Отменяет решение и назначает проведение дополнительной проверки.

В акте проверки должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта.

К акту проверки прилагаются письменные объяснения лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях, а также копии грузовых таможенных деклараций, товаросопроводительных, бухгалтерских и иных документов, письма, акты, приказы, справки и расчеты, составленные в период проверки, и другие документы и сведения, имеющие непосредственное отношение к проверяемому субъекту.

В тех случаях, когда выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто, когда необходимо принять неотложные меры или привлечь к ответственности виновных лиц, проверяющими до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки. Факты, изложенные в нем, включаются в общий акт проверки.

К акту проверки также приобщаются материалы на основании которых составлялся промежуточный акт проверки.

 

 

Четвертый этап проверки финансово-хозяйственной деятельности ознакомление представителей проверяемого субъекта с промежуточным актом проверки, общим актом (справкой) проверки, приложениями к нему (к ней), заключением о возражениях по акту проверки, решением по акту проверки и иными документами и сведениями, имеющими отношение к данной проверке.

В соответствии с требованиями законодательства акт или справка проверки подписывается проверяющими, а также представителями проверяемого субъекта. При наличии возражений по акту проверки представители проверяемого субъекта перед тем, как подписать акт проверки, делают об этом соответствующую оговорку и в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта должны представить письменные возражения по его содержанию.

Днем составления акта (справки) проверки считается день его подписания. В случае отказа представителей проверяемого субъекта от его подписания акт проверки подписывается проверяющими с соответствующей записью.

В случае, если представители проверяемого субъекта уклоняются от получения акта проверки, то проверяющими делается соответствующая запись о предпринятых мерах по ознакомлению представителей проверяемого субъекта с актом (справкой) проверки на его первом экземпляре. Отсутствие подписей представителей проверяемого субъекта либо их отказ от получения акта проверки не являются основанием для непринятия таможенным органом мер в отношении выявленных нарушений.

 

 

9.3. Реализация материалов проверки

В целях обеспечения взыскания сумм, доначисленных по результатам проверки, проверяющие должны:

1. установить наличие дебиторской задолженности у проверяемых субъектов;

2. приостановить операции по счетам проверяемого субъекта.

Результаты проверки наличия дебиторской задолженности обобщаются и оформляются в виде сведений о наличии дебиторской задолженности, которые прилагаются к акту проверки.

При выявлении в ходе проверки фактов уклонения проверяемого субъекта от уплаты таможенных платежей, Государственный таможенный комитет принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты таможенных платежей.

Вынесение решения по акту проверки. Все требования по устранению выявленных нарушений излагаются в решении по акту проверки. Данное решение согласуется с юридической службой таможенного органа, проводившего проверку.

В случае, если по акту проверки поступают письменные возражения, то лицами, принимавшими участие в проверке, проверяется обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и по ним составляется письменное заключение. С данным заключением должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемого субъекта.

По окончании проверки руководитель таможенного органа обязан в срок не позднее чем через 30 дней со дня получения материалов проверки:

1) рассмотреть их;

2) вынести в пределах своей компетенции решение;

3) обеспечить контроль за выполнением решения;

4) принять иные необходимые меры в отношении выявленных нарушений.

Решение по материалам проверки выносится при установлении и описании в Акте:

1) факта нарушения проверяемым субъектом конкретных предписаний актов законодательства, регулирующих экономическую деятельность в Республике Беларусь и предусматривающих экономическую ответственность за данный вид правонарушения;

2) вины индивидуального предпринимателя, должностных лиц или иных работников юридического лица в деяниях, повлекших экономическую ответственность этого индивидуального предпринимателя или юридического лица.

При отсутствии в акте проверки вышеуказанного решение о применении экономических санкций не применима.

Решение вручается одному из представителей проверяемого субъекта под расписку или передается иным способом, позволяющим установить дату получения.

Реализация таможенным органом результатов проверки. В порядке реализации материалы проверки в отношении проверяемых субъектов, находящихся в зоне деятельности таможенного органа, проводившего проверку, поступают в структурные подразделения данного таможенного органа. Если проверяемый субъект находится в зоне деятельности иного таможенного органа, в этом случае материалы проверки направляются в адрес того таможенного органа, где находится на учете субъект хозяйствования.

Решения таможенного органа и принятые по жалобам проверяемых субъектов решения вышестоящего контролирующего органа, являются основанием для начисления таможенных платежей и контроля за доначисленными суммами, а также сроками их поступления или уплаты, экономических (финансовых) санкций, пени, процентов.

Обжалование решения по акту проверки. Решение по акту проверки может быть обжаловано представителями проверяемого субъекта путем обращения в вышестоящий контролирующий орган (т. е. в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь). Подача жалобы в 5-дневный срок со дня получения решения приостанавливает его исполнение таможенным органом, то есть взыскание в бесспорном порядке экономических (финансовых) санкций и доначисленных сумм таможенных платежей, пени, процентов в период рассмотрения жалобы не производится.

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий орган по истечении 5-дневного срока со дня получения решения не приостанавливает истечение сроков, установленных проверяемому субъекту для уплаты доначисленных сумм таможенных платежей, пени, процентов и экономических (финансовых) санкций в добровольном порядке.

Государственный таможенный комитет в 15-дневный срок со дня поступления жалобы по результатам ее рассмотрения принимает одно из следующих решений:

-- оставляет решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;

-- отменяет решение;

В случае несогласия с принятым вышестоящим контролирующим органом решением по жалобе, проверяемый субъект вправе обратиться с соответствующим исковым заявлением в хозяйственный суд (либо в общий суд, если проверяемый субъект – физическое лицо).

Глава 10. Валютный контроль

 

10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов

 

Валютный контроль – это деятельность органов и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства.

Предполагается, что основным документом, регулирующим данные нормы и правила, станет Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Одним из правовых актов, определяющих порядок осуществления валютного контроля, является Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года.

Статья 26 Банковского кодекса определяет функции Национального банка, важнейшей из которых является организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В целях реализации этой нормы постановлением Правления Национального банка от 13 июня 2000 года утверждены функции банков как агентов валютного контроля.

Особая роль в контроле за соблюдением валютного законодательства принадлежит таможенным органам.

Таможенный кодекс Республики Беларусь определяет, что Государственный таможенный комитет является органом валютного контроля в Республике Беларусь, а таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными ГТК Республики Беларусь. При этом таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь, исключая периметры свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Республики Беларусь, ценных бумаг в валюте Республики Беларусь, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Важно подчеркнуть, что валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, является составной частью таможенного контроля.

Полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также агентов валютного контроля определены Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2000 года «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь».

Согласно Указу в Республике Беларусь

-- органами валютного регулирования и валютного контроля являются: Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк;

-- органами валютного контроля -- Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет;

-- агентами валютного контроля -- таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров, облисполкомы и Минский горисполком.

 

 

10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 года № 7 установлены экономические санкции за определенные нарушения, а также утверждено Положение о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций.

Положение определяет порядок осуществления контроля за поступлением в Республику Беларусь денежных средств либо товаров, выполнением работ, оказанием услуг при проведении внешнеторговых операций (в том числе с государствами -- участниками Таможенного союза), обязанности органов и агентов валютного контроля, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Положением по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему экспорт (импорт) товаров, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 1500 евро, экспортер (импортер) обязан до начала исполнения договора (отгрузки или поступления товаров, проведения или поступления платежей) зарегистрировать паспорт сделки (основной документ валютного контроля). При осуществлении внешнеторговых операций, по которым предусматривается проведение платежей со счета или на счет резидента Республики Беларусь в белорусском банке, паспорт сделки до представления в таможенные органы должен быть завизирован в соответствующем банке.

Основным документом валютного контроля паспорт сделки назван потому, что с его помощью происходит связь информации о движении товаров с информацией о движении денежных средств.

Происходит это следующим образом. В грузовой таможенной декларации, заполняемой при таможенном оформлении товаров, или в статистической декларации, если таможенного оформления товаров не требуется, указывается номер паспорта сделки. После регистрации таких деклараций должностными лицами таможенных органов информация об этом передается в Комитет государственного контроля в электронном виде.

Работники банков при расчетном обслуживании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также требуют указания номера паспорта сделки, по которому проводится или поступает платеж. В дальнейшем информация о проведенных (поступивших) платежах с указанием номера паспорта сделки также передается в Комитет государственного контроля.

На основе полученной от Государственного таможенного комитета и Национального банка информации Комитет государственного контроля формирует соответствующую базу данных, по которой он производит контроль за своевременностью и полнотой поступления товаров и денежных средств.

Поскольку номер паспорта сделки, зарегистрированного по внешнеторговому договору, уникален, с его помощью и происходит связь информации о движении товаров с информацией о движении денежных средств.

При выявлении несвоевременного и (или) неполного поступления товаров и (или) денежных средств производится проверка (ревизия) юридического лица или индивидуального предпринимателя. В случае подтверждения нарушения к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю применяются экономические санкции, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 года № 7.

В целях исполнения данной схемы контроля Положением определено, что:

1) Государственный таможенный комитет:

-- осуществляет контроль за работой таможен при проведении ими валютного контроля внешнеторговых операций как части таможенного контроля;

-- предоставляет Министерству статистики и анализа для целей ведения статистики внешней торговли, Комитету государственного контроля и Государственному налоговому комитету для целей контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций информацию в пределах их компетенции.

2) Таможни:

-- регистрируют в установленном порядке представляемые паспорта сделок и статистические декларации;

-- производят таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам при экспорте (импорте) товаров при условии наличия зарегистрированного паспорта сделки;

-- в случае, если предусмотренный внешнеторговым договором срок поступления товаров либо денежных средств от экспорта товаров превышает срок, установленный законодательством, регистрируют паспорт сделки только после представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разрешения Министерства иностранных дел на продление срока проведения внешнеторговой операции;

-- контролируют наличие в таможенной декларации ссылки на регистрационный номер и дату выдачи (в предусмотренных законодательством случаях) паспорта сделки.

В целях организации валютного контроля Государственным таможенным комитетом в июле 2001 года приняты постановления «О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами» и «О статистическом декларировании товаров». Первым из них определены: порядок заполнения паспорта сделки, случаи, когда не требуется регистрация паспорта сделки; другим постановлением - основания для отказа в регистрации паспорта сделки; порядок заполнения, регистрации и аннулирования статистической декларации; основания для отказа в регистрации статистической декларации.

4) Национальный банк:

-- осуществляет контроль за проведением банками расчетов при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций;

-- устанавливает формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки представления этих форм банками;

-- определяет порядок исполнения банками функций агентов валютного контроля;

-- применяет к банкам меры ответственности за ненадлежащее исполнение ими функций агентов валютного контроля;

– предоставляет Комитету государственного контроля для целей контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций информацию в соответствии с порядком и формой, определяемыми Комитетом государственного контроля по согласованию с Национальным банком.

5) Банки:

– визируют паспорт сделки в соответствии с порядком, определенным Национальным банком;

– производят расчетное обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по внешнеторговому договору только после представления ими зарегистрированного в установленном порядке паспорта сделки;

– осуществляют контроль за правильностью проведения клиентами платежей по импорту в соответствии с действующим законодательством и представления информации о поступлении денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг).

Таким образом, без наличия зарегистрированного паспорта сделки банки не производят расчетное обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по внешнеторговым договорам.

6) Комитет государственного контроля:

– координирует действия органов, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций;

– контролирует соблюдение установленных сроков проведения внешнеторговых операций на основании информации других органов, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций;

– контролирует в пределах своей компетенции соблюдение другими органами, уполномоченными в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций, порядка проведения этого контроля;

– определяет порядок и форму представления Национальным банком, таможенными органами, Министерством иностранных дел информации Комитету государственного контроля для целей контроля за осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций по согласованию с Национальным банком, Государственным таможенным комитетом, Министерством иностранных дел.

7) Органы Комитета государственного контроля:

– проводят проверки (ревизии) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленного порядка осуществления внешнеторговой деятельности и по выявленным нарушениям применяют предусмотренные законодательством санкции и штрафы;

– при необходимости привлекают к установлению причин нарушения порядка осуществления внешнеторговых операций другие государственные органы в соответствии с их компетенцией.

 

10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц

 

Главное направление валютного контроля, осуществляемого в отношении физических лиц, – контроль за ввозом, вывозом и пересылкой наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов через таможенную границу Республики Беларусь.

Основной документ, регулирующий эти вопросы, – Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 31 июля 2000 года.

Утвержденные этим постановлением правила устанавливают, что:

1) вывоз из Республики Беларусь и ввоз в Республику Беларусь физическими лицами наличных белорусских рублей разрешен в сумме, не превышающей на одно лицо 100 (сто) минимальных заработных плат, установленных в республике;

2) ввоз в Республику Беларусь физическими лицами наличной иностранной валюты производится без ограничения суммы с соблюдением требований таможенного законодательства;

3) вывоз из Республики Беларусь физическими лицами наличной иностранной валюты без предъявления разрешительных документов разрешен на одно лицо в сумме, не превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления вывозимой наличной иностранной валюты.

При вывозе физическими лицами из Республики Беларусь наличной иностранной валюты в сумме свыше установленной нормы, в таможенные органы представляются в обязательном порядке разрешительные документы:

– таможенная декларация или валютное удостоверение, свидетельствующие о ввозе наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте на территорию государств– участников Таможенного союза;

– банковский документ, выдаваемый уполномоченными банками государств – участников Таможенного союза, разрешающий вывоз наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте из государств – участников Таможенного союза (справка формы № 0406007).

Разрешительные документы, на основании которых физические лица осуществляют вывоз из Республики Беларусь наличной иностранной валюты, подлежат сдаче таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление вывозимой наличной иностранной валюты.

При этом таможенная декларация или валютное удостоверение действительны в качестве разрешительного документа в течение года, банковский документ – в течение двух лет с даты выдачи;

4) вывоз из Республики Беларусь и ввоз в Республику Беларусь физическими лицами платежных документов в иностранной валюте производится без ограничения суммы с соблюдением требований таможенного законодательства. Под платежными документами в иностранной валюте понимаются выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские и иные чеки, эмитированные банками и иными кредитными организациями;

5) вывоз из Республики Беларусь физическими лицами памятных монет из драгоценных металлов (денежные знаки в виде монет, выпущенных в ознаменование важнейших событий в истории государства и всего человечества, из драгоценных металлов (золото, платина, палладий, серебро) допускается в количестве: монеты из золота, платины, палладия – не более 5 штук на одно лицо; монеты из серебра – не более 10 штук на одно лицо;

6) ввоз в Республику Беларусь физическими лицами памятных монет из драгоценных металлов производится без ограничения количества на одно лицо с соблюдением требований таможенного законодательства;

7) пересылка из Республики Беларусь и в Республику Беларусь наличных белорусских рублей, памятных монет из драгоценных металлов физическими лицами запрещена. При этом под пересылкой понимается перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов в международных почтовых отправлениях (посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена между государствами);

8) пересылка из Республики Беларусь наличной иностранной валюты письмами с объявленной ценностью допускается в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в предприятии связи. Пересылка наличной иностранной валюты без объявления ценности запрещена;

9) пересылка в Республику Беларусь наличной иностранной валюты письмами с объявленной ценностью допускается в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью почтовым учреждением страны его отправления;

10) пересылка платежных документов в иностранной валюте из Республики Беларусь и в Республику Беларусь письмами с объявленной ценностью допускается без ограничения суммы при условии, что объявленная ценность не будет превышать сумму, равную в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в предприятии связи. Пересылка платежных документов в иностранной валюте без объявления ценности запрещена;

11) ввоз и вывоз наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов физическими лицами с (на) территории(ю) Республики Беларусь с территории государств – участников Таможенного союза осуществляется без ограничения суммы, без декларирования в письменной форме, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

Приказом Государственного таможенного комитета от 3 апреля 1997 года «О порядке декларирования личного имущества» определены особенности декларирования наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов.

Обязательному письменному декларированию подлежат следующие товары не для коммерческих целей, перемещаемые через таможенную границу:

– запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу (в том числе иностранная валюта, вывозимая в сумме, превышающей в эквиваленте 1500 долларов США на одно лицо, памятные монеты, вывозимые на одно лицо в количестве, превышающем 5 штук – из золота, платины, палладия и 10 штук – из серебра, дорожные чеки, иные валютные ценности и др.) вне зависимости от наличия у лица, перемещающего товары, разрешительных документов;

– белорусские рубли, ввозимые и вывозимые в сумме, превышающей на одно лицо 100 минимальных заработных плат, установленных в Республике Беларусь.

Устному декларированию подлежат следующие товары не для коммерческих целей, перемещаемые через таможенную границу:

– ввозимая иностранная валюта и иные валютные ценности (за исключением дорожных чеков);

– иностранная валюта, вывозимая в пределах суммы, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 1500 долларов США;

– белорусские рубли, ввозимые и вывозимые в пределах суммы, не превышающей на одно лицо 100 минимальных заработных плат, установленных в Республике Беларусь;

– памятные монеты из драгоценных металлов, вывозимые на одно лицо в количестве, не превышающем 5 штук – из золота, платины, палладия и 10 штук – из серебра.

Ввезенная иностранная валюта и другие валютные ценности, сумма которых превышает 3 тыс. долларов США, регистрируются должностным лицом таможенного органа в валютном удостоверении формы ТС-28 в случае их письменного декларирования в установленном порядке.

По желанию заявителя (физического лица, перемещающего товары), товары, подлежащие декларированию в устной форме, могут декларироваться в письменной форме.

РАЗДЕЛ V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ

Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров

 

Республика Беларусь стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела, которое развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Важными составными элементами таможенного дела и функциями, возложенными на таможенные органы, являются:

– ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

– классификация и кодирование товаров.

Выполнение этих функций обеспечивает единообразное применение к товарам, участвующим во внешнеторговом обороте, мер таможенного регулирования.

Так, правильная классификация товаров позволяет установить их стоимость на основе объективных критериев, что в свою очередь обеспечивает обоснованное начисление и взимание таможенных платежей. Большое значение точная классификация товаров имеет и для повышения объективности таможенной статистики внешней торговли.

Номенклатура – это совокупность названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники и т. д. В тех отраслях знаний и общественной практики, где используется понятие «товар», широко применяется и термин «товарная номенклатура», например, в товароведении, таможенном деле, производстве, потреблении, внешнеэкономической деятельности и др.

С понятием «товар» связаны практически все из 29 основных понятий, определения которых приведены в ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь. Даже понятие «таможенные платежи», не содержащее слова «товар», с точки зрения таможенного законодательства и с точки зрения практики его применения связано с перемещением товаров через таможенную границу. Например, при обложении таможенными платежами внешнеторговой операции по перемещению товара (сборы за таможенное оформление, таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз) или при взимании таможенных платежей, связанных с выдачей таможенными органами документов о предоставлении разрешений таможенному специалисту по таможенному оформлению, владельцу склада временного хранения или таможенному перевозчику заниматься деятельностью, связанной с внешней торговлей.

Существует еще одно значение термина «номенклатура» – это система абстрактных и условных символов, максимально удобное с практической точки зрения средство для обозначения предметов, в данном случае – названий товаров.

В таможенном деле применимы обе приведенные трактовки термина, поскольку должностным лицам таможенных органов и декларантам приходится работать с большим количеством наименований товаров.

Ассортимент товаров, производимых различными отраслями промышленности и сельского хозяйства, очень широк и постоянно пополняется благодаря достижениям научно-технического прогресса. Для того чтобы регулировать внешнеторговые операции, необходимо систематизировать товары мировой торговли.

Для решения подобных задач применяется классификация, то есть, распределение множества объектов (в данном случае – товаров) на подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и т. д.) При этом образуется определенная система.

Товары могут быть классифицированы по отраслям производства, по материалам, из которых они сделаны, по степени обработки, по функциональному назначению и т. д. в зависимости от задач, стоящих перед составителями данной системы, при этом всем товарам, разделам, группам и подгруппам присваиваются специальные шифры.

Приведенное в определенную систему множество каких-либо объектов может рассматриваться как классификатор этих объектов. Исходя из этого, классификатор представляет собой систематизированный перечень классифицируемых объектов, позволяющий определить место каждому объекту и затем присвоить ему определенное условное обозначение, называемое кодом.

Таким образом, товарная номенклатура – это классификатор товаров, то есть перечень товаров, распределенных по соответствующей системе классификации.

Представление классифицируемого объекта в виде знака или группы знаков по правилам, установленным данной системой, называется кодированием. Кодирование товаров позволяет представить в таможенный орган информацию о товарах в удобной для ее сбора, проверки, передачи, обработки и анализа форме. Кодовая система классифицированных данных удобна при работе с информацией, представленной в электронном виде, так как позволяет применять необходимые методы поиска, сортировки и суммирования данных.

Использование товарной номенклатуры упрощает многие процедуры: кодирование товаров; взимание таможенных платежей; определение таможенной стоимости; ведение отчетности, планирование; изучение товарной структуры внешней торговли.

Для повышения эффективности таможенного дела сотрудникам таможенных органов необходимы знания теории классификации товаров и основных классификационных систем, умение решать теоретические и практические задачи с помощью этих систем.

Рассмотрим разновидности классификационных систем, используемых в международной практике внешней торговли.

 

 

Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли

 

2.1. Основные товарные номенклатуры

 

В Европе в середине XIX века произошла промышленная революция. Быстрое развитие внешней торговли поставило торгующие страны перед необходимостью разработки в таможенных целях сопоставимых определений и унификации товарных номенклатур.

В 1853 году в Брюсселе на Первом международном статистическом конгрессе был поднят вопрос о необходимости унификации товарных номенклатур для целей таможенного регулирования и ведения статистики внешней торговли. На Международном конгрессе по таможенным правилам, проходившим в 1890 году в Париже, также обсуждалась необходимость создания унифицированной номенклатуры.

Однако только через 60 лет после Первого международного конгресса, 31 декабря 1913 года, в Брюсселе, была подписана конвенция, для выполнения основных положений которой было создано Международное бюро внешнеторговой статистики. Страны, подписавшие конвенцию, сохраняя для своих публикаций национальные классификации и товарные номенклатуры, составляли и направляли в это Международное бюро данные по единой классификации и товарной номенклатуре.

В результате была создана первая Брюссельская товарная номенклатура, которая состояла из пяти разделов, включающих 186 базисных товарных позиций:

Раздел I. Живые животные – 7 товарных позиций (1–7).

Раздел II. Продовольственные товары и напитки – 42 товарные позиции (8–49).

Раздел III. Сырье и полуфабрикаты – 49 товарных позиций (50–98).

Раздел IV. Готовые изделия – 84 товарные позиции (99–182).

Раздел V. Золото и серебро, необработанные; золотые и серебряные монеты – 4 товарные позиции (183–186).

Первая Брюссельская товарная номенклатура была недостаточно детализированной и, следовательно, неудобной для использования в качестве мирового стандарта.

Таким образом, возникла необходимость создания новой товарной номенклатуры, которая была опубликована в 1938 году и получила название «Минимальный список товаров для статистики международной торговли». Разделы новой номенклатуры были значительно расширены и более детализированы, товары классифицировались, то есть разбивались на подмножества, в зависимости от материала, из которого были изготовлены. Принцип назначения товара применялся при классификации товаров лишь в исключительных случаях. Номенклатура, представляла собой классификацию «вертикального» типа: все товары распределены по 17 разделам, которые были разбиты на 50 групп и 456 базисных товарных позиций.

Раздел I. Продовольствие, напитки, табак (13 групп).

Раздел II. Жиры и масла, воск животного и растительного происхождения (2 группы).

Раздел III. Химические и подобные им продукты (4 группы).

Раздел IV. Каучук (1 группа).

Раздел V. Лесоматериалы, пробка (1 группа).

Раздел VI. Бумага (1 группа).

Раздел VII. Шкуры, кожи и изделия из них, особо не поименованные (3 группы).

Раздел VIII. Текстильные товары (4 группы).

Раздел IX. Одежда и белье (4 группы).

Раздел X. Топливо, смазочные материалы и подобные продукты, особо не поименованные (1 группа).

Раздел XI. Неметаллические минералы и изделия из них, особо не поименованные (4 группы).

Раздел XII. Драгоценные металлы и драгоценные камни, жемчуг и изделия из них (1 группа).

Раздел XIII. Черные и цветные металлы и изделия из них, особо не поименованные (4 группы).

Раздел XIV. Машины, аппараты и принадлежности к ним, средства транспорта (3 группы).

Раздел XV. Прочие товары, особо не поименованные (2 группы).

Раздел XVI. Реимпортные товары и товары, являющиеся объектами специальных операций (1 группа).

Раздел XVII. Золото необработанное и монеты (1 группа).

«Минимальный список товаров для статистики международной торговли» использовался рядом стран как основа при создании национальных классификаций, хотя, по мнению экспертов, он не оказал такого влияния, как Брюссельская таможенная номенклатура.

В практике внешнеторговой деятельности и таможенного регулирования большинства стран и международных организаций наибольшее распространение получили три классификационные системы:

– Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС), или Брюссельская таможенная номенклатура (БТН);

– Единая товарная номенклатура внешней торговли стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи (ЕТН ВТ СЭВ);

– Стандартная международная торговая классификация (СМТК) ООН.

Рассмотрим особенности построения и использования этих трех основных международных товарных классификаций.

 

2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли

 

Единая товарная номенклатура внешней торговли стран – членов СЭВ (ЕТН ВТ СЭВ) была принята и издана в 1962 году. Работа по подготовке и изданию проводилась отделом статистики Секретариата Совета с учетом замечаний и предложений стран – членов СЭВ. ЕТН ВТ СЭВ применялась в качестве основного классификатора во внешнеэкономической деятельности Советского Союза с 1962 по 1991 год.

В ЕТН ВТ СЭВ товары разбивались на подмножества в зависимости от их назначения, происхождения и степени обработки. Классификационная система номенклатуры также позволяла сгруппировать товары по таким принципам, как средства производства и предметы потребления; основные и оборотные средства; изделия промышленности и сельского хозяйства.

ЕТН ВТ СЭВ включала 10 разделов, из них 9 товарных и 1 нулевой раздел, 57 товарных групп, 325 подгрупп, 4200 товарных позиций и более 10 тыс. субпозиций:

Раздел 1. Машины, оборудование и транспортные средства (10 групп; 10–19).

Раздел 2. Топливо, минеральное сырье и материалы (9 групп; 20–28).

Раздел 3. Химические продукты, удобрения, каучук (7 групп; 30–36).

Раздел 4. Строительные материалы и детали (3 группы; 40–42).

Раздел 5. Сырье и продукты его переработки (непродовольственные), кроме ранее поименованных (9 групп; 50–59).

Раздел 6. Живые животные (1 группа; 60).

Раздел 7. Сырье для производства пищевкусовых товаров (3 группы; 70–72).

Раздел 8. Пищевкусовые товары (6 групп; 80–85).

Раздел 9. Промышленные товары народного потребления (9 групп; 90–98).

Раздел 0. Операции (услуги) материального характера (9 групп; 01–09).

Присутствие в структуре ЕТН ВТ СЭВ дополнительного нулевого раздела существенно отличало ЕТН ВТ СЭВ от других номенклатур.

В ЕТН ВТ СЭВ был принят семизначный код. Первый знак обозначал раздел, два первых – группы, три первых – подгруппы, пять знаков – для товарной позиции, семь знаков – для товарной субпозиции. Такая нумерация позволяла при необходимости расширить номенклатуру за счет свободных номеров в подгруппах и товарных позициях.

Таким образом, структура ЕТН ВТ СЭВ давала возможность более глубоко изучить товарную структуру внешней торговли, ее географическую направленность и ценовую динамику, так как можно было выделять отдельные виды, сорта и марки товаров; проводить дополнительные группировки экспорта и импорта товаров по различным экономическим признакам; обеспечивать сопоставимость плановых и отчетных показателей по внешней торговле как в пределах одной страны, так и всех стран – членов СЭВ (связь с другими международными классификациями осуществлялась с помощью переходных таблиц).

Развитие производства и связанное с ним появление новых видов товаров, рост объемов торговли, а также изменение товарной структуры внешнеторгового оборота стран – членов СЭВ требовали ежегодного внесения изменений и дополнений в ЕТН ВТ СЭВ. В связи с этим за время использования ЕТН ВТ СЭВ вышло четыре издания этой номенклатуры.

Первоначально ЕТН ВТ СЭВ была разработана как статистическая товарная номенклатура, но она также стала основой таможенного тарифа СССР.

В общем, классификационная система номенклатуры отражала товарную структуру внешней торговли, но была недостаточно приспособлена к выполнению протекционистских функций. Это не давало возможности таможенному тарифу в полной мере выполнять функции экономического регулирования внешней торговли.

 

2.3. Стандартная международная торговая классификация ООН

Статистической комиссией ООН был предложен вариант СМТК, по которому сессия Экономического и Социального советов ООН 12 июля 1950 года приняла следующие рекомендации:

«…Учитывая отзывы, полученные от правительств и специализированных учреждений в отношении СМТК, и принимая во внимание, что рекомендуемая классификация может служить основой для анализа международной торговли… быть основой для представления данных по торговой статистике международным организациям, ООН настоятельно просит правительства использовать эту Стандартную международную торговую классификацию путем:

1) принятия этой классификационной системы с такими изменениями, которые могут быть необходимы для того, чтобы удовлетворить национальные потребности, не нарушая схемы классификации, или

2) путем перегруппировки своих статистических данных в соответствии с этой схемой с целью достижения сопоставимости данных международной торговли».

Для классификации товаров в СМТК использовались несколько признаков, основным из которых был признак последовательностиобработки продуктов. Товары делились на три основных класса: сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, а позиции нулевого и первого разделов были дополнительно объединены с группировкой по признаку назначения товаров.

Детализация разделов и товарных групп СМТК быланесколько условной. Так, один из самых важных разделов – раздел 7 «Машины, оборудование и транспортные средства» – состоял только из трех групп, что не соответствовало требованиям времени. Недостатком СМТК являлось также отсутствие деления по отраслям народного хозяйства.

В то же время СМТК позволила добиться определенной сопоставимости статистических показателей и давать экономические обзоры о состоянии мировой торговли.

 

2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества

 

Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС) была разработана на базе Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), которая начиная с 1951 года, применялась во внешней торговле стран Западной Европы.

БТН представляла собой классификационную схему для таможенных тарифов и одновременно являлась международной торговой классификацией. Таким образом, БТН представляла собой таможенно-тарифную номенклатуру. Главным группировочным признаком начального варианта БТН был характерматериалов, из которого изготавливались товары. Так как критерии экономической статистики требовали обобщенных показателей по таким категориям, как сырьевые товары, машины и оборудование и т. д., а также по товарам, сгруппированым в зависимости от степени их обработки и по отраслевому происхождению, то данные, основывающиеся на базе БТН, необходимо было перегруппировывать, что вызывало определенные трудности. Кроме того, постоянно велась работа по сближению международных классификаций, главным образом, СМТК и БТН. Все это привело к созданию нового проекта Брюссельской номенклатуры, который и получил название «Номенклатура Совета таможенного сотрудничества».

Классификация в НСТС была проведена по степени обработки и происхождения товаров, что составляло главное отличие новой номенклатуры от БТН. Важной особенностью НСТС является то, что товарные коды (шифры) не содержат номеров разделов.

Все товары в НСТС распределены на 21 раздел, которые в свою очередь разбиты на 99 групп, пронумерованных независимо от их принадлежности к тому или иному разделу, пронумерованы в порядке возрастания от 01 до 99. Внутри группы товары пронумерованы также в возрастающем порядке двумя знаками от 01 до 99 и образуют 1011 товарных подгруппы. Таким образом, НСТС основана на четырехразрядном обозначении товаров.

В настоящее время НСТС используется многими странами мира (в основном это страны Западной Европы) как в статистических целях, так и в качестве основы для формирования национальных таможенных тарифов.

Принципы классификации товаров, заложенные в НСТС, были использованы при создании Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

 

Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров

 

3.1. История создания

 

Отсутствие единых классификационных принципов в основных международных товарных номенклатурах сложностей привело к необходимости создания единого международного классификатора, который мог бы использоваться всеми странами какприосуществлении внешнеэкономических операций, так и при анализе результатов внешней торговли по отдельным товарам, товарным группам и товарным позициям.

Разработанные ранее международные товарные номенклатуры не отвечали требованиям, предъявляемым отдельными странами международными организациями. Каждая из номенклатур, помимо бесспорных преимуществ, имела и существенные недостатки. Поэтому необходимо было добиться гармонизации и рационализации торговой документации, данных; максимально унифицировать систему кодирования информации, единиц измерения и самих товаров.

Обсуждение указанных проблем началось экспертами Совета таможенного сотрудничества и представителями других заинтересованных международных организаций. В результате на заседании Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Совету таможенного сотрудничества было поручено изучить возможности создания единой международной товарной классификационной системы, которая впоследствии получила название «Гармонизированная система описания и кодирования товаров».

Работа над созданием ГС началась в 70-е годы Советом таможенного сотрудничества при участии около 60 экспертов различных стран и международных организаций и длилась около десяти лет. В основу ГС были положены НСТС, СМТК ООН, а также 12 других международных и национальных классификационных систем.

Каждая страна, принимавшая участие в разработке ГС, имела возможность внести свои предложения по описанию товаров, их месту в номенклатуре, коду товара, примечаниям к классификатору. Все вопросы решались путем голосования. Разработчики стремились к тому, чтобы описание и кодирование товаров в ГС максимально отражали и технологию их изготовления. Номенклатура должна была отвечать потребностям таможенных органов, внешнеторговой и производственной статистики. Поэтому одним из центральных принципов ГС стал принцип обязательной сопоставимости национальных и международных данных о внешней торговле той или иной страны.

В июне 1983 года была завершена подготовительная работа по созданию Гармонизированной системыи ведущаяся параллельно работа над Международной конвенцией о ГС.

С этого момента любая страна, готовая принять на себя обязательства, изложенные в Конвенции, могла подписать ее, став таким образом полноправным членом ГС.

С 1 января 1988 года, когда Конвенцию подписали более 50 стран, она вступила в действие. В Конвенции излагаются цели создания ГС, сфера применения, правовой механизм использования ГС странами – участницами Конвенции, их обязательства, порядок работы по совершенствованию системы.

В преамбуле документа определено, что основными целями создания ГС являются: содействие международной торговле; упрощение сбора, сопоставления и анализа статистических данных; стандартизация и унификация внешнеторговой документации и т. д.

В соответствии с Конвенцией под Гармонизированной системойописания и кодирования товаров понимается номенклатура, которая представляет собой детализированный и унифицированный внешнеторговый товарный классификатор, включающий в себя:

– товарные позиции и субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды;

– примечания к разделам, группам и субпозициям;

– основные правила интерпретации ГС.

Основные правила интерпретации приведены в приложении к Конвенции. Они определяют главные принципы классификационной системы, устанавливают порядок включения товара в соответствующую ему товарную позицию.

Впримечаниях к разделам, группам и некоторым субпозициям уточняются их объем и пределы, приводятся различные определения и термины. Основные правила интерпретации и примечания имеют юридическую силу, как и номенклатурная часть ГС.

Чтобы облегчить поиск места товара в ГС и обеспечить присвоение ему правильного кода, существуют вспомогательные издания:

1. Пояснения к ГС.

2. Алфавитный указатель к ГС и пояснениям.

3. Сборник классификационных решений по ГС.

Пояснения к ГС не включены в Конвенцию, но они утверждены Советом таможенного сотрудничества как официальное толкование ГС на международном уровне. Обращение к пояснениям необходимо для правильности толкования ГС. Пояснения могут меняться, поэтому они всегда должны рассматриваться в строгом соответствии с текстом самой ГС, с правилами и примечаниями к разделам и группам.

Пояснения содержат комментарии к каждой товарной позиции, перечни включаемых и исключаемых товаров, техническое описание рассматриваемых в данной товарной позиции товаров. Пояснения являются практическим руководством по идентификации товаров.

Алфавитный указатель к ГС и пояснениям был создан Советом таможенного сотрудничества как алфавитный список товаров с целью облегчения поиска необходимой информации в ГС или пояснениях.

Сборник классификационных решений по ГС – это перечень решений по спорным и исключительным вопросам кодирования товаров.

 

 

3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров

 

Основу классификации товаров в Номенклатуре Гармонизированной системы (НГС) составляет совокупность различных признаков товара. Все товары сгруппированы и распределены по пяти уровням: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции.

Высшим уровнем классификации являются разделы, которых насчитывается 21. Они формируются на основании следующих признаков товаров:

– происхождение, вид материала, из которого изготовлен товар;

– функциональное назначение товара;

– химический состав или принадлежность к химической промышленности.

Следующим уровнем классификации товаров являются группы, их насчитывается 99. Три группы в НГС (77, 98, 99-я) являются резервными. Они могут быть использованы при пересмотре системы в СТС, а также и для выделения некоторых специфических товаров.

Группы формируются по принципу последовательности обработки (от сырья до полуфабрикатов и готовых изделий). Товары с наибольшей степенью обработки относятся к более «высоким» группам.

При формировании подгрупп, товарных позиций и субпозиций применяется своя последовательность признаков, которая обязательно включает степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, и его удельный вес в мировой торговле.

В Гармонизированной системе описания и кодирования товаров имеется своя система кодирования. Римские цифры используются для обозначения разделов и подгрупп. Для обозначения групп и товарных позиций применяются арабские цифры. Для кодирования субпозиций используются арабские цифры в сочетании с дефисами.

В ГС применяется «дефисная система», то есть перед наименованиями детализированных субпозиций и подсубпозиций проставлено различное количество дефисов. Разное число дефисов соответствует глубине детализации. Поиск кода товара ведется от меньшего числа черточек к большему.

Таким образом, код товара в ГС представляет собой шестизначное число из арабских цифр, которое включает в себя код группы (первые два знака), код товарной позиции (те же первые два знака плюс третий и четвертый) и код субпозиции (первые четыре знака плюс пятый и шестой). Деление товаров на разделы и подгруппы (римские цифры) производится для удобства пользования номенклатурой и не находит непосредственного отражения в шестизначном цифровом коде товара.