таможенное оформление в отношении подакцизного товара (основного и дополнительного);

ПИП – сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины.

При применении специфической ставки, которая установлена в евро, акциз рассчитывается по формуле:

 

АС = КТ х А х КЕВРО,

где: АС – сумма акцизов;

КТ – количество товара в единицах измерения, в которых установлена ставка акцизов;

А – установленная ставка акцизов в евро за единицу товара;

КЕВРО – официальный курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь.

Алкогольные и табачные изделия (за исключением алкогольных изделий, расфасованных в тару емкостью 0,01 л и менее, а также 10 л и более, и пива независимо от емкости расфасовочной тары) подлежат маркировке акцизными марками установленного образца.

Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии выполнения лицами, ввозящими данные товары на территорию Республики Беларусь, ряда законодательно установленных обязательств, среди которых – размещение их в установленных местах хранения, предоставление отчета таможенным органам об использовании акцизных марок, возврат поврежденных и неиспользованных марок. Марки должны быть наклеены на подакцизные товары и не могут быть переданы налогоплательщиком иным лицам. Помимо приобретения акцизных марок, еще до фактического ввоза подакцизных товаров плательщик должен уплатить авансовый платеж акциза в размере 30 % его суммы, подлежащей уплате.

 

Налоговой базой для обложения товаров налогом на добавленнуюстоимость является таможенная стоимость таких товаров, которые ввозятся на территорию Республики Беларусь и заявляются в таможенных режимах, требующих его уплаты, к которой добавляются подлежащие уплате таможенные сборы за таможенное оформление, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – сумма акциза.

Законодательством установлены следующие ставки НДС при экспорте-импорте товаров:

1) при экспорте – 0 %;

2) при импорте:

–– 10 % в отношении ввозимых продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

–– 20 % в отношении остальных товаров.

Сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь рассчитывается по следующей формуле:

СНДС = БНДС х Н,

где: СНДС – сумма налога на добавленную стоимость;

БНДС налоговая база по товарам, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость;

Н – ставка налога на добавленную стоимость, в процентах.

 

При этом БНДС = Т + СТО + ПИП + АС,

где: Т – таможенная стоимость ввозимого товара;

СТО – сумма подлежащих уплате таможенных сборов за таможенное оформление (основного и дополнительного);

ПИП – сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины;

АС – сумма подлежащих уплате акцизов.

Как уже отмечалось, в торговых отношениях с Российской Федерацией применяется принцип взимания косвенных налогов в соответствии со страной происхождения товаров, то есть при ввозе на территорию Беларуси товары из России НДС и акцизами не облагаются. Однако товары, ввозимые из Российской Федерации, происходящие из третьих стран и выпущенные в России в свободное обращение, подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами при их ввозе на территорию республики.

 

 

4.3. Таможенные сборы

 

Таможенная пошлина и косвенные налоги, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу, были определены нами как основные таможенные платежи, так как их уплата является основным условием такого перемещения и они имеют важное функциональное значение, являясь средствами регулирования внешней торговли. Однако среди таможенных платежей выделяются таможенные сборы, уплата которых может и не носить обязательный характер. Часть из них непосредственно связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, другие связаны с фактическим предоставлением услуг или совершением иных юридически значимых действий таможенными органами. Обязательный характер при перемещении товаров и транспортных средств носит лишь уплата сбора за таможенное оформление.

За таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также товаров, не предназначенных для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, взимаются таможенные сборы за таможенное оформление (СТО).

Основой для исчисления СТО является таможенная стоимость ввозимых (вывозимых) товаров.

СТО взимаются в размере 0,10 % от таможенной стоимости товаров в валюте Республики Беларусь (далее – основной сбор) и дополнительно в размере 0,05 % от таможенной стоимости товаров в иностранной валюте, покупаемой Национальным банком Республики Беларусь (далее – дополнительный сбор). При этом Государственный таможенный комитет Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов вправе в исключительных случаях изменять валюту платежа, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Республики Беларусь, в том числе в связи с проведением выставочных, спортивных, культурно-зрелищных и других подобных мероприятий, взимаются в двойном размере.

Определены случаи, когда дополнительный сбор может уплачиваться в белорусских рублях:

1) если подлежащая уплате сумма дополнительного сбора в иностранной валюте не превышает эквивалента десяти долларов США;

2) при таможенном оформлении товаров, перемещаемых юридическими лицами по договорам, финансируемым за счет средств бюджета Республики Беларусь;

3) при таможенном оформлении товаров, перемещаемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими текущего (расчетного) валютного счета в банковском учреждении Республики Беларусь, осуществляющем их расчетно-кассовое обслуживание;

4) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь юридическими лицами товаров, предназначенных для производственных целей, по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных Правительству Республики Беларусь либо под гарантии Правительства Республики Беларусь;

5) при таможенном оформлении товаров, происходящих и ввозимых из стран Содружества Независимых Государств либо происходящих и вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь в страны СНГ по контрактам, платежи по котором осуществляются в валюте этих стран;

6) при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в соответствии с договором по товарообменным (бартерным) операциям, при исполнении как экспортной, так и импортной частей такого договора;

7)при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в соответствии с договором дарения;

8)другие случаи, установленные законодательством.

В соответствии со ст. 115 Таможенного кодекса Республики Беларусь за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Республики Беларусь, взимаются специальные сборы за хранение. Таким образом, сборы за хранение товаров и транспортных средств могут взиматься на этапе основного таможенного оформления, до помещения товаров под определенный таможенный режим, и в случае помещения товаров и транспортных средств под режим таможенного склада.

Государственным таможенным комитетом установлены размеры и порядок уплаты сборов за хранение, а также предельные сроки хранения товаров на складах временного хранения и таможенных складах, в случае нарушения которых нарушители привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В случае, если владельцем таможенного склада или складов временного хранения являются юридические лица Республики Беларусь, взаимоотношения между владельцем склада и лицами, помещающими товары на склад, в том числе и оплата услуг по хранению, строятся на договорной основе.

За таможенное сопровождениетоваров и транспортных средств с учетом правил доставки товаров под таможенным контролем предусмотрена оплата сборов за таможенное сопровождение. Доставка товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем – это перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов и других налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.

Доставка под таможенным контролем осуществляется в отношении ввозимых и вывозимых товаров в следующих случаях:

¾ если помещение под таможенный режим (основное таможенное оформление) ввозимых товаров производится не в том таможенном органе, в регионе места деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или товары ввозятся с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь;

¾ в случае ввоза товаров, подлежащих обложению таможенными платежами на таможенную территорию Республики Беларусь, в отношении которых не уплачены суммы таможенных платежей или не произведено необходимого обеспечения уплаты таможенных платежей, в отношении товаров, подлежащих помещению под режим выпуска в свободное обращение;

¾ других случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Таможенный орган принимает решение об осуществлении таможенного сопровождения товаров в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, например когда перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, не может быть осуществлена таможенным перевозчиком, когда пограничным таможенным органом принято решение о производстве досмотра товаров на приграничных складах временного хранения или когда соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено другими мерами. Законодательно установлены размеры платежей за таможенное сопровождение товаров, которые подлежат уплате до ее фактического осуществления.

Таможенным кодексом Республики Беларусь (гл. 39) предусмотрена возможность принятия предварительного решения таможенными органами в отношении классификации товаров, их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей и по другим вопросам применения таможенных законодательных актов Республики Беларусь в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции. В установленном порядке взимается плата за принятие предварительного решения в размерах, определенных нормативно-правовыми актами Государственного таможенного комитета.

Главой 38 Таможенного кодекса Республики Беларусь («Обеспечение заинтересованных лиц информацией и консультирование по таможенным вопросам») предусмотрено взимание платы за информирование (предоставление заинтересованным лицам опубликованных нормативных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы) и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Нормативными актами Государственного таможенного комитета установлены порядок и размеры сборов, в зависимости от вида предоставляемой информации, за предоставление такого рода услуг таможенными органами. Сборы за информирование и консультирование связаны с возможностью получать у таможенных органов платные консультации по вопросам таможенного законодательства и практикой его применения.

Получение лицензий на право осуществления некоторых видов деятельности, находящейся под непосредственным контролем таможенных органов, связано с уплатой сборов за выдачу разрешений на такие виды деятельности. В качестве примера можно привести деятельность таможенного агента, таможенного перевозчика.

Для получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению также предусмотрена оплата специального сбора.

4.4. Льготы по таможенным платежам

 

Случаи предоставления таможенных льгот регламентируются таможенным и налоговым законодательством Республики Беларусь (Инвестиционным кодексом, законами «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.), а также международными договорами Республики Беларусь.

Ни Совет Министров, ни Государственный таможенный комитет не наделены правом предоставления льгот, то есть не могут по своему усмотрению освобождать от уплаты или возвращать уже уплаченные таможенные пошлины, акцизы и налог на добавленную стоимость. Правительство и Государственный таможенный комитет только разрабатывают положения по их предоставлению в соответствии с законами и международными договорами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента либо устанавливают ставки платежей, если нормативными правовыми актами уполномочены на их установление.

Индивидуальные льготы по уплате налогов и таможенных платежей, то есть льготы отдельным субъектам хозяйствования и физическим лицам, могут предоставляться исключительно решениями Президента. Такие индивидуальные льготы в отношении платежей, взимаемых таможенными органами Беларуси, могут быть предоставлены в виде:

1) налогового кредита (перенос установленных законодательством сроков уплаты юридическими и физическими лицами таможенных платежей либо их части);

2) освобождения от их уплаты;

3) снижения ставок;

4) возмещения сумм уплаченных платежей.

Всеми основными таможенными платежами не облагаются ввозимые и вывозимые товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость не облагаются товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию Республики Беларусь по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Например, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввозимые в страну по договорам аренды (лизинга) транспортные средства, предназначенные для международных перевозок пассажиров и товаров.

Товары, ввозимые в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами при условии, что эти товары:

¾ относятся к основным производственным фондам;

¾ не являются подакцизными;

¾ ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями;

¾ имеют суммарную стоимость, не превышающую указанного в учредительных документах размера неденежного вклада иностранного участника.

Кроме того, от обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе в республику освобождаются, например:

¾ технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

¾ товары (за исключением подакцизных), приобретенные на средства иностранной помощи, оказываемой иностранными государствами или международными организациями, а также ввозимые в качестве безвозмездной технической помощи для совместных научно-исследовательских работ в соответствии с договорами, заключенными с иностранными образовательными и научными организациями;

¾ оборудование и приборы, ввозимые организациями исключительно для научно-исследовательских целей в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

¾ специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел;

¾ все виды печатных изданий, получаемые государственными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также кино- и видеопроизведения, ввозимые государственными кино- и видеоорганизациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

¾ сырье для производства хлебобулочных изделий и комбикормов по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что товары, таможенное оформление которых производилось с предоставлением льгот, могут использоваться либо распоряжение таким товарами может производиться только в целях, в связи с которыми предоставлены данные льготы. При этом помещение под таможенный режим выпуска для свободного обращения товаров с освобождением от обложения таможенными платежами производится при условии представления в таможню, производящую таможенное оформление, письменного обязательства (в произвольной форме) об использовании таких товаров либо распоряжении ими исключительно на территории Республики Беларусь и в целях, в связи с которыми предоставлены данные льготы.

 

4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем

При перевозке ввезенных на территорию Беларуси товаров под таможенным контролем от пунктов ввоза до складов временного хранения (СВХ) или до пунктов вывоза, от СВХ до пунктов вывоза, между складами, в случаях перевалки таких товаров с железнодорожного, воздушного, речного транспорта на автомобильный, в таможню необходимо представить обеспечение уплаты таможенных платежей. Это является гарантией погашения задолженности по уплате таможенных платежей, например,в случае если товары не прибудут в таможню назначения.

Мерами по обеспечению уплаты таможенных платежей являются:

¾ внесение на депозитный или валютный счет таможни причитающихся сумм, которые после доставки товаров по заявлению плательщика подлежат обращению в таможенные платежи, зачету в счет будущего обеспечения либо возврату;

¾ гарантии третьих лиц, в том числе обязательства таможенных гарантов;

¾ залог товаров и транспортных средств;

¾ перевозка товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года (конвенция МДП);

¾ временный ввоз товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года (конвенция АТА).

¾ В некоторых случаях применение мер по обеспечению уплаты платежей при перевозке ввезенных товаров и транспортных средств под таможенным контролем не требуется, если:

¾ на ввезенные товары не установлены ставки таможенных платежей;

¾ ввезенные товары в соответствии с законодательством Республики Беларусь освобождены от обложения таможенными платежами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения, за исключением случаев условного выпуска;

¾ сумма обеспечения уплаты таможенных платежей не превышает в эквиваленте 100 долларов США;

¾ перевозка ввезенных товаров осуществляется при таможенном сопровождении;

¾ перевозка ввезенных товаров осуществляется таможенным перевозчиком;

¾ ввезенные товары (за исключением подакцизных или перевозимых транзитом) имеют характер гуманитарной помощи либо предназначены для благотворительных целей.

Сумма обеспечения уплаты определяется как сумма таможенных платежей, подлежащих уплате при помещении ввезенных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения, на основании ставок таможенных платежей, установленных законодательством Республики Беларусь, по формуле:

С=СТО + СП + СА + СНДС,

 

где С – сумма денежных средств, необходимых для обеспечения уплаты таможенных платежей;

СТО – сумма сборов за таможенное оформление;

СП– сумма таможенной пошлины;

СА – сумма акциза (при ввозе подакцизных товаров);

СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, разработанная Европейской экономической комиссией ООН, касается перевозки товаров, осуществляемой без их промежуточной перегрузки в дорожных и транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одной страны до таможни назначения другой.

Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита таможенных пошлин, налогов и от уплаты сбора за таможенное оформление в промежуточных таможнях. Товары, перевозимые с применением книжки МДП (карнет TIR) в запломбированных контейнерах, запломбированных транспортных средствах или запломбированных составах транспортных средств, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания предполагать, что в запломбированных контейнерах или транспортных средствах находятся не указанные в грузовом манифесте книжки МДП предметы.

Осуществлять перевозку с применением процедуры МДП имеет право только держатель книжки МДП, оформленной соответствующим образом и выданной гарантийными объединениями государств – участников Конвенции МДП 1975 года. В Республике Беларусь гарантийной ассоциацией при перевозке товаров под таможенным контролем с целью транзита через территорию Республики Беларусь либо доставки из одного пункта таможенного оформления в другой с соблюдением процедуры МДП является Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП).

Ответственность БАМАП по уплате таможенных платежей при нарушении процедуры перевозки распространяется как на белорусских, так и на иностранных перевозчиков, перевозящих товары с соблюдением книжки МДП по территории Республики Беларусь независимо от того, какая национальная гарантийная ассоциация выдала книжку МДП.

По каждой книжке МДП гарантируется уплата таможенных пошлин и налогов в пределах 50 тыс. долларов США.

В случае нарушения таможенного законодательства Республики Беларусь таможенные платежи и проценты за просрочку, причитающиеся в связи с нарушением таможенного законодательства, в установленном порядке взыскиваются с перевозчика, а в случае невозможности взыскания обязанность по уплате вышеперечисленных суммвозлагается на гарантийную ассоциацию.

Для реализации положений Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров, подписанной в Брюсселе 6 декабря 1961 года, и Конвенции о временном ввозе, подписанной в Стамбуле 26 июня 1990 года, а также в целях упрощения процедур таможенного оформления и контроля за товарами, ввозимыми на таможенную территорию Республики Беларусь с освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами, таможенные органы Республики Беларусь осуществляют таможенное регулирование и контроль с использованием карнетов АТА при помещении таких товаров под таможенный режим временного ввоза.

Карнет АТА – международный таможенный документ, который используется в качестве таможенной декларации при помещении ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь товаров (за исключением транспортных средств) под таможенные режимы временного ввоза или транзита и при помещении вывозимых за пределы таможенной территории Республики Беларусь товаров под таможенный режим временного вывоза и в качестве международно действующей гарантии уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов на таможенной территории Республики Беларусь в отношении таких товаров.

Гарантирующей и выдающей организацией в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза на территории Республики Беларусь и, соответственно, под таможенный режим временного вывоза с применением карнетов АТА, является Белорусская торгово-промышленная палата, которая гарантирует таможенным органам Республики Беларусь уплату таможенных платежей в случае несоблюдения держателем карнета АТА условий пользования товарами, установленных таможенным режимом временного ввоза, с момента ввоза таких товаров в Республику Беларусь до момента их вывоза за пределы Республики Беларусь.

В случае нарушения держателем карнета АТА таможенного законодательства в отношении товаров, ввозимых с применением карнета, ввозные пошлины и налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары были выпущены в режиме свободного обращения на таможенной территории Республики Беларусь.

 

4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами

 

Физическими лицами в отношении ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности (принадлежащее на праве владения, пользования, распоряжения личное имущество или иные товары, перемещение которых через таможенную границу не связано с осуществлением производственной или иной коммерческой деятельности), таможенные пошлины и налоги уплачиваются по единым ставкам, за исключением случаев освобождения от их уплаты.

При этом единая ставка включает все предусмотренные законодательством таможенные пошлины и налоги, взимаемые за перемещаемые через таможенную границу товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности. Вместе с тем остается необходимость уплаты таможенных сборов дополнительно за таможенное оформление.

Предназначение ввозимых товаров устанавливается таможенными органами исходя из характера, количества, частоты перемещения таких товаров и с учетом всех обстоятельств поездки физического лица, а также при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу Республики Беларусь не в целях личного использования или потребления физическим лицом или членами его семьи либо отчуждения в качестве подарка.

Полностью освобождаются от уплаты таможенных платежей (в том числе таможенных сборов за оформление) при ввозе физическими лицами в Республику Беларусь в общем случае:

1) личное имущество (за исключением мебели, транспортных средств и сельскохозяйственной продукции), приобретенное за пределами Республики Беларусь, таможенная стоимость которого не превышает сумму, эквивалентную 1 тыс. долларов США, с учетом количественных ограничений, приводимых ниже;

2) личное имущество, пересылаемое в международных почтовых отправлениях, таможенная стоимость которого эквивалентна сумме до 100 долларов США включительно;

3) товары не для коммерческих целей независимо от их таможенной стоимости, в том числе мебель и одно транспортное средство, ввозимые лицом, переселяющимся в Республику Беларусь на постоянное местожительство, при условии их ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь из страны предыдущего проживания в течение шести месяцев с даты прибытия на постоянное местожительство лица, ввозящего такие товары;

4) товары не для коммерческих целей независимо от их таможенной стоимости, в том числе мебель и одно транспортное средство, полученные резидентом Республики Беларусь в наследство за пределами Республики Беларусь;

5) сельскохозяйственные продукты на одного человека:

¾ общим весом до 50 килограммов независимо от страны происхождения и ввоза;

¾ общим весом до 100 килограммов, происходящие и ввозимые из стран СНГ;

¾ предназначенные для употребления в пути следования.

6) не более 3 литров алкогольных напитков, 200 штук сигарет либо 200 граммов табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего 18-летнего возраста;

7) не более 5 единиц ювелирных изделий, 3 предметов одежды из натуральной кожи и(или) меха, 1 единицы видеозаписывающей или видеовоспроизводящей аппаратуры на одного человека, стоимость которых не превышает 1 тыс. долларов США.

При вывозе из Республики Беларусь полностью освобождаются от обложения таможенными платежами:

1) личное имущество, таможенная стоимость которого не превышает сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США;

2) личное имущество, пересылаемое в международном почтовом отправлении, таможенная стоимость которого не превышает сумму, эквивалентную 2 тыс. долларов США;

3) товары не для коммерческих целей независимо от их таможенной стоимости при вывозе лицом, переселяющимся из Республики Беларусь на постоянное местожительство за границу.

При этом полностью освобождается от обложения таможенными платежами при ввозе (вывозе) состоящее из 1 единицы товара или 1 комплекта (гарнитур, сервиз и т. д.) личное имущество, таможенная стоимость которого превышает указанные выше ограничения, но не более чем на 20 %.

С уплатой таможенных пошлин и налогов ввозятся в Республику Беларусь:

1) транспортные средства, приобретенные за пределами таможенной территории Республики Беларусь (мотоциклы, легковые автомобили, микроавтобусы и грузовые фургоны на их базе):

а) по единой ставке 0,5 евро за 1 см³объема двигателя в отношении транспортных средств:

–– с момента выпуска которых прошло менее трех лет (включительно) независимо от пробега;

–– с объемом двигателя 2500 см³ (включительно) и более;

–– с момента выпуска которых прошло более десяти лет;

б) по единой ставке 0,35 евро за 1 см³ объема двигателя в отношении иных транспортных средств;

2) личное имущество, таможенная стоимость которого превышает установленные ограничения и составляет сумму, эквивалентную не более 10 тыс. долларов США, в части такого превышения по единой ставке 30 % от его таможенной стоимости;

3) мебель, таможенная стоимость которой не превышает сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США, по единой ставке 50 % от таможенной стоимости.

Данная ставка распространяется и на состоящую из 1 единицы товара или 1 комплекта (гарнитур, набор и т. д.) мебель, таможенная стоимость которой превышает указанное ограничение, но не более чем на 20 %;

4) товары, не относящиеся по своему предназначению к личному имуществу, с таможенной стоимостью, эквивалентной сумме не более 10 тыс. долларов США, и весом, составляющим не более 200 кг, по единой ставке:

–– 30 % от их таможенной стоимости, но не менее 2 евро за 1 килограмм общего веса в отношении товаров, ввозимых их собственником в сопровождаемом багаже;

–– 50 % от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг общего веса в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в несопровождаемом багаже;

5) сельскохозяйственные продукты с таможенной стоимостью, эквивалентной сумме не более 5 тыс. долларов США, и весом не более 10 тыс. кг по единой ставке 30 % от их таможенной стоимости;

6) личное имущество, ввозимое иным способом, чем международная почтовая связь, в адрес физического лица, не выезжавшего за пределы таможенной территории Республики Беларусь, таможенная стоимость которого не превышает суммы, эквивалентной 10 тыс. долларов США (включительно), а вес составляет не более 200 кг по единой ставке 30 % от его таможенной стоимости.

В отношении товаров, ввозимых физическими лицами сверх установленных максимальных стоимостных и количественных ограничений, применяется общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

 

РАЗДЕЛ VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу

Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования

 

Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Кроме того, данные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Для этих целей существует сложный комплекс мер, получивший обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР), или «нетарифные ограничения» (НТО).

В качестве объекта нетарифного регулирования нельзя ограничиваться только внешнеэкономической деятельностью. Перемещение через таможенную границу личного имущества, не предназначенного для производственной или коммерческой деятельности, а также гуманитарной помощи сложно отнести к ВЭД. Вместе с тем и в этих случаях очевидна необходимость применения соответствующих ограничений, направленных на обеспечение общественной и государственной безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растении.

Таким образом, и с учетом семантики слова «нетарифные» (то есть все меры, за исключением тарифных), нетарифные меры регулирования можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров и т. д.), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.

Существуют сотни различных мер и методов нетарифного воздействия и регулирования внешней торговли и порядка перемещения товаров через таможенную границу, причем перечень этих мер продолжает расширяться. Международные переговоры под эгидой ЮНКТАД, ГАТТ (в настоящее время – ВТО), Совета по таможенному сотрудничеству (в настоящее время – Всемирная таможенная организация), в рамках Европейской экономической комиссии ООН и других международных межгосударственных организаций привели к созданию соглашений, представляющих своеобразные своды правил по применению и использованию различных форм нетарифных ограничений, и к появлению четких, закрепленных в правовых документах определений отдельных видов нетарифных ограничений. Сейчас вряд ли возникнут споры в отношении определения таких видов НМР, как квотирование и лицензирование многих видов технических барьеров в торговле, фитосанитарных мер, запретов экспорта и импорта по соображениям безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений и др. Но в настоящее время существует большое количество НМР, которые остались за пределами четких правовых определений, позволяющих создать международные, приемлемые для всех стран правила их применения.

Нетарифные ограничения распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров в различных странах неодинаково. Однако ни одна страна не отказалась от их применения и не ставит этой задачи на ближайшее будущее. Напротив, как свидетельствуют данные ВТО, МВФ, ЮНКТАД, они сохраняют свою роль в международной торговле, на смену одним видам НТО приходят другие.

НТО существенно затрагивают экономические интересы экспортеров и импортеров Республики Беларусь при их выходе на внешние рынки. Незнание нетарифной сферы регулирования внешней торговли зарубежных государств несет с собой существенные потери от нерационально организованных внешнеторговых операций.

Термин «нетарифные меры регулирования» охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, которые создают препятствия для внешней торговли товарами и услугами. Сегодня в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных ограничений, разработанные секретариатами ГАТТ, ЮНКТАД, Международным банком и рядом других организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации при использовании нетарифных ограничений в мировой торговле, для разработки мер по их взаимному ослаблению в ходе многосторонних торговых переговоров, для создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, и для организации национальных систем регулирования внешней торговли.

Следует подчеркнуть, что в мировой практике принято различать меры нетарифного регулирования, специально создаваемые, с тем чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта и др.), и нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер и др. Побочное действие этих мер также создает препятствия для международной торговли (иногда путем их сознательного использования в этих целях). Применение нетарифных ограничений, входящих в первую группу, опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим органам исполнительной власти, как правило, центральным правительственным органам. Что же касается второй группы нетарифных ограничений, то практика большинства стран мира преследует цель разработать международные соглашения о правилах использования мер технической, экологической политики, правил и норм здравоохранения, сертификации и т. п., о взаимном признании национальных мер в этой области, с тем чтобы свести к минимуму их ограничительное действие в международной торговле.

Классификационные схемы НМР, получившие признание в настоящее время, насчитывают более 600 конкретных видов нетарифных ограничений (схемы ГАТТ, МБРР, ЮНКТАД, Международной Торговой Палаты).

Наиболее распространенные меры нетарифного регулирования классификационная схема ГАТТ объединяет в пять групп.[8]

1. Количественные ограничения и сходные административные меры: импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании при производстве готовой продукции.

2. Меры финансового характера: предварительные импортные депозиты, скользящие налоги, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

3. Ограничительная практика правительственных органов: субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная (для национальных предприятий) система размещения государственных заказов, транспортные мероприятия, дискриминирующие иностранные грузы и предприятия, региональная политика развития, устанавливающая льготы отдельным регионам (по экспорту и импорту), научно-исследовательская и конструкторская деятельность, пользующаяся льготным государственным финансированием, дискриминационная политика в отношении иностранных инвестиций, связанных с внешней торговлей, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика, практика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их.

4. Таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и общепринятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле: в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно. Это же касается завышенных и произвольных требований к документам, необходимым для таможенного оформления, особенно когда экспортеры и импортеры не могут использовать независимую судебную защиту (или лишены ее) либо таможенные власти не несут достаточной судебной и финансовой ответственности за неправомерные действия. Пути устранения этой группы нетарифных барьеров подробно регламентированы в Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).

5. Технические барьеры в торговле: санитарно-ветеринарные нормы и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары; промышленные стандарты и требования безопасности; требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки. Эта группа мер сейчас регулируется Кодексом по техническим барьерам, который прямо устанавливает, что такие меры не должны формулироваться или применяться таким образом, чтобы создавать препятствия для международной торговли.

Наиболее полная классификационная схема нетарифных ограничений, дающая представление об основных обобщенных группах НТО, приведена в книге И. И. Дюмулена «Нетарифные ограничения в международной торговле». В эту схему включены как НТО, прямо преследующие цель регулирования внешней торговли (в первую очередь импорта), так и те средства экономической, финансово-валютной и технической политики, которые, выполняя свои основные функции, могут быть превращены в нетарифные барьеры. Для этого достаточно с различной степенью жесткости использовать их в отношении отечественных и иностранных товаров. Эти виды НТО сегодня в разном объеме применяются как развитыми, так и развивающимися странами.

 

 

Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений

2.1. Количественные ограничения

 

Количественные ограничения экспорта и импорта – это прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Их появление внесло много нового в традиционный, сложившийся рыночный механизм регулирования экономических связей. По характеру своего действия они существенно отличаются от таможенных пошлин, налогов и ряда других средств протекционизма, ограничивавших ввоз товаров. Действуя через механизм цен, названные средства прямо повышали цены иностранных товаров и тем самым вызывали сокращение их ввоза. Однако ни таможенные пошлины, ни другие стоимостные средства протекционизма не ограничивали самостоятельности предприятий в вопросах выхода на внешний рынок, не устанавливали прямых норм, определяющих количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу, не ограничивали круга стран, откуда эти товары могли быть ввезены. Все это делают количественные ограничения.


 

 

Механизм протекционистского воздействия количественных ограничений импорта представляется довольно ясным. Количественные ограничения импорта, закрывая свободный доступ иностранному товару в страну, по существу, на какое-то время изолируют внутренний рынок. Это в свою очередь отражается на спросе и предложении товаров в стране (предложение товаров, являющихся объектом ограничений, сокращается) и отрывает ценообразование на эти товары от движения и уровня мировых цен. Кроме того, механика распределения лицензий и контингентов обычно сужает круг фирм-импортеров, имеющих возможность выходить на внешний рынок, и повышает степень монополизации внутренних рынков товаров, на которые установлены количественные ограничения. Все это в конечном итоге создает условия для более значительного повышения внутренних цен, чем то, которого можно добиться с помощью таможенных пошлин.

Таким образом, по своему конечному экономическому эффекту (повышение внутренних цен в стране и прибылей) количественные ограничения отличаются от других средств протекционизма своей большей эффективностью.

Наиболее распространенная форма количественных ограничений – лицензирование. На ее долю в начале 70-х годов приходилось около половины всех случаев применения количественных ограничений. И это не случайно. Лицензирование дает особенно широкие возможности использовать государственный аппарат для регулирования внешней торговли в интересах ведущих монополий. Более 82 % всех случаев современного использования лицензий приходилось на долю промышленных товаров, в том числе 26 % – на долю машиностроения и средств транспорта; 10 % – на химические товары. На долю сельскохозяйственных товаров приходилось около 18 % всех случаев применения этих ограничений[9].

Режим индивидуального лицензирования остается в торгово-политической практике многих развитых стран. Индивидуальные импортные лицензии являются особенно жесткой формой импортных ограничений. Они позволяют избирательно и дискриминационно сокращать импорт конкретных товаров из определенных государств. В тех случаях, когда применение этих лицензий сочетается с валютным контролем над внешней торговлей, предоставление лицензий означает и предоставление необходимых валютных средств для ввоза товаров. Индивидуальные лицензии часто применялись развитыми странами в дискриминационных целях в отношении России и некоторых других государств. В частности, до настоящего времени вывоз некоторых товаров в Россию из США, многих стран западной Европы и Японии может производиться только по индивидуальным лицензиям.

Индивидуальная импортная лицензия – это, как правило, разовое разрешение на импорт или экспорт товара. Она выдается органом власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы и является именной. Фирма, получившая лицензию, не может передать ее другому импортеру. Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указаны количество и стоимость товара, разрешенного к импорту или экспорту, страна происхождения или назначения товара. Срок действия индивидуальной лицензии ограничен по времени.

В отдельных странах существуют так называемые открытые индивидуальные лицензии. Они отличаются тем, что позволяют фирме, получившей такую лицензию, ввозить указанный в ней товар без ограничений его количества. Но этот тип лицензий применяется крайне редко.

Генеральная импортная лицензия – это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары из всех стран мира (так называемая глобальная, или открытая, генеральная лицензия) или только из определенных, указанных в ней стран. В связи с тем, что современная торгово-политическая практика большинства государств разрешает ввоз по генеральным лицензиям многих товаров, перечисление которых превратило бы генеральную лицензию в громоздкий документ, в генеральной лицензии часто указывают лишь товары, запрещенные к ввозу, с добавлением, что все остальные товары можно импортировать свободно на основании генеральной лицензии.

Генеральные импортные лицензии и списки товаров, относящихся к ним, периодически публикуются в официальных изданиях, содержащих сведения о контроле над внешней торговлей. Наряду с генеральными лицензиями во многих странах с конца 50-х годов стала развиваться практика выдачи так называемых автоматических лицензий. Автоматические лицензии не отменяют лицензию как разрешение на импорт товара, но процесс выдачи лицензии упрощается. Импортер, давая заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз товара. По существу своего действия автоматическое лицензирование несколько похоже на генеральную лицензию: формальности, связанные с получением лицензии, упрощены до минимума, но в то же время сохраняется и продолжает действовать правовой механизм, позволяющий правительственным органам осуществлять контроль и наблюдение (мониторинг) за внешней торговлей.

Лицензионный порядок импорта обычно сочетается с контингентированием (квотированием) ввоза иностранных товаров.

Обычно используются два типа контингентов: глобальные квоты и квоты, распределенные по странам (их иногда называют индивидуальные квоты).

Глобальные квоты – это важнейший метод современного контингентирования. Глобальная квота (или глобальный кон