Контрольные действия при проведении проверки

 
 

 

 


XIII.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е     Д Е Й С Т В И Я
4) Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы
Ы

                       
   
 
 
 
 
 
 
 
   
     
Действия (бездействия) должностных и иных лиц, препятствующие проведению подготовительной работы, контрольных действий, проверок, влекут установленную законодательством ответственность
 
   
 
   
 

 

 

 

 


 


При необходимости получения объяснений должностные лица таможни направляют работникам проверяемого субъекта, индивидуальным предпринимателям или другим лицам извещение. После прибытия названных лиц в таможню производится опрос с фиксацией объяснений на бланке установленной формы. При этом каждый лист объяснения удостоверяется подписями лиц, давшими объяснения, и проверяющего. В случае, если объяснения фиксировались проверяющим, по окончании объяснений лицо, давших объяснения, удостоверяет их собственноручной записью «Мной прочитано, с моих слов записано верно» и подписью.

Таможенным органом для оказания содействия в решении вопросов, возникающих в ходе проверки, когда необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве, ремесле и иной сфере деятельности, получения суждений и выводов, опирающихся на строго достоверные, подлинно научные данные, на конкретные научные методики, могут привлекаться специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, а также эксперты.

Экспертиза может проводиться экспертами таможенных лабораторий, иных соответствующих экспертно-криминалистических учреждений либо иными специалистами. В качестве эксперта также может быть вызвано любое физическое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения познаниями. Должен быть оформлен соответствующий письменный запрос на проведение экспертизы или о выделении необходимого специалиста для участия в проверке.

В запросе излагаются обстоятельства, по поводу которых возникла необходимость в использовании специальных познаний, формулируются вопросы, подлежащие разрешению, и перечисляются объекты экспертизы, материалы проверки, представляемые в распоряжение эксперта. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. При этом проверяющий обязан по требованию эксперта ознакомить его с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, рассмотреть его ходатайство о представлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения.

Не может быть назначена экспертиза по правовым вопросам, решение которых входит в исключительную компетенцию должностного лица таможенного органа.

Заключение дается в письменной форме от имени конкретного эксперта. В экспертном заключении излагаются выводы, сделанные в результате проведенных исследований, и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для проверки обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта не является обязательным для проверяющих. Однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано и отражено при оформлении результатов проверки.

В случае недостаточной полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту.

Экспертиза новых объектов, которые не были объектом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам, как новая экспертиза.

Представленные в таможенный орган заключения, акты, справки и иные документы, излагающие результаты исследований и выводы, если эти документы были подготовлены не по запросу таможенных органов либо не по поручению должностных лиц других правоохранительных органов Республики Беларусь, у которых находятся или находились материалы, имеющие отношение к данной проверке, заключениями эксперта не являются.

 

Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы производится в присутствии представителей проверяемого субъекта. Для оказания содействия в производстве осмотра может быть приглашен специалист. В ходе осмотра могут использоваться технические средства. В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, применяется фотосъемка и видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготавливаются оттиски и слепки следов, снимаются копии документов.

По окончании осмотра составляется акт, в котором полно и объективно отражаются все действия проверяющих и все обнаруженное при осмотре. Акт осмотра указанных мест составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками. Если по объективным причинам его составление и подписание невозможны, при осмотре делаются подробные черновые записи, а акт составляется и подписывается при первой же возможности.

Опечатывание помещений или мест хранения документов, товаров и транспортных средств производится в исключительных случаях и лишь при наличии оснований полагать, что в отношении находящихся в опечатываемом помещении товаров, транспортных средств или документов могут быть совершены преднамеренные действия с целью сокрытия правонарушений путем уничтожения, фальсификации, утраты. Опечатывание помещения производится в присутствии представителя проверяемого субъекта, а также понятых с отражением данного факта в акте. К акту прилагается расписка о принятии опечатанного помещения с находящимся в нем имуществом на ответственное хранение.

Опечатывание производится путем наложения пломб и других средств таможенной идентификации товаров и транспортных средств.

Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств и ранее проведенных форм таможенного контроля, таможенные органы в любое время могут проводить проверку наличия или досмотр (повторный досмотр) товаров и транспортных средств, являющихся объектами таможенного контроля.

Досмотр может проводиться в любом месте нахождения объектов таможенного контроля (на таможенных складах, в местах промышленной переработки товаров, на выставках, на маршрутах их транспортировки и в иных местах, где хранятся, перевозятся, используются, перерабатываются, реализуются, уничтожаются товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем).

При проведении досмотра могут присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители. По требованию проверяющих указанные лица обязаны присутствовать при таком досмотре и оказывать необходимое содействие.

При проведении проверок, в ходе которых возникает необходимость установления фактического наличия товаров и материальных ценностей, определения неучтенных и хранящихся без подтверждающих документов товаров, определения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, руководитель таможенного органа вправе назначать инвентаризацию товаров и материальных ценностей проверяемых субъектов.

Для проведения инвентаризации проверяющий направляет или вручает представителям проверяемого субъекта Решение о проведении инвентаризации товаров. Проверяемый субъект в установленном порядке создает инвентаризационную комиссию и проводит инвентаризацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Инвентаризация может проводиться в присутствии либо без присутствия должностных лиц таможенного органа.

Проведение встречных проверок заключается в сличении имеющихся у проверяемого субъекта записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися у тех лиц, от которых получены или которым реализованы, перечислены, переданы товары, денежные средства и документы.

Если проведение встречной проверки необходимо в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность вне зоны деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного и иного контролирующего или правоохранительного органа, осуществляющего свою деятельность по месту расположения проверяемого субъекта, может быть подготовлен запрос о проведении встречной проверки. К запросу прилагаются копии имеющихся документов, по которым необходимо провести проверку.

Результаты встречной проверки оформляются справкой, к которой в необходимых случаях прилагаются заверенные соответствующим образом копии документов и полученные в ходе проверки объяснения. Материалы встречной проверки приобщаются к делу по материалам проверки проверяемого субъекта.

При выявлении в ходе проверки фактов совершения подлога документов, проверяющие обязаны изъять указанные документы. Затем составляется акт изъятия документов. Взамен изъятых документов в дела проверяемого субъекта помещаются копии.

Что касается получения сведений от банков и иных кредитных учреждений, таможен, правоохранительных и контролирующих органов, то в соответствии с Таможенным кодексом таможенные органы могут обращаться в любые организации, независимо от собственности за получением информации, требуемой для разрешения вопросов, стоящих перед проверкой.

Под «другими действиями» понимается проведение проверяющими иных контрольных действий, обеспечивающих получение достоверной, обоснованной и необходимой для проведения проверки информации о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. При этом действия (бездействие) должностных и иных лиц, препятствующие проведению подготовительной работы, контрольных действий, проверок, влекут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность.

Многие из описанных контрольных действий могут производиться и на этапе подготовительной работы, однако конкретные действия при проведении непосредственно проверки финансово-хозяйственной деятельности определяет сам проверяющий в зависимости от объема документов и других факторов.

 

 

Третьим этапом является оформление промежуточного акта проверки, акта (справки) проверки и приложений к нему (к ней).

По результатам проверки в случае выявления нарушений законодательства составляется акт проверки финансово-хозяйственной деятельности. Результаты проверок по установлению дебиторской задолженности, встречных проверок, проверок финансово-хозяйственной деятельности, в ходе которых нарушения не установлены, оформляются справкой.

В акте проверки обязательно указываются:

-- основания назначения проверки;

-- наименование органа, в том числе таможенного, поручившего (инициировавшего) проведение проверки, структурного подразделения таможенного органа;

-- дата и номер документа, на основании которого инициирована проверка;

-- дата и номер приказа на проведение проверки;

-- должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт (справку) проверки, а также иных лиц, участвовавших в проверке;

-- дата начала и окончания проверки (в случае перерывов указывается их период), место составления акта (справки) проверки;

-- должности и фамилии представителей проверяемого субъекта с указанием времени их работы на занимаемых должностях в проверяемый период;

-- наименование и местонахождение проверяемого субъекта;

-- обслуживающие банковские учреждения и номера счетов проверяемого субъекта;

-- наименование таможенного органа, инициалы, фамилии, должности проверяющих, проводивших предыдущие проверки соблюдения таможенного законодательства, период и вопросы проверки, принятые по выявленным фактам нарушения законодательства меры;

-- предпринятые проверяющими контрольные действия, проверенные финансово-хозяйственные операции, перечень изученных документов, метод и период проверки.

Кроме того, в акте проверки указываются:

-- подробные данные о выявленных фактах нарушений законодательства: место, время и период, характер совершенного нарушения, размер неуплаченных платежей, номера и даты документов (грузовой таможенной декларации, счет-фактуры (инвойса), счет-проформы, товарно-транспортной накладной и т. д.), акт законодательства, требования которого нарушены;

-- дата возникновения таможенной задолженности и задолженности по процентам;

-- сумма дебиторской задолженности;

-- должности, инициалы и фамилии лиц, по вине которых допущены нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных и иных лиц повлекли нарушения законодательства Республики Беларусь;

-- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Определение в акте проверки формы вины (по умыслу или по неосторожности) не входит в компетенцию проверяющих.